6 мин.

Ла Лига бросает вызов Премьер-лиге

Доходы европейских футбольных лиг

Благодаря развитию спортивных телетрансляций испанскому футболу открылись возможности роста, так уже в этом году прибыль от них составила 3 млрд. евро. Ранее высокий уровень долговых обязательств мешал сделать исторический скачок, но уже сегодня Ла Лига опережает Бундеслигу по доходности. Но по-прежнему главной целью остается сокращение разрыва с Английской Лигой, контракты которой задают тон в мировом футболе. Испанский футбол выстраивает новую бизнес-модель: заполняет стадионы и открывает счета для иностранных инвестиций.

В прошлом году Ла Лига сумела по доходности опередить Бундеслигу, и теперь стремиться догнать и перегнатьПремьер-лигу.

Ла Лига не намерена затеряться в тени Премьер-лиги, но вместе с тем темп роста Английской Лиги настолько высок, что европейским лигам не так-то просто нагнать отставание. Ее главное достоинство — наличие развитых отношений в медиасфере по всем у Соединенному Королевству, что дает 2 весомых преимущества: возможность безболезненно снижать цены на абонементы, что способствует наполненности стадионов до 99%, и возможность распределять средства в регионы, где влияние колониализма поспособствовало развитию истинно британских развлечений, например, в Индии или в Гонконге. 

Испанские руководители знают об этом конкурентном преимуществе и всячески стремятся в краткосрочном периоде побороть пиратство и развить стратегическое коммерческое сотрудничество с регионами, что позволит хотя бы предотвратить дальнейшее отставание и увеличение отрыва, как прогнозируют некоторые эксперты. 

По оценкам Deloitte, подписание контракта со Sky и BT Sport позволит Премьер-лиге резко увеличить финансовый оборот (даже без оглядки на трансферы) до 5, 83 млрд. евро уже в 2016–2017 году. Итого, и благодаря новым международным соглашениям, английские клубы получат 3,725 млрд. евро только за телеэфиры, что на 43% выше прошлогоднего показателя. 

Ла Лига, в свою очередь, также дала сильный импульс для наращивания финансового оборота в этом сезоне, но тем не менее, доходы составят только 3 млрд. евро, что почти в половину меньше, чем у соперника. Самые главные мотивы к росту — это заключение медиаконтрактов с beIN SportsTelefonica и Orange-Vodafone, что на 1 млрд. позволит увеличить доходность от телевещания. К этому нужно добавить 650 млн. евро за международные контракты, что в 3 раза больше, чем в прошлых сезонах, когда продажа игроков еще не была централизована.

Такие различия привели президента Ла Лиги, Хавьера Тебаса, к мысли, что в определенных обстоятельствах Ла Лига может превратиться в АСВ, а Премьер Лига — в NBA в мире футбола. Поэтому сейчас клубы обязаны следить за своими стадионами и заполнять пустующие скамьи. Основная идея — создание однородности в концепции Ла Лиги. «Если вы видите, что болельщики не приходят на матчи и не заботитесь об это, зачем продолжать в том же духе?» — считает Эрнандес де Техада. 

Что еще требуется от клубов, так это подписание эффективных соглашений со спонсорами, что, пожалуй, является ахиллесовой пятой Премьер-лиги по сравнению с ее европейскими соперниками. Англичанам удалось привлечь азиатские компании к партнерству, в то время как, например, немцы заключают контракты с мультинациональными гигантами — BayerAdidasMercedes и Volkswagen. Гиганты немецкой промышленности — прекрасная опора для Бундеслиги, интерес к которой хоть и ограничен, но опережал интерес к испанской лиге до этого года. 

До 2015–2016 года произошел прорыв в подписании медиаконтрактов. Чемпионат, в котором господствует мюнхенская «Бавария», не приносит существенных доходов от медиконтрактов — вполовину меньше, чем у Ла Лиги, и составляет лишь четверть от прибыли Премьер-лиги. 

Очень сильно отстают Серия, А и Французская Лига 1, но ожидается их рост на 15% и 12% соответственно. Итальянский турнир едва ли может влиять на рычаги роста в краткосрочном периоде без новых вложений азиатских инвесторов, в то время, как французы ожидают увеличения оборота благодаря более эффективному коммерческому использованию стадионов, которые были полностью обновлены к Евро 2016. 

Ла Лиге стоит держать в уме, что инвестирование в стадионы позволит увеличить прибыль и повысить посещаемость матчей, которая сейчас находится на уровне 69% (при полной загруженности стадиона равной 100%). Согласно мнению Deloitte, Ла Лига Сантандер получает 435 млн. евро дохода, тогда как Германия — порядка 521 млн. евро. 

Новые инвестиции также позволили ускорить развитие, но не только за счет простого притока средств, но и благодаря открытию новых рынков. Примером тому может послужить «Эспаньол», который пригласил Rastar Group в качестве акционера и предоставил ему возможность рекламы на футболке, которую тот, в свою очередь, предложил другим китайский компаниям. Почти та же ситуация и в «Гранаде», которая, проведя несколько лет без постоянного генерального спонсора, сейчас заключает соглашение с китайским партнерами благодаря контракту со своим новым акционером. 

Становится ясно, что испанским клубам нужно искать генеральных спонсоров за пределами Испании. С испанскими компаниями сотрудничают всего несколько клубов: «Депортиво Ла Корунья» с EstrellaKutxabank c «Атлетиком» и Parmesa c «Вильярреалом». 

Таким образом, становится ясно, что одна из основных проблем испанского футбола в отличие от немецкого — малое количество местных предприятий, способных стать спонсорами футбольных клубов. 

Местные предприниматели также находятся в поиске новых коммерческих перспектив и, в конечном итоге, задумываются о продаже прав на собственность, что ранее было невозможно, но воплотилось в жизнь благодаря банку Santander. Помимо банков есть еще несколько достаточно надежных спонсоров, желающих инвестировать на повышение: Nike, TAG Heuer, EA Sports, Cola Cao, Danone, Mahou, Mazda, Samsung, Sportium, Air Europa, и другие. 

Ещё одна проблема — это конфликт интересов спонсоров. Например, компания Mediapro имеет права на размещение рекламы Turkish Airlines на всех стадионах команд Примеры Испании, кроме самых крупных — «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу». Но тут возникает конфликт Ла Лиги с компанией TAG Heuer, перед которой есть особые рекламные обязательства. По этой причине организаторам не удалось провести 36 матчей в изначально планируемых локациях.

Важность трансферов

В оценках компании-консультанта Deloitte не хватает одного весьма важного коммерческого фактора оценки эффективности и рентабельности испанского футбола — доходов от трансферов, которые в последние 4 сезона не переставали расти (как общий показатель по всем испанским клубам). 

По этому показателю испанская лига получила в сезоне 2014–2015 264 млн. евро, в то время как Бундеслига — 316 млн. евро, а Премьер-лига — 718 млн. евро. Позади остались долговременные финансовые провалы, когда за 5 лет Ла Лига потеряла на этом 638 млн. евро за 5 лет. 

Перевод: Ольга Пищикова

Жуан Канселу на правом фланге обороны «Барсы» 

Месси вытаскивает команду из севильского болота 

«Гид Ла Лиги»: королевские расходы Мадрида