Антон Столяров: «От взятки отказался. Дважды»
Судья по футболу второй категории КФА Санкт-Петербурга Антон Столяров закончил судить в 2006 году, отработав за семь лет на всех уровнях детско-юношеских, а также любительских соревнований. В интервью НФПМ.ру он рассказывает о школе футбольных арбитров, особенностях юношеского футбола, а также о том, почему четыре года назад он решил завершить судейскую карьеру.
Антон, расскажите, как вы решили стать футбольным судьей?
В детстве я занимался футболом играл вратаря в детских командах «Светланы» и «Локомотива». Сначала получалось, но потом в какой-то момент я остановился в росте и на вратаря уже не тянул. Меня пытались ставить на фланг в поле, но без большого успеха. И вот, когда я учился в девятом классе, в одном из номеров газеты «Наш «Зенит» прочитал объявление о наборе в школу футбольных арбитров. Идея показалась мне неплохой, и мы с друзьями решили попробовать.
Как складывалось обучение?
В группе было около двадцати человек. Нашим наставником был Владимир Аркадьевич Алов доцент кафедры теории и методики футбола Государственного университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Стандартный урок состоял из двух частей. Сначала теоретическое изучение правил, затем практическое занятие, во время которого учащиеся делились на команды и судили друг друга. Так продолжалось в течение трех месяцев.
И закончилось присвоением категории?
Экзаменом. Сначала в школе, потом в Федерации футбола Санкт-Петербурга. Нужно было ответить на пару вопросов по правилам, плюс разобрать две-три игровые ситуации, так называемые шарады. Сдали экзамен и получили свою первую категорию судья по спорту (сейчас юный спортивный судья. Прим. ред.).
Сейчас, оглядываясь назад, можете ли вы сказать, что довольны уровнем обучения?
Думаю, что да. В принципе, все, что нужно знать начинающему судье, написано в своде правил. Однако профессионализм арбитра измеряется не только знанием футбольных законов. Требуется также верно трактовать то или иное правило, быть последовательным в своих решениях. Все это приходит с опытом.
Итак, вы сдали экзамен и после этого сразу начали работать на матчах?
Да, городские соревнования начинаются весной, и в марте нас уже стали приглашать обслуживать матчи на уровне детских спортивных школ. С этого этапа начинается карьера любого футбольного арбитра.
Как проходил процесс назначения на игры?
Судей назначает комиссия КФА. В зависимости от категории арбитра, ему звонят и приглашают поработать на таких-то матчах в такие-то сроки. Я обслуживал чемпионат, первенство и Кубок Санкт-Петербурга. Большинство игр проходят по выходным, приглашения обычно поступали за несколько дней или за неделю.
Вы сами лично как-нибудь готовились к играм, настраивались?
Для меня главное при подготовке хорошо выспаться. Может, пока едешь на игру, удастся еще раз правила почитать, освежить в памяти.
А узнать турнирное положение команд, состояние ведущих игроков и так далее?
Зачем? Это лишняя информация. Судья должен быть беспристрастным, работать с холодной головой. К тому же, когда уже несколько лет работаешь на первенстве города, начинаешь сам понимать, что в матче между командами, например, «Смены» и «Зенита» всегда будет ожесточенная борьба.
Сложно было работать на матчах с участием семи-восьмилетних детей?
Дети младше двенадцати лет разыгрывают что-то вроде турнира подготовишек. Такие матчи хорошая практика. Многие футболисты в таком возрасте еще досконально не знают всех правил игры в футбол. Конечно, в идеале, все тонкости им должен объяснять тренер, но это происходит далеко не всегда. Главная задача судьи в детско-юношеских соревнованиях помочь ребятам научиться играть в футбол.
Как юные футболисты ведут себя на поле? Если они плохо знают правила, наверное, применяют много грубых приемов, спорят с арбитром?
