7 мин.

Ростов-на-нервах. Кто помог «Спартаку» победить

Тренер «Ростова» Иван Данильянц называет матч «судейским представлением». Но шоу устроили игроки его команды.

Чудо и нервы «Ростова»

Матч чемпионата нефутбольного государства с трибун смотрели 33 тысячи зрителей. 32 из них болели за «Спартак», минимум ещё одна приехала из Ростова. Организованный выезд с баннерами и пиротехникой заслуживает отдельного изучения — было ли что-то подобное и массовое в истории южного клуба?

В субботу атмосферой нашего футбола действительно можно было гордиться: и дело не только в живых, заполненных трибунах и острой игре, но и в чествовании Никиты Симоняна. Когда 90-летие легенды отмечается на поле перед матчем — это правильно. Когда юбиляр не просто наносит символический удар по мячу, а играет в стеночку с игроками «Спартака» и «Ростова» — это круто. Когда же Симонян, подтянув плащ, ускоряется к бровке, чтобы не задерживать начало матча, — это чудо. Когда через 30 минут после победы любимого клуба он всё ещё раздаёт автографы — это уже величие.   

Великое чудо могло случиться и во время игры, когда на 88-й минуте, уже вдевятером, «Ростов» провёл невероятную и спартаковскую по многим качествам атаку. Во-первых, 6 из 8 полевых игроков гостей находились у штрафной «Спартака». Во-вторых, и так набегавшийся Препелицэ сделал крюк-ускорение в глубину только для того, чтобы выполнить умное забегание за Байрамяна и разорвать Фернандо с Ещенко. Крайний защитник «Ростова» использовал открывание, сместился к центру и отдал пас на радиус штрафной. Полоз не стал обрабатывать мяч, а не глядя пропустил его, параллельно ускорившись в зону, где и получил «стеночку» от Ерохина. В-третьих, Дмитрий не стал бить, а выдал удобнейший пас на гол Нобоа.

До ворот оставалось 7 метров, но дальше был слабый удар, попадание в колени Артёму Реброву и натуральный вой. Сидевший рядом со мной на пресс-трибуне главный тренер «Ростова» Иван Данильянц обхватил голову руками и секунд 10 стонал. И кроме его боли на «Открытие Арене» в этот момент ничего не было — шокированные трибуны смолкли. 

Игроки обеих команд, ярко выступившие после матча, были правы в одном: в первом тайме до удаления «Ростов» играл лучше. Роман Зобнин признал это и без помощи разъярённых Тимофея Калачёва и Александра Гацкана.

Слабость и безнадёжность «Спартака» вообще была очевидной, раз уже на 20-й минуте после очередной ошибки обороны Массимо Каррера швырял бутылку о землю и прыгал так, будто хотел разорвать и сжечь свой несчастливый костюм прямо у скамейки. Без Промеса и недолечившегося Ещенко у команды итальянца испортилась вся химия. Попов и Жано пародировали друг друга, Зе не понимал, на кого скидывать, а Зобнин зажимался на позиции латераля. В такой конструкции «Спартак» терял нестандартность, лёгкость со скоростью и до поры до времени легко разбирался «Ростовом». 

Но изменяться рисунок стал вовсе не после удаления, а раньше, когда Данильянц вдруг начал критиковать Калачёва.  

— Калач, ты чего?! — удивлённо прокомментировал он эпизод. — Не успевает…

— Так он замену просит, — поправил я.

— Замену? — обратился Данильянц к Мацюре и понимающе добавил. — Пятка…

Через минуту Калачёв рухнул на газон, а ушёл с поля, уже сняв бутсу. Угаданная травма явно была застарелой. 

Без лидера (такого же важного игрока, как Промес для «Спартака») к «Ростову» пришла заметная нервозность. Но после матча Данильянц говорил не о ней, не о короткой скамейке, не об уходе Маргасова бесплатно и Новосельцева за 100 тысяч евро, не о нахождении Курбана Бердыева где-то в VIP-ложе, а о судействе.  

Судейский передел

Когда Фёдор Кудряшов попал прямой ногой, развернутой вперёд шипами, то ли в печень, то ли в руку Зобнину — штаб «Ростова» оставался спокоен. 

— Что там? — пытался разглядеть Мацюра. 

— Красная. Федя, — буднично сказал Данильянц.

Других эмоций не было. 

Но после матча главный тренер почему-то говорил c иной интонацией:

— Претензии к Безбородову? Не хотел бы комментировать судейские ошибки. По-моему, всем всё очевидно. Судейское безобразие мы видим уже второй раз за этот сезон. Один раз это было в Питере с удалением Гацкана, теперь — с удалением Кудряшова. Мне непонятно, с чем это связано.

