Непотопляемые. Как отрываются Каррера и «Спартак»
Эту лодку просто так не раскачать. Доказано Грозным.
Недовольство Карреры последними трансферами, конкуренция для Реброва, бойкот матча фанатами, грозненский микрофон и традиция поражений в матчах с «Тереком» – всё это не сдвинуло «Спартак» с первого места.
1. Каррера против войны
За несколько дней до матча в Грозном мы сообщили, что главный тренер «Спартака» уведомил клуб о возможной отставке в случае, если с ним не будут согласовывать трансферы. И дело касалось не только перехода Александра Селихова, но и других возможных приобретений. Информация, обрисованная несколькими авторитетными источниками, нашла подтверждение и в Чечне. Правда, с дополнениями. В частности, высказывались версии о том, что неразъяснённая ситуация с Селиховым возникла в том числе и из-за особенностей перевода: Каррера якобы знал, что клуб просматривает футболиста, но не ожидал, что трансфер состоится за три тура до паузы.
В течение нескольких дней после публикации «Спартак» получал важную обратную связь. И пусть она выражалась в критике материалов журналистов, но руководство всё равно могло понять возросшую значимость Массимо для болельщиков. Опять же, по нашим данным, тренер, продемонстрировавший жёсткую позицию, не просто получил разъяснения и определённые гарантии, позволившие погасить ситуацию. В «Спартаке», похоже, всё-таки сумели оперативно исправить ситуацию. В ходе матча с «Тереком» Каррера вёл себя типично: был активен на бровке, заводил игроков и вновь выстроил команду так, что она не пропустила. Росскийским же журналистам на вопрос о трансфере Селихова и мотивации Реброва Каррера ответил профессионально: «Артем всё понимает. Мы с ним даже не разговаривали на эту тему. Мы обсуждали ситуацию меньше, чем об этом пишут в газетах…».
2. Ребров: лучший матч под давлением
Когда вратари «Спартака» выходили на разминку из тоннеля, все четыре фаната, находившиеся к тому моменту на гостевой трибуне, тут же зарядили двухсложное: «Ребров, Ребров»! В ответ Артём поднял кулак вверх, надул щеки и ударил по ромбику. В матче с «Тереком» его ждала серьёзная психологическая проверка. Всё, что делает Ребров в этом сезоне, попадает под режим недоверия и ожидания. Да, он мало пропускает. Да, за 16 туров до конца чемпионата устанавливает личный рекорд сухих матчей (9). Да, «Спартак» не был так надёжен в обороне со времён Филимонова, а может и ещё раньше. Но за все эти четыре месяца хоть кто-то потребовал Артёма в сборную? Хоть раз всерьёз написал о его прогрессе? Зато матч за матчем мы, в том числе и я, караулили его результативные ошибки. Но Ребров их не сделал даже в матче с «Тереком», в котором пришлось приспосабливаться к жёсткому давлению не только со стороны соперника, но и собственного клуба, подписавшего нового вратаря Александра Селихова за три тура до окончания осенней части.
Артём тащил удары Митришева и Балая, прерывал передачи, забирал мяч на выходах в концовке и весь матч слышал то самое: «Ребров, Ребров» от фан-сектора. Просто так болельщики этого вратаря никуда не отпустят.
3. Фанаты: пять сотен против бойкота
«Фратрия» несколько лет назад объявила об отказе от поездок на кавказские матчи. Небеспричинно. Был и камнепад в Нальчике, и стрельба на поляне Азау, и выступления полиции на старом стадионе в Махачкале, и неспособность фанатов «Спартака» (зачастую по собственной вине) наладить контакт с принимающей стороной. Пару недель назад после матча сборной я уже писал, что в нынешней социальной ситуации, и особенно в случае с Грозным, запрет выглядят странным.
Во-первых, группы болельщиков «Спартака» приезжают в Чечню за несколько дней до матча и спокойно путешествуют по горным сёлам, где ещё недавно была война. И если к гостям и там действительно относятся с уважением, то в чём проблема?
Во-вторых, реален ли камнепад и провокации на современном, хорошо охраняемом стадионе? В-третьих, есть ли смысл оставлять команду без поддержки из-за серии событий, происходивших более пяти лет назад?
Впрочем, и говорить, что всё идеально организовано, тоже нельзя. Будем честны: в центре города к группе журналистов могут подойти и грубо потребовать показать содержимое сумок. Удивляет и система продажи билетов. На них нет ни времени, ни даты, ни цены, которая, по словам фанатов «Спартака», ближе к матчу подскочила в семь раз и составила 700 рублей вместо 100.
Также тяжело слушать фонограмму, которая заменяет естественную поддержку и глушит гостевой сектор. Как показалось, за «Терек» со «Спартаком» неплохо болеют и без специальных средств.
Но, несмотря на запреты, в Грозный всё равно прилетают более 500 фанатов и помогают команде выиграть.
4. Скамейка добрых дел
Мы переживаем за «скамейку» ЦСКА, но у «Спартака» она вряд ли длиннее. Как правильно заметил перед матчем один из представителей клуба, игрокам нельзя ни травмироваться, ни болеть, иначе позиции выпадают. Особенно комичной и тяжёлой для команды стала травма Зе Луиша. Набравший форму форвард почти 20 часов летел в Кабо-Верде и пережил не только смену климата, но и вышел играть на синтетику. Дело в том, что, скажем так, министерство спорта этой африканской страны сменило натуральное поле на искусственный газон доисторического поколения. Зе в итоге дёрнул мышцу, а Мельгарехо пока заменяет его так, что Каррера вынужден оставлять единственным форвардом Ивелина Попова.
Зато в Тарасовке «Спартак» каждую неделю пополняется новыми игроками. Вы наверняка видели фото мальчика на командном фото. Мише пять лет, за день до приезда в Тарасовку ему справили протез на руку. Ещё чуть раньше в клуб обратился доктор, попросивший поддержать пациента, который, как выяснилось, болеет за «Спартак», ходит с родителями на матчи и собирается поступить в академию Черенкова.
В ходе тренировки выяснилось много нового. Например, что любимый игрок у Миши – Джано. Грузинский полузащитник так растрогался, что вышел на поле, обнял и поцеловал мальчика. Денис Глушаков узнал, что Миша кричал во время игры с «Амкаром», («Вперёд, «Спартак») и ответил: «Вот мы тебя услышали и забили гол». После победы над «Тереком» капитан «Спартака» пригласил в Тарасовку и другого фаната. Того самого Ванька, который считает, что «Глушаков – это похороны».
Все эти истории как раз и демонстрируют, что, как бы ни раскачивалась иногда эта красно-белая лодка, потопить её в этом году будет очень сложно. Даже очень сильному «Тереку» и даже в Грозном.