Грубая игра, конечно, бывает, но это связано, скорее, с большим желанием играть и недостатком техники, чем с нарочитой грубостью. Что касается споров с судьей, то с этим проблем меньше, чем у других возрастов. Все-таки добиться уважения к себе со стороны двенадцатилетнего мальчика, согласитесь, проще, чем семнадцатилетнего юноши. Вот симуляция у детей встречается очень часто. В таком возрасте большое влияние оказывает пример старших, а в современном футболе симуляция и прочие штучки сплошь и рядом. Вот и начинают дети копировать у известных футболистов нечестные приемы.
Присутствие родителей футболистов на подобных соревнованиях не мешает судье? Говорят, бывали случаи, когда арбитру приходилось даже выгонять болельщиков с трибун.
У меня таких ситуаций не было. Конечно, случалось, что отдельные изрядно подвыпившие субъекты начинали что-то кричать, в том числе и мне. Но на такие вещи не стоит обращать внимания. На возгласы болельщиков судья вообще не должен реагировать. Нужно концентрироваться только на игре.
Кроме болельщиков, во время матча на судью могут оказывать воздействие и футболисты. В вашей практике были подобные случаи?
На юношеских соревнованиях отношение к судье чаще всего изначально негативное, а иногда попросту хамское. Впрочем, до прямого воздействия дело не доходило. Были, конечно, угрозы во время игры, оскорбления. Как боролся? Показывал карточки, предупреждал. Чаще всего после этого люди успокаивались, но были и такие, которые обещали «подождать после матча». Потом эмоции утихали и конфликт забывался. Это, что касается физического воздействия.
А что, случалось и другое?
Было дело. Помню один случай. Я приехал в Металлострой судить матч местной детско-юношеской команды. Не помню уже, с кем именно они играли, но тренер гостей решил в тот день сделать мне подарок. Перед матчем он зашел ко мне в раздевалку заполнить протокол. Заполнил и говорит, мол, товарищ судья, нам сегодня очень нужна победа, и сует мне 300 рублей. Ну, я его выгнал, деньги не взял и пошел на игру. Так получилось, что в этом матче выиграли как раз гости. У хозяев не было основного вратаря, а его сменщик к выходу на поле оказался явно не готов. Каково же было мое удивление, когда после матча ко мне в раздевалку опять зашел тренер гостей с тем же самым подарком! Я ему: «Вы что себе позволяете?» А он невозмутимо так: «Вы сейчас домой на маршрутке собирались ехать, а теперь сможете такси вызвать».
Это он вам как бы за проделанную работу?
Видимо, да. Но в том-то и дело, что я на результат матча никак не повлиял, да и не собирался! Я у него спрашиваю: «Вы матч-то смотрели? Я вам разве помогал?» Он: «Смотрел. Не помогали». В общем, деньги я у него и во второй раз не взял. Самое интересное, что этого тренера я потом встретил в спорткомитете. Он сам оказался судьей. Что тут скажешь
И часто случались такие ситуации?
В моей практике это был единичный случай. Понимаете, играют-то дети. Им до денег, чаще всего, вообще никакого дела нет. Они играют искренне, хотят победить, а тут приходит какой-то злой дядька и начинает «убивать» команду. Смешно даже. Хотя впоследствии я слышал еще о парочке подобных происшествий.
Что в работе футбольного арбитра было для вас самым сложным, а что, наоборот, оказалось очень простым?
Самое главное в работе судьи держать игру под контролем. Это самое важное, самое сложное, но в то же время и самое простое. Во время матча каждый футболист норовит что-то крикнуть судье, поддавить на него. Существуют всем известные хитрости. Например, фолить так, чтобы судья не видел, ну и так далее. Конечно, неопытный арбитр реагирует на это давление, начинает волноваться, может принять необдуманное решение. С опытом начинаешь проще относиться к таким вещам. Понимаешь, что нужно больше общаться с футболистами, объяснять им, что можно, а что нельзя делать на поле, и контролировать игру становится намного проще.
Бывали моменты, когда игра все-таки выходила из-под контроля?
Многое бывало, но драк, к примеру, не припомню. Здесь все зависит от судьи. Существуют определенные рекомендации к обслуживанию матчей. Иногда лучше не свистеть лишний раз, чтобы не прерывать матч, а иногда, наоборот, строго наказать провинившегося. Когда ты определишь для команд допустимый уровень грубости, становится проще принимать последовательные решения.
