Роберт Ченибалаян: «Сейчас у «Олимпа» четыре хозяина»
Роберт Ченибалаян пришел на «Ростсельмаш» в 1962 году. Начинал работать радистом, затем электриком, а спустя три десятилетия дорос до директора стадиона. За эти без малого полвека здесь изменилось все, включая название арены. Об этих изменениях и о том, как живет сейчас «Олимп-2», Роберт Гаспарович рассказал в интервью редактору НФПМ.ру Максиму Березницкому.
Насколько лучше и удобнее стал стадион за прошедшие десятилетия?
Начнем с того, что раньше местами для зрителей были деревянные настилы на трибунах, а сейчас везде установлены индивидуальные кресла. Старое наше допотопное табло было заменено совсем недавно на огромное новое телевизионное десять на девять метров. Его установили к финальному матчу Кубка России прошлой весной. Несколько лет назад впервые с момента закладки стадиона в 1937-м поменяли газон.
Его выращивали на месте?
Нет, укладывали рулонный. Все работы проводила известная волгоградская фирма «Интраст». Они полностью заменили и дренаж, оборудовали подогрев и систему полива. И если раньше рабочие таскали шланги по полю, то теперь все делает автоматика. Компьютер сам включает насосы в соответствии с программой и орошает поле с помощью встроенной в газон системы.
Вдобавок были полностью перестроены почти все трибуны. Так что, наверное, можно сказать, что это уже другой стадион?
Пожалуй, да. Хотя южная трибуна, на которую уже давно пускают болельщиков, до сих пор официально не сдана в эксплуатацию, но это уже другой вопрос.
Достаточно ли теперь стадионной инфраструктуры для комфортного посещения матчей? Касс, туалетов, проходов на трибуны?
Всего хватает. А на каждом проходе установлены рамки-детекторы осуществляется проверка на наличие оружия и взрывчатых веществ. Но корешки билетов пока отрывают, как и прежде, вручную. Автоматической пропускной системы нет.
Что входит в ваше хозяйство, помимо главного поля?
У нас есть запасное. Оно практически такого же размера, как игровое, оно тоже травяное, и на нем проводятся тренировки основного состава «Ростова». Построено еще искусственное поле, но оно отдано футбольному клубу. Там тренируется дубль, там занимаются ребята из детской футбольной школы.
Значит, к этому полю юридически вы отношения не имеете?
У нас сейчас большие сложности. У стадиона четыре хозяина. Западная трибуна относится к футбольному клубу. Южная к министерству спорта Ростовской области. Северная и восточная переданы фирме «Лидер». Реализацией билетов занимается клуб. Мне то есть, собственно, ООО «Олимп-2» пока оставили центральное и запасное поля.
Значит, фактически вы сейчас директор по полям, а не руководитель всего стадионного комплекса?
Да, но к осени все обещали передать в ведение ФК «Ростов». Конечно, это будет удобнее. Раньше я за все отвечал один, всегда знал, что нужно сделать, а сейчас никого не заставишь. После игры мусор убирать надо, а фирме, отвечающей за трибуну, некогда они завтра, говорят, уберут. Знаете, как бывает, когда в квартире две невестки? Вот и у нас такая же история. Но пока, в общем, справляемся, и серьезных конфликтов у нас не было и нет.
Давно ли сложилась такая ситуация?
Северную и восточную трибуны «Лидеру» передали в мае. Прежде за них отвечали мы.
Как же вам удается обеспечивать уход за полем?
За счет арендной платы. Раньше у нас из техники была одна косилка, а теперь их три, плюс прокалыватель и другие устройства.
Может ли кто-то, образно говоря, придти с улицы и арендовать поле для игры?
Для этого клуб «Ростов» должен спрашивать у нас разрешения и оформлять допсоглашение. Потому что по условиям договора в субаренду поля без нашего согласия они сдать не имеют права. Так что никаких дополнительных мероприятий здесь не проводится. Раньше практиковались концерты на центральном поле, а сейчас этого нет. Представляете, что происходит с полем, если на него бегут одновременно пять-шесть тысяч человек?! А ведь еще два-три дня устанавливают сцену, затем ее еще какое-то время разбирают. Естественно, трава портится.
Хватает ли вам денег от аренды?
Сейчас, когда забрали трибуны, недостаточно. Приходится платить большие налоги, зарплату, много денег уходит на приобретение семян, удобрений, чернозема, песка. Плюс уходят деньги на полив поля, на аренду помещений у футбольного клуба. В мае, например, мы в общей сложности потратили 900 тысяч рублей. Именно такой была сумма, которую клуб выплачивал нам за аренду. Теперь же, после того как трибуны забрали, осталось 700 тысяч. Приходится искать способы для сокращения затрат.
А может быть, не так уж плоха ситуация, при которой в условиях достаточного финансирования, разумеется, отдельная компания занимается исключительно полями? Может быть, такая специализация была бы только на пользу тому же газону?
Конечно. Когда нам перечислена определенная сумма мы сами знаем и решаем, как ее потратить. Как же все будет происходить, когда все перейдет в ведение клуба, предсказать сложно. Но, думаю, мы общий язык всегда найдем и ни в коем случае не запустим поле до такого состояния, как было в этом году в Махачкале.
Тем более, что в Ростове-на-Дону поле всегда было хорошее.
Не зря же у нас провели финал Кубка!
А можно ли в Ростове играть очень поздней осенью и ранней весной? Это к вопросу о переходе на систему «осень-весна»
Я считаю, это крайне отрицательно скажется на состоянии футбольных полей. Даже у нас в начале марта еще лежит снег. Мы его вручную собираем и тачками вывозим с поля. А в ноябре начинаются морозы, идут дожди, а затем и снег. В зимних условиях матчи можно проводить только там, где есть крытые стадионы. Нужно создать условия, прежде чем переходить на другой календарь.
А люди-то считают, что Ростов это юг, там все время тепло
А это совсем не так А ведь помимо собственно состояния поля, надо думать и о болельщиках. Если будет мороз в 10-15 градусов, кто придет на стадион? Люди приходят, когда тепло, чтобы отдохнуть. А что им делать на стадионе в мороз и снег? Ну, придут полторы тысячи ярых болельщиков.
Но ведь люди должны идти на стадион не ради погоды, а чтобы поддержать команду!
Вот полторы-две тысячи и придут ее поддержать. А остальные будут по телевизору смотреть.
Скажите, а в каком состоянии сейчас другая крупная ростовская арена стадион СКА?
К сожалению, там и команда уже на грани банкротства, и стадион сам в плачевном состоянии. Он требует реконструкции. В Ростове должны были в мае проводить один из этапов юношеского чемпионата Европы, приехала комиссия РФС, посмотрела нашу арену у нас все в порядке. Поехали на СКА а там матчи проводить невозможно. Пришлось игры переносить в другой город.
Это как это так интересно получается? Люди уже год на трибуну ходят, а она еще не сдана в эксплуатацию.