«Он приехал с разбитым носом – уже это было подозрительно». Три человека, надуривших большой футбол
Тимофей Загорский вспомнил три громкие футбольные аферы.
Шел 1996 год. Леонид Якубович запустил «Колесо истории» на РТР, умер Тупак Шакур, а в октябре Westwood Studios анонсировала легендарный Red Alert. Конечно, Бернард Мэдофф не курил на автостоянке «Бургер Кинг», когда тот паренек из Сенегала подписывал контракт с «Саутгемптоном», а Сергей Мавроди контролировал в некотором смысле похожий бизнес. Та история с африканцем Али Диа приключилась в ноябре. Главный тренер «святых» Грэм Сунесс взял трубку:
– Алло, слушаю.
– Здравствуйте, мистер Сунесс. Скажите, как бы вы восприняли совет от обладателя «Золотого мяча»? Меня зовут Джордж Веа, и у меня для вас заманчивое предложение.
– Продолжайте, мистер Джордж.
– Речь о моем двоюродном брате. Его зовут Али Диа, у него 13 матчей за Сенегал, сейчас он только что разорвал контракт с «ПСЖ».
– Приезжайте, посмотрим.
Тогда это не называлось пранком – на самом деле никакой Джордж Веа Сунессу не звонил. Один из однокурсников Али Диа настолько любил нападающего «Милана», что спокойно пародировал все его повадки – так он стал голосом по ту сторону.
В реальности Диа выступал за клуб восьмой английской лиги «Блайт Спартанс», да и то не выделялся. Когда сенегалец прибыл в город и провел там несколько тренировок, тренерский штаб попросил его сыграть за вторую команду, однако в тот день пошел мощный дождь, и мистер Сунесс решился на предварительный контракт сроком в один месяц. «Когда он пришел на тренировку, я не мог поверить своим глазам: что делает этот парень? Я подумал, что это болельщик, который выиграл какой-то конкурс и пришел с нами потренироваться», – вспоминает легенда саутгемптонского футбола Мэттью Ле Тиссье.
Но комедия продолжилась. Самозванец получил майку с номером 33, а также скамеечную площадь основной команды на матч против «Лидса». Когда через полчаса после свистка Ле Тиссье попросил замену, наступил час Али. «Я видел, как он не чувствует оффсайдную линию, и спросил себя: неужели это серьезно?» – рассказывает Грэм Сунесс. Через 35 минут Али Диа был заменен обратно. Позже он связал свою ужасную игру с травмой, а также стрессом вследствие неоплаченного номера за отель, однако британских журналистов было не остановить – Али Диа признали худшим игроком английской премьер-лиги за всю историю, а единственной найденной о нем информацией стал экономический диплом Ньюкаслского университета. Через полгода имя Али Диа всплыло в документах пятой английской лиги. Где сейчас этот парень, общественность не знает.
«Я хотел жить, как футболист, но без тренировок и матчей». Величайший футбольный мошенник
19-летний Алессандро Зарелли выпустился из полулюбительской «Асти», застрявшего середняка пятого итальянского дивизиона, в 2004 году. Тогда он написал письма клубам Северной Ирландии и Уэльса, представившись Маттео Колобазе – невероятно профессиональным, но несуществующим человеком и агентом. Колобазе настаивал, что Зарелли – самый талантливый футболист, с которым ему приходилось работать: тот якобы прошел молодежные академии «Шеффилда» и «Рейнджерса». В действительности Алессандро Зарелли не выпускался и из «Асти» – там он всего лишь проходил просмотр, который закончился отказом. Так началась нелепая фейковая карьера восходящей звезды.
Первой жертвой стал североирландский «Лисберн Дистиллери». Они поверили сомнительным аргументам Маттео Колобазе, касающимся выдуманной программы развития игроков, которую спонсировала Итальянская федерация футбола, и тут же подписали с ним контракт сроком на один год. «Летом 2001 года я перешел в «Рейнджерс», но мне было 16 и я очень скучал по дому, мои родители все чувствовали – через три месяца я вернулся в Италию. Через два года я закончил школу и перешел в «Шеффилд», но еще через полгода сломал ногу, и моя карьера на «Хиллсборо» закончилась», – уверял Зарелли руководство своего нового клуба. Через четыре месяца контракт был разорван за несоблюдение правил клуба.
Получив подъемные, итальянец проникся идеей и направился в Уэльс, чтобы поставить подпись с «Бангор Сити» по той же схеме – валлийцы еще не знали о северных подвигах и спокойно позвали парня на просмотр. Зарелли пробыл в клубе неделю, и у главного тренера Питера Дэвенпорта возникли сомнения: он связался с давним приятелем из «Шеффилда» Майком Риггом, который якобы курировал трансфер Зарелли – тот заявил, что игрок был на просмотре одну неделю, а позже покинул клуб. Примерно то же самое сказал и Ян Деркс, директор молодежной академии «Рейнджерс»: «Он и правда был у нас в 2001 году, но всего месяц и только в качестве стажера».
