8 мин.

Игорь Порошин: «Я поздравляю вас, Петербург зажрался»

Побывав в гостях у Радио «Зенит», Игорь Порошин отметил начало новой эпохи в жизни «Зенита», российского футбола и Петербурга, назвал Александра Бухарова сырым и необученным футболистом и предложил сине-бело-голубым купить Вадима Евсеева.

– Каковы промежуточные итоги выступления «Зенита» в этом сезоне?

– Мне кажется, подводить промежуточные итоги уже поздно. Можно говорить о том, что закончилась целая эпоха и начинать обсуждать, что же всех нас ждет в новой эре.

– Начинайте, потому что я пока вас не понимаю.

– Это очень похоже на всех петербуржцев. Они пока не поняли, что случилось. Ситуация в высшей степени занятная. Очевидно, что закончилась не только футбольная эпоха, но и эпоха в жизни города и даже страны. После первого круга у «Зенита» был отрыв в девять очков. Это было похоже на то, что некий отряд взошел на вершину с зыбучими песками. Отряд занял высоту, а потом приехала строительная техника и пески превратила в бетон. Произошла капитализация этого очкового задела с помощью вливания сорока миллионов евро. И это знаменует новую эпоху в жизни «Зенита», российского футбола и Петербурга.

– То есть, вы считаете, что романтический период «Зенита», где возможны взлеты и падения, в прошлом? И команда в ближайшие пять лет планомерно выиграет четыре чемпионата России и выйдет в плей-офф Лиги Чемпионов?

– Я полагаю, что позади период, когда Петербург занимал положение имперской столицы в отставке. И сейчас нужно менять все: отношение к себе, к команде, к покупкам. А начинать нужно с гимна. Вспомните строчки: «Гамбург» и «Рапид», всех он победит». За Алвеша не надо было платить 22 миллиона евро, чтобы победить «Рапид».

– То есть, 14 или 20 миллионов за Тимощука — это было нормально, а 22 миллиона — это слишком много?

– Нет, тогда это тоже была переплата. Кстати, я не уверен, что за Тимощука были заплачены именно такие деньги. Но тогда это только начиналось, а теперь идет полным ходом. И уже сейчас Питер не имеет права ныть и фрондировать. Он сам теперь объект фронды. А сейчас вся лексика и поэтика петербургского фанатского движения построена на признании собственной слабости, вот эти слова «не отдаст три очка просто так». Что это такое? Кому «Зенит» должен отдавать очки? «Томи»? «Спартаку»? Сейчас на трибунах это смешно слушать. Все нужно менять.

– Надо из барселонского «Эспаньола» переодеться в мадридский «Реал» и чувствовать себя в духе произнесенной Алексеем Миллером фразы: «Футбольная столица переехала в Петербург».

– Да, столица либо переехала в Петербург, либо Петербург стал в один ряд с Москвой. Раньше была зажравшаяся Москва, а теперь, страшно произнести это, и зажравшийся Петербург. Ведь футбол и хоккей в России — это витрина, которая дает представление о жизни города. Я поздравляю вас, Петербург зажрался.

– Вы этот неожиданный культурологический вывод сделали после какого тура?

– Нет, туры здесь ни при чем. Если вы сейчас зайдете на сайт transfermarkt.de, то увидите список пяти клубов, потративших за это лето больше всех на трансферы. «Зенит» там занимает четвертое место. Выше: «Барселона», «Реал» и, конечно, «Манчестер Сити».

– Итак, «Зенит» изменился, и мы изменились.

– Нет, мы не изменились. Мы продолжаем скандировать речевки про судью и про соперников. А вот болельщики этих трех клубов, с которыми оказался «Зенит» в одном списке, такое очень редко делают. Там вообще нет такого: мы проигрываем, потому что нас засуживают.

– Хотя на матче с «Динамо» не было традиционной ненависти к арбитру, было разочарование от судейства: команды хорошо играют, не мешай!

– Да, судейство было очень плохим. Кстати, там был роскошный момент, когда команды объявили перерыв и футболисты пошли на водопой. Я думал, что они после этого начнут бить пенальти. (Смеется).

– Я тоже был удивлен. А еще больше я был удивлен, когда этот самородок из Екатеринбурга добавил ко второму тайму три минуты. Я понимаю, что всем надоело. Но если ты остановил игру в общей сложности на восемь минут, то добавь их. Давайте пробежимся по новичкам «Зенита». Тем более что трое уже дебютировали.

– Помните, мы с вами встречались в начале лета и я тогда сказал, какие позиции требуют усиления? Скауты «Зенита» послушали ту нашу передачу и сделали именно то, о чем я тогда говорил.

– Ага, а еще скауты, видимо, решили пересмотреть старые матчи «Зенита» в еврокубках. С «Црвеной Звездой», например. «Хороший какой у них там на фланге парень! Лукович! А где он сейчас играет, в «Удинезе»? Хорошо». Или: «Зенит» – АЕК, «какой у них габаритный защитник, черт с ним, что смуглый. А где он сейчас? В «Порту»? Отлично!»

– Как интересно.

– Мне помнится, что вы тогда говорили, что у «Зенита» не водится жирафов в нападении.

– Один завелся. Бухаров очень сырой, необученный футболист. В командах Спаллетти до Александра играл еще один такого типа футболист, Яквинта. И долгое время он тоже производил впечатление деревянного и неотесанного игрока. Но потом дорос до «Ювентуса».

– То есть Бухаров «Зениту» не подходит?