От практических вопросов перейдем к организационным. Чтобы получить очередную категорию, нужно снова сдать экзамен?
Все немного сложнее. Каждый раз после игры работу арбитра оценивает инспектор матча. Он ставит оценку, исходя из своих наблюдений и пользуясь рекомендациями инспекторского комитета. Когда судил я, пользовались десятибалльной системой. И вот, если у тебя за сезон не было ни одной оценки ниже 7,0, плюс ты провел достаточное количество матчей, ты можешь быть рекомендован к присвоению очередной категории.
«Можешь быть рекомендован»? То есть никаких стопроцентных гарантий нет?
Когда речь заходит о рекомендациях, никаких гарантий быть не может.
Что же делать, чтобы повысить свои шансы?
Есть всем известные приемы. Можно было, например, каждый день наведываться в Федерацию футбола и бегать заслуженным судьям за булочками, водой или чем-нибудь горячительным. Понимаете, я ничего не имею против людей, которые действительно там трудятся занимаются назначением, обзвонами судей, работают с сайтом. Они реально помогают, и это должно поощряться, поскольку они все там общественники. Я про тех, кто приходит туда «пошуршать» Другой метод сделать ремонт в спорткомитете или помочь огртехникой. Вариантов масса.
И что, действительно часто такое случалось?
Да сплошь и рядом! Когда речь идет о присвоении категории, продвижении по карьерной лестнице, в Коллегии арбитров зачастую начинаются «дружеские отношения». Именно поэтому я четыре года назад и закончил судить.
Надоело бороться с системой?
Не могу сказать, что я боролся с кем-либо. Вот смотрите сами. Я работаю очередной сезон, езжу везде, куда приглашают. Причем это вам не просто разные районы города. Чаще всего это пригороды, зачастую неблизкие. В итоге за сезон у меня набирается около шестидесяти матчей и ни одной оценки ниже 7,0. Преисполненный надежд, я приезжаю в спорткомитет, но в списке рекомендованных к следующей категории я себя не вижу. А вижу людей, отработавших по 20-25 матчей. Я спрашиваю: «Почему?» Никто мне ответа дать не может. Конечно, когда это происходит в первый раз, начинаешь копаться в себе, в следующем году стараешься судить еще больше и еще лучше, а итог тот же. Получается, что по всем писаным законам я должен быть рекомендован, а по каким-то другим неписаным нет. В какой-то момент я понял, что при этой системе и таком отношении к делу я просто достиг своего потолка.
Мыслей плюнуть на все и все-таки сделать ремонт в спорткомитете никогда не возникало?
Нет. Прогибаться не в моих правилах. К тому же, по рассказам очевидцев, если сделаешь это один раз, потом тебя тоже могут попросить. А я никогда в таких играх не участвовал и не собираюсь. Не такой я человек.
Может быть, стоило продолжить карьеру хотя бы ради денег?
Деньги то небольшие. В детско-юношеских соревнованиях судьи получают в среднем 300 рублей за игру. Больше трех матчей за тур один и тот же арбитр судить не имеет права. Получается 900 рублей в неделю. Плюс мужские команды два раза в неделю по 500 рублей. Если и после этого свободное время остаётся, можно еще ветеранов посудить. В общем, при максимальной нагрузке получается около 8000 рублей в месяц. На эти деньги сейчас одному-то не прожить, а если у тебя семья? Конечно, на уровне второй, первой лиги зарплаты у судей совсем другие, но до них еще дорасти нужно, а получается это, как следует из моего примера, далеко не всегда.
Многие из ваших знакомых, с кем вы учились или познакомились во время работы, выбрали судейство в качестве основной профессии?
Да, у меня есть знакомые, которые и сейчас работают футбольными арбитрами. Есть приятели в северо-западной зоне КФК и во второй лиге, есть знакомый, который работает немного по другой специализации помощником главного судьи. Он трудится в первом дивизионе.