Конечному разрыву отношений послужила дерзкая просьба самого футболиста поднять ему зарплату до 200 фунтов стерлингов в неделю. Дело в том, что фейковый агент Маттео Колобазе, общаясь с представителями «Бангор Сити», уверял их в том, что заработная плата Алессандро начисляется той самой программой Итальянской федерации футбола. «Он был у нас неделю. За это время я проверил его дело, и многое сильно не сходилось. Парень прибыл к нам с разбитым носом – уже это вызывало подозрения. Он принял участие в нескольких разминках и не показал ничего удивительного», – вспоминает Питер Дэвенпорт.
Об Алессандро Зарелли узнали журналисты Sky UK: они провели грандиозное расследование и выпустили в прокат документальный фильм «Суперфейки». В нем, например, рассказали о факсе, с которого звонил Маттео Колобазе – им оказался небольшой черный факс продуктовой лавки, принадлежащей его родителям. Затем репортеры нашли самого Зарелли в Лондоне и назначили ему встречу, представившись футбольными скаутами. Когда Алессандро понял в чем дело, было уже поздно.
Став популярным, Зарелли на удивление многих затеял настоящую карьеру, пусть и полупрофессиональную. С того времени он сменил 17 команд, и в каждой из них тренеры честно оценивали его способности. Среди этих клубов – английский «Уимблдон» и шотландский «Куинз Парк». Сейчас бывший аферист оканчивает магистратуру Городского университета Лидса по специальности «Футбольный тренер», некоторое время назад он получил два тренерских значка с эмблемами FA и SFA, и в настоящее время является лицензированным тренером.
В 2011 году 21-летний афроангличанин Бобби Шилинде начал свой путь с раскрутки аккаунта в Twitter: в нем он строчил о сказочном восхождении ботсванского подергая в профессионального футболиста ФК «Уимблдон» – разумеется, прикрепляя картиночки, видеоролики и многие другие фейковые штучки, которые он придумывал в Adobe Photoshop и Sony Vegas. В конце-концов Шилинде оформил и статью, в которой утверждалось, что его признали лучшим игроком месяца Второй футбольной лиги.
Тогда Марина Хайд – спортивный обозреватель The Guardian и ярый поклонник Банды психов – почувствовала неладное: «Я провела мини-расследование. Позвонила в пресс-службу клуба и спросила о Бобби Шилинде. Сотрудник ответил: «Мисс Хайд, я проверил все списки игроков и хочу вас уверить, что человека с именем Бобби Шилинде в нашей команде нет и никогда не было – ни в основе, ни в резерве, ни в U21».
Марина Хайд поражалась ботсванскими СМИ (в них она читала интервью псевдофутболиста), а через два месяца чуть не подавилась косточкой абрикоса: Бобби Шилинде присоединится к национальной сборной своей исторической родины. «Вспоминаю те сумасшедшие два года, когда он творил немыслимое. Однажды он заселился в отель, в котором проживала команда, чтобы сделать несколько совместных фотографий для Twitter – как будто бы он среди них», – недоумевает журналист Марина Хайд.
Потом он сел на самолет в Африку, который оплатила Федерация футбола Ботсваны. О парне узнала британская общественность, в том числе тренерский штаб ФК «Уимблдон». «Я восхищаюсь проворностью этого юноши», – говорил главный тренер команды. Сам Шилинде в интервью английским СМИ перевоплощался в другого человека, уверяя их, что он – неизвестный игрок чемпионата Ботсваны. Но тут выскочила и вторая проблема – паспортная. Для того, чтобы уладить гражданский вопрос, парня прихватил местный спортивный агент Раматебеле по кличке Большая рыба.
«Большая рыба» Раматебеле в своем собственном офисе
Ситуация с Бобби Шилинде вызвала локальный резонанс. Пока игрок решал визовые вопросы, футболисты, тренерский штаб и некоторое население государства ожидали скорейшего присоединения полузащитника «Уимблдона» к команде. Перед ним стояла дилемма всей жизни – принять ботсванское гражданство и отказаться от английского, либо забыть обо всем и вернуться на остров. Увы, в скором времени Федерация футбола Ботсваны заявила официально: «К сожалению, Бобби Шилинде не дебютирует за нашу сборную из-за проблем с паспортом». Но ходят слухи, будто ФФБ все знала – и то, что Бобби не играет за лондонский клуб, и то, что он вовсе не умеет играть в футбол. Во имя пиара.
Всяко лучше подборки фотографий из интсаграмма тупой ТП на главной!!!
А.П.Чехов: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».