– Это экспериментальный материал для лаборатории. Думаю, Саше Кержакову пока нечего беспокоиться, он на две головы сильнее. Насколько интегрирован в игру команды Саша, настолько не интегрирован в нее Бухаров.

– Кстати, некоторое время назад Кержаков сидел в том же кресле, что и вы. Когда я ему сказал, что Игорь Порошин считает его выдвинутым опорником, то на лице Александра, мягко скажем, было недоумение.

– Он не понял, что имелось в виду или обиделся?

– Он не понял, но его это задело. Вот вопрос по смс пришел: «Почему только мы играем в жару в 16.00? Поэтому и очки теряем». Кстати, эта история, когда матч «Зенит» – «Динамо» был назначен на 16.00, несколько опровергает все то, что вы себе нафантазировали. Будь это так, «Зенит» бы сам выбирал время матчей, а не прогибался бы под «Первый канал».

– Это вообще тогда было бы царствие Ивана Грозного. Опричнина. Это смс, кстати, образец старого сознания петербуржца.

– Итак, вернемся к новичкам. С Бухаровым разобрались. Лукович: здесь пока ничего не понятно.

– Как раз все понятно. Отличное приобретение, человек может играть на двух позициях, спокойно вписывается в ротацию. Хотя с «Динамо» прекрасно отыграл Губочан. По-моему, он был лучшим игроком матча.

– Соглашусь. При Спаллетти Губочан преобразился. Возможно, то же произойдет и с Бухаровым? Это я пытаюсь нагнать оптимизма.

– А зачем? По-моему, оптимизма и так достаточно, он разлит в воздухе, хоть ложкой ешь.

– Хорошо. Следующий на очереди новичок — Бруну Алвеш.

– Все прекрасно, кроме цены. «Зенит» несколько переплатил, потому что за 20 миллионов нужно покупать центрального защитника первой мировой десятки. По-моему, Бруну Алвеш не входит в этот список.

– А то, что «Барселона» пыталась в прошлом году купить его за 30 миллионов, а «Порту» не продал?

– Ну, это несерьезно. В этом потоке информации, кто кого просматривал и хотел купить, много всего можно найти. Нет, Алвеш очень хороший защитник, очень. Это счастье, что мы его видим.

– А вам не показалось, что в матче с «Динамо» он, откровенно говоря, не блистал?

– Он играл осторожно, спокойно. Так и нужно играть первый матч в новой команде центральному защитнику. Он не проиграл фактически ни одного единоборства. Очень хороший материал.

– Ну и на десерт: Сергей Богданович Семак.

– Я не в диком восторге. Но все равно хорошо, игрок для ротации. Та бешеная нагрузка, которая выпадает на Игоря Денисова, теперь уменьшится.

– Я правильно понимаю, что в той картине мира, которую вы нарисовали в начале, вообще не важно, что Семак — армеец.

– Абсолютно не важно. Даже хорошо, что он армеец. Унижение соседей-карликов входит в сознание большой фирмы.

– Тогда надо было еще Лоськова купить, чтобы окончательно воплотить в жизнь план «всех купить и сгноить в дубле».

– (Смеется). И Евсеева!

– Последние полчаса матча с «Унирей». Такого провала я не ожидал. Даже не мог представить, что именно «Униря» станет командой – автором звонкого щелчка по зенитовскому носу.

– Просто «Зенит» в чемпионате России очень редко оказывается наедине со своим сознанием, оно ему там просто не нужно. А тут вдруг люди стали думать: вот сейчас проиграем или гол пропустим и не выйдем в Лигу чемпионов. А это страшно. Плюс, отсутствие опыта противостояния с командой, которая тебя не боится, с которой сложно. А «Зениту» до этого было более-менее просто, так сложилось. Даже если было сложно, потом все хорошо заканчивалось.

– Не увидели ли вы здесь ошибок с заменами, что редкий случай у Спаллетти? Вышли Канунников, Файзулин и Розина. Канунникова Спаллетти поблагодарил, остальным сказал: «это был последний ваш выход на замену таким образом».

– Ну и замены могут быть у Спаллетти плохими. Не надо сотворять себе кумира.

– А я готов уже сейчас отливать памятник Спаллетти, в гипсе. Я давно бываю на базе, и микроклимат в «Зените» хороший давно. Но вот Спаллетти создал семью. Я вижу, как все общаются между собой. Я вижу, что сработало то, что на сборе в Австрии Спаллетти подарил всем игрокам золотые кулоны. Я вижу, как Роман Широков, забивая решающий пенальти в Ростове, подбегает к тренеру и говорит: «Это для тебя». Последний раз эти слова произносил Аршавин в адрес Морозова.

– Прекрасно. Аминь.

– В завершении я бы попросил вас поставить диагноз этому чемпионату России. Хотя мне после матча «Зенита» с «Рубином» все стало ясно.

– Все стало ясно на десять лет вперед. У чемпионата теперь будет одна фабула: станет «Зенит» чемпионом или нет. Это фабула немецкого чемпионата в его старой версии. Хотя все-таки разница между «Зенитом» и «Баварией», несмотря на результаты Кубка УЕФА, сохраняется.

- В этом году у нас нет ни одной команды, на футбол которой приятно посмотреть. Почему?

– Это закономерный результат того, что у нас происходило последние пять лет. У отдельных клубов была финансовая энергия, которая не превратилась в результат. Инерция, застой. Ничего хорошего с чемпионатом не происходит.