Выборы, выборы! «Худшего выбора не бывало»
Обозреватель Sovsport.ru Василий Уткин – о менеджерах с провальным резюме и тех, кто из них будет выбирать президента.
НЕТ СИЛ СМЕЯТЬСЯ
Рассуждать о выборах президента РФС легко и приятно, поскольку разговор это праздный и только для развлечения. Конкурируют на этих выборах не за внимание и поддержку окружающих: еще на исходе прошлой недели на первой странице официального сайта РФС не было информации не то что о близости процедуры или соискателях должности, но даже рабочих сведений о конференции РФС, в рамках которой все это должно происходить.
Поддержка общества никогда и никому на этих выборах не была нужна. Но это почти справедливо. Не обществу жить по тем проектам, которые будет воплощать в жизнь более удачливый претендент. Обществу эхом докатится небольшая часть его работы в виде результата национальной сборной. Результат этот, как правило, известен заранее. И вообще для публики футбол – это развлечение. Так что президент РФС – это примерно как избираемый, а не назначенный глава Росконцерта или Госкино. Вам много известно о стратегии развития кинематографа в России? Хотите поучаствовать в выборе вокальных судеб страны?
Претенденту в президенты Валерию Газзаеву, как он сам признался, хотелось для футбольных трансляций рейтинга «Голоса», его денег и славы. В общем, здоровая зависть амбициозного, но безголосого мужчины. Внимание публики Газзаев постарался привлечь, опершись на Объединение отечественных тренеров. Многие его видные члены высказались в поддержку Газзаева. Голосовать на выборах, впрочем, не им. А затем уже из своих нашедшихся под рукой стволов жахнул другой претендент – Виталий Мутко...
Обоим, конечно, нужна была не общественная поддержка, а только шум. Публика выступала не в качестве адресата, а лишь резонирующего объема – чтоб громче крикнулось. Авось о выборе президента РФС задумается самый главный человек в стране?..
Но он или не задумался, или уже все решил. Последнее эхо дошелестело по газетным страницам; гром не грянул. Только главу тренерского объединения обвинили в подделке подписей под открытым письмом. Вот и вся кампания. Обсуждать в ней нечего. Риторика о том, сколько команд должно быть в лигах – бред больного мозга. 18 команд в премьер-лиге вместо 16-ти? А было бы сейчас 18 – предложили бы сократить до 16-ти. Идея ввести вместо лимита гарантированное место в составе для молодого игрока – Боже мой, на кого это рассчитано; таких игроков близко нет в требуемом количестве, и это как приказать рожать мальчиков сразу призывного возраста. Над тем, сколько должны стоить телевизионные права, нет сил смеяться.
СТРАННЫЕ ЛЮДИ
Все это риторика Газзаева. Мутко мало говорит, и это большой плюс. Но не потому, что он тем самым предстает человеком дела, а просто это большая редкость – молчаливый Мутко. Редкость – и мечта.
Если отрешиться от предвыборных дебатов при всей их условности и обратиться к репутации двух основных кандидатов, придется констатировать: худшего выбора не бывало никогда. Сложно найти еще двух менеджеров с таким провальным резюме: Виталий Мутко, управляя всем российским спортом, дискредитировал все паралимпийское и почти все олимпийское движение в стране. Валерий Газзаев вне своего тренерского поприща известен ровно двумя проектами: один привел к исчезновению «Алании» и нескольким уголовным делам, а другим был Объединенный чемпионат России и Украины. Единственный плюс этой организации в том, что она была распущена только когда войне в Донбассе пошел третий год – до того работа продолжала вестись.
В общем, под нами два в равной степени неуспешных и при этом живучих чиновника. Поздравляю с этим всех.
Вы скажете – где же другие? А я вам скажу – это совершенно неважно. Потому что выбирать их будут в подавляющем большинстве люди совсем уж странные. Главы региональных футбольных федераций составляют среди них абсолютное большинство. В некоторых субъектах Российской Федерации нет ни команд мастеров, ни школ олимпийского резерва, в некоторых они были, но исчезли, но бюджеты на содержание федераций выделяются все равно. Вот они соберутся и выберут. Люди, которые никому не известны, которые руководят неизвестно чем и неизвестно для чего, выберут одного из четырех кандидатов, двое из которых не представили программы действия, а двое других сделали это – но программы эти никто не читал.
У КОЛОСКОВА ЕЩЕ ЕСТЬ ВРЕМЯ
Контролировать исполнение этих программ, если что, тоже никто не уполномочен, а если кто и проконтролирует из энтузиазма, это не будет иметь практического смысла. Потому, что живет футбол так или иначе на бюджетные деньги. Спонсорские и коммерческие контракты уходят на жизнь сборных и их регулярно не хватает.
А для контроля выступления сборных вообще никакой союз, ни российский, ни футбольный, ни галактический не нужен, потому что результат – турнирная таблица.
И самым лучшим из футбольных руководителей за долгие годы остается тот, кто, конечно, несколько раз избирался абсолютно таким же идиотским образом, но изначально появился на этой работе иначе. Это Вячеслав Колосков. Когда-то он был назначен управлять футболом после того, как успешно отруководил хоккеем. Назначен был тем, кто эту деятельность оплачивал – государством. И перед ним отвечал.
Сейчас он почетный президент РФС, и вход в его кабинет находится почти напротив двери почетного президента ОКР Виталия Смирнова. Который тоже давно оставил свой пост, но вот снова призван разобраться с ужасом, к которому пришел олимпийский спорт в России сейчас.
Колосков несколько моложе Смирнова. Есть еще время, если что.