4 мин.

Стоять-бояться…

Мне так и не стало понятно, во что планировал играть «Локомотив» минувшим воскресеньем в Химках. И ведь не скажешь, что «Динамо», даром что победа вышла крупной, забросало «Локо» искрами собственной игры и сбила с панталыку сумасшедшим огнем в глазах.

«Динамо» расшатывало оборону железнодорожников так же осторожно, потихоньку, как ребенок шатает молочный зуб. Немножко туда, слегка сюда, чуть-чуть вокруг своей оси… Не особенно ловкие, кстати, движения. И потом – оп! Резко. И долой.

Это в нашей тактической параллели – движение какой-нибудь части тела Кураньи.

Я не думаю, кстати, что про него можно когда-нибудь сказать, что он не в форме; в любом состоянии Кураньи вспомнит вот это свое движение, когда он отлепляется от опекуна и ускоряется на дистанции от трех до семи метров, а потом чем-нибудь бьет. Он может быть в бешеной форме – и тогда он двигается, наверное, побольше, может быть, издали удар пробует…

А не в форме – никак.

Когда я выходил из комментаторской кабины в Химках, произнеся последние слова («3:0, победа «Динамо»), я с опозданием вспомнил, что мне так напомнили действия Кураньи в этой игре. В детстве я страшно увлекался книгами британского натуралиста Джеральда Даррелла – если вас они обошли стороной, не поздно наверстать, ей-богу. В книге «Поместье-зверинец» Даррелл рассказывал о своем любимце, шимпанзе Чамли, и его проказах. Что-то в этом роде: «Все было прекрасно, пока не наступал момент, когда я думал, что моя жена следит за Чамли, а она думала, что я за ним слежу. Чамли никогда не упускал таких моментов!».

Ну чем не рассказ о действиях динамовского центрфорварда?

Но гораздо труднее найти подходящую цитату для того, чтобы описать действия «Локомотива». Я даже и пытаться не стану.

Искания в линии обороны поражают своей фундаментальностью. Несколько дней назад в матче с «Лозанной» они качнулись в сторону дебютанта Тараса Бурлака; в воскресенье – другая крайность: структурное изменение, трое защитников в центре вместо двоих. Втроем они играли против Кураньи; не скажешь ведь «держали», потому что тот ушел с поля с дублем, и не скажешь даже, что они за него держались, потому что Кураньи-то ушел с поля на своих двоих и с гордо поднятой головой.

Впрочем, к чему злословить. Это все просто грустно. Новое построение «Локомотива» кануло в Лету через три минуты после того, как он пропустил первый мяч. Из чего напрашивается не особенно хитрый довод, что расчет был на то, чтобы не пропустить.

Драман вообще не летал в «Лозанну», но здесь оказался в стартовом составе. Полтайма ушло на то, чтобы как-то сориентироваться на поле; ганца это не красит, но тем удивительнее замена в перерыве – он только-только разбегался. Ничего не могу с собой поделать – мне не верится в серьезность повреждения Драмана. А вот в то, что импульсивным оказалось и решение поставить его в состав, и поиск, кого заменить при счете 0:1, – вот в это верится гораздо легче.

Вместе с Драманом на второй тайм не вышел Камболов. Он играл на позиции опорного полузащитника и, судя по действиям, получил от тренерского штаба установку «стоять-бояться». Середину поля он не переходил, в розыгрыше мяча не участвовал. Как-то даже обыграться в касание партнеры не давали ему мяч. В чемпионате он дебютировал, а с поля ушел, по словам тренера, потому, что устал. Вот такая вот загадка.

Когда во втором тайме, чтобы уступить место Лоськову, поле покинул безоговорочно лучший в составе «Локо» к этому моменту Торбинский, я отчаялся разгадать этот ребус.

Юрий Семин определенно не знает, каким будет его следующий шаг. Он в метаниях. Болельщикам команды все труднее в нее верить – вот и сейчас уже при счете 0:2 они потянулись к выходу, и последние минуты остатки их довольно многолюдной группировки смотрелись на трибуне как шоколадные опилки на мороженом.

Но на вопрос «что делать?» ответ все равно – ждать и верить. «Локомотиву» противопоказаны экстренные меры. Сколько их уже было? И даже если допустить, что сейчас какие-то из них, например, тренерская перестановка, принесут плоды, – неужели не ясно, что гипотетический тренер-спасатель совсем не обязательно в будущем справится с планомерной работой комплектования команды.

Все это уже было пройдено в последние годы, и не раз. Семин в метаниях, да; но среди прочего это означает, что он не опускает руки. А знать наверняка, что нужно предпринять «Локомотиву», чтобы сделаться достойным собственных амбиций, не может никто. Это проверено экспериментальным путем.

Может быть, «Локомотиву» будет достаточно немного удачи? «Динамо» тоже совсем недавно блуждало впотьмах. Но забрезжило ведь. И дальше будет проще.

А альтернатива – что Семин не справится. Но пока сезон идет, он заслуживает права самостоятельно оценивать эту перспективу, без внимания к нашим стенаниям.

P.S. Этот текст – моя ежевторничная колонка в газете «Советский Спорт». Читайте по вторникам и пятницам!