Попробую ответить на вопрос из «Ростова» после предварительного общения с судьями. 

Во-первых, для рефери всего мира есть указание: удар прямой ногой выше ахилла — это удаление. Пошло это, кажется, ещё с незамеченного фола де Йонга в финале чемпионата мира.

Во-вторых, у судей есть досье на каждого игрока. И здесь речь даже не в том, что в карьере Кудряшова есть несколько длительных дисквалификаций за грубые фолы, в том числе и свежая, но сокращённая — после матча квалификации ЛЧ с «Аяксом». Для понимания, как иногда играет Кудряшов, стоит посмотреть видео ниже. Тогда он вроде бы тоже смотрел на мяч. И если не страховаться от таких нарушений красными, то для кого-то игра Фёдора может плохо закончиться. Он и сам всё понял, подняв руки после фола. Да и Безбородов среагировал мгновенно — это была скорее красная Кудряшова, а не красная «Ростову».

В-третьих, заведённый Кудряшов до этого эпизода уже сделал несколько опасных подкатов, почувствовав вкус борьбы. 

Учитывая разнообразие факторов, сложно говорить, что удаление игрока «Ростова» — надуманное.

В этом матче стоит копнуть и ещё глубже, чтобы понять, что шоу делал не только и не столько судья, сколько сам «Ростов».

— Ростов» вдевятером играл лучше, чем «Спартак». Арбитр сделал своё дело, — скажет Александр Гацкан, возможно, забывая об эпизоде в середине второго тайма. Тогда москвичи уже вели 1:0, а «Ростов» получил великолепный шанс сравнять счёт, но Александр Ерохин после углового с линии вратарской попал в руки Артёму Реброву.

Разберём этот эпизод. До подачи с высокорослым ростовчанином играет Дмитрий Комбаров, но через секунду зону разрывает Гацкан, нанося спартаковцу удар в лицо (этот эпизод лучше пересмотреть на видео). Безбородов не фиксирует фол, не показывает минимум жёлтую карточку, а «Ростов» получает голевой момент. 

Вопрос: зачем Гацкан не просто нарушал правила ради извлечения атакующей выгоды, а делал это именно так? Мог ли он просто блокировать Комбарова, а не бить его в район лица? Что это — эмоции? Но Безбородов и здесь мог показывать красную…

Ростовчане продолжали критиковать судью за удаления, при этом никто из них не остановил Сесара Наваса, когда он атаковал в первом тайме и получал предупреждение за недисциплинированное поведение. Ко второй-то жёлтой карточке претензий ни у кого не было…

Примерно так же можно оценить и серию удалений «Ростова» в других матчах. Разве Гацкан не грубо играл в первом тайме матча с «Зенитом»?! Команда Данильянца, а по сути Бердыева, делает ставку не только на скорость, ум, осмысленность и дисциплину, но и на жёсткость. Чаще это даёт результат, но в случае дисбаланса, нервозности из-за кадровых потерь технология выходит из-под контроля, что заканчивается красными карточками. 

«Ростов» действительно был силён, он играл лучше, но победил в итоге сам себя. 

Нерукопожатные

Важно отметить также, что «Спартак» для «Ростова» — особенно принципиальный соперник. Половина команды Курбана Бердыева раньше играла за красно-белых. Но если, например, Сослан Джанаев может обижаться на оскорблявших его фанатов «Спартака», при этом поддерживая дружеские отношения с игроками, в том числе забивающими решающие голы, то, например, недавно покинувший клуб Владимир Гранат отказывается пожимать руку всё тем же футболистам.

Коллеги с бровки заметили, что ростовчанин демонстративно отвернулся от Комбарова и Глушакова. Об этом конфликте уже косвенно рассказывал Дмитрий Аленичев, сегодня же он стал официальным. 

При этом, что также стоит отметить, обе стороны и кандидаты в сборную неплохо сыграли в футбол. Гранат был надёжен в обороне, а почему-то не вызывающийся в национальную команду капитан лидера чемпионата забил победный гол. Причём если в матче с «Зенитом» Глушаков упустил Витселя, то через неделю забил точно такой же мяч «Ростову», достал его из сетки, спрятал под футболку и посвятил победу беременной жене. И это было ещё одним красивым моментом. Жаль, что матч «Спартак» — «Ростов» им не запомнится.

Дмитрий Егоров. Чемпионат