Тот, кто называл себя игроком с бело-сине-гранатовым сердцем
Хотя он и не был главной звездой, никто не отнимет у Хоакима Техедора Трессереса (Барселона, 1929 г.) чести быть частью команды Пяти Кубков. Утром 23 сентября его сердце перестало биться. Он почил у себя дома в Барселоне в возрасте 86 лет. Из всех игроков, которые принимали участие в том незабываемом розыгрыше Лиги, в живых остался только Микель Феррер, сыгравший только в одном матче. Техедор сыграл в двух...
Он был особенным человеком. Когда его спрашивали, кем он себя ощущает, куле или «попугаем», ведь он поиграл за оба каталонских клуба, Хоаким отвечал, что его сердце — «бело-сине-гранатовое».
Техедор родился на улице Вальес-и-Рибот, в районе Сагрера, его родители владели шоколадной фабрикой, на которой с юности работал и он сам. Ещё он был служкой в церкви и любил играть в футбол с друзьями. Техедору едва исполнилось 12 лет, когда к нему подошёл мужчина в галстуке и предложил сыграть пробный матч в ФК «Сант-Андреу».
Он согласился. Техедор рассказывал в прошлогоднем интервью: после того, как тренер Сельес изнурял их физическими упражнениями в течение получаса, Хоаким сказал ему: «Чёрт, нужно сделать столько всякой ерунды, чтобы мы могли играть в футбол». Тренер очень рассердился и отправил его домой. Вечером скаут нашёл его дома у бабушки и стал сильно ругать. Его простили и зачислили в детскую команду. Попылив в молодежках, он наконец добрался до первой команды в сезоне 1946-1947, хоть и сыграл только в матчах Кубка Каталонии в резервном составе, включая два против «Барсы». Первый — на «Бордете» (0:7), и второй на поле «Сант-Андреу», который завершился победой его команды 2:0.Официальный дебют Техедора в первой команде состоялся в сезоне 1947-1948, когда ему было 19 лет. Это был матч Терсеры в группе 5 на стадионе «Юпитер». После победы Хоаким получил премию в сумме 15 песет — первую в своей карьере...
Сезон 1950-1951 был в самом разгаре, когда он перешел в «Барсу». Дебют состоялся 25 марта 1951 года на «Риасоре» в 26 туре чемпионата. Галисийцы выиграли со счётом 2:0. Состав сине-гранатовых в тот день: Рамальетс, Х. М. Мартин, Биоска, Сегарра, Гонсальво III, Щегеди, Басора, Сегер, Сесар, Техедор и Николау. В следующем матче против «Малаги» (7:2) он заявил о себе, забив два гола. Неделю спустя он появился в матче против «Севильи», который завершился болезненным поражением (4:0). Далее по ходу того сезона он играл только в товарищеских матчах.
В следующем сезоне Пяти Кубков он вышел в старте в первом туре на «Саррии», а также во втором и в четвёртом... Но больше он не сыграл ни минуты, только в девяти товарищеских матчах, в которых забил три гола. Но зато в его активе есть чемпионство Испании (50-51), две Копы (50-51, 51-52), Латинский кубок (1952) и Кубок Эвы Дуарте (1952), а также честь играть со своим идолом — Кубалой — «избранным богами и фантастическим человеком», так его описывает и сам Хоаким, и его товарищи, Рамальетс, Кальвет, Биоска и Сегарра. «Они тоже были хороши! Это была честь для меня — быть частью их команды». Кстати, сам «Gran Capitan» был его соседом, и Техедор часто подвозил его на своём Fiat500, купленном на одну из первых зарплат в «Барсе».
Но, конечно, учитывая то, что в команде было так много хороших игроков, Хоакиму приходилось многие игры смотреть с трибун. Наконец он решил сменить обстановку. Когда футболист прилетел в Мадрид, чтобы перейти в стан «сливочных», случилось так, что президент клуба должен был присутствовать на похоронах и не мог поставить свою подпись. На обратном пути в Барселону руководство «Эспаньола» сделало Техедору предложение, и он решил остаться там. Хотя он так и не стал игроком основы, но зато завоевал любовь болельщиков.
Затем он поиграл в «Кадисе» (1955-56), но всё же решил вернуться в Каталонию, чтобы заняться фабрикой своей семьи. Пару лет он вообще не играл, но не смог отказать своему любимому «Сант-Андреу», который находился в подвешенном состоянии в Терсере. Техедор помог им избежать вылета в историческом сезоне 1958-59.
Окончательно повесив бутсы на гвоздь, Техедор выключился из мира футбола, но никогда не терял связи со своими товарищами. Он часто участвовал в памятных мероприятиях, посвящённых команде Пяти Кубков, последнее из которых состоялось 3 ноября 2014 года.
Перевод: Лариса Кожина