Моритц Хартманн – Der Bomber «Ингольштадта»
Моритц Хартманн родился 20 июня 1986 года в небольшом немецком городке Оберфихтах, расположенном на севере Баварии. Жили там, на момент рождения Моритца, немногим больше 3000 человек, наслаждаясь свежим воздухам и лесистой местностью. Живописные пейзажи и размеренная жизнь уютного маленького городка никоим образом не способствовали увеличению бюджета семьи Хартманнов, поэтому отец совсем еще тогда малыша Моритца быстро понял, что к чему и, собрав семью в охапку, рванул в Рейнланд в поисках лучших карьерных перспектив.
На западе Германии жизнь семьи постепенно наладилась, бюджет рос, подрастал и Моритц. В юном возрасте, чтобы отвлечь мальчишку от уличных драк и бесцельной беготни до самого вечера родители отдали его в футбол. Сюжет, прямо скажем не голливудский, а скорее типичный для большинства немецких сорванцов, которые росли на фоне недавнего триумфа на Чемпионате мира 1990-го и застали волшебную игру Клинсманна, Маттеуса, Заммера и прочих видных немецких футболистов 90-х.
Началось все со скромного и любительского «ТСЦ Ойскирхен», а продолжилось в «Рейнбахе», полупрофессиональном клубе, в котором совсем еще молодой форвард играл и за резервную, и за основную команды. Вполне солидный рост (183 см) и неплохие габариты (77 кг) позволяли совсем еще сырому парню выделяться на фоне соперников. Он не только мог играть на острие, но и здорово закрывал фланги атаки, когда того требовали тренер или ситуация. Его кумирами были Майкл Оуэн, Дидье Дрогба и Тьерри Анри. От них Хартманн старался брать только лучшее, тренировал удары с обеих ног, ходил в зал после тренировок и надеялся однажды добиться хотя бы пары процентов от того, чего добились его кумиры. Его амбиции помогали забивать в любительских чемпионатах Рейнланда и забивать много. Естественно, в этой истории, как и во многих других, должен был обязательно возникнуть клуб из Бундеслиги, первой или второй, который быстро затянет молодого и перспективного форварда в свои сети. Таковым стал «Кельн». Хартманн сменил Рейн на Донау.
В новой команде на двадцатилетнего парня смотрели сверху вниз, поэтому надежды на стабильную игру в основе или хотя бы пару-тройку матчей с выходом на замену быстро сменила жестокая реальность Региональной лиги во второй команде «козлов». Рухнувшие надежды быстро сменила тренировочная рутина. Первый сезон во второй команде стал добротным, но прорывом это назвать было нельзя, хотя именно голы Моритца чаще всего оказывались решающими. На второй год пребывания в резервной команде Хартманна ждало судьбоносное знакомство с Марвином Матипом, старшим братом того самого Матипа, который ворвался в большой футбол, выступая «Шальке 04», а теперь пылит у Юргена Клоппа в «Ливерпуле». Знакомство форварда и защитника произошло на одной из тренировок, на которых Матип набирал форму после травмы. Тогда еще никто не знал, что этим парням суждено будет встретиться еще раз в совсем другой команде. А пока суд да дело, Моритц продолжал играть в Региональной лиге без надежды на какой-нибудь просвет. Второй сезон он провел ненамного ярче первого, хоть и стал забивать регулярно, смещаясь с позиции на позицию, играя по всему фронту атаки, что во многом помогло ему забить солидные 11 голов и затащить «Кельн-2» на третью строчку в своей лиге. Его прогресс был пусть и не очевиден, но он был. Однако тренерский штаб главной команды по-прежнему делал ставку на опытных бойцов. Амбиции, до этого угасшие и похороненные, вспыхнули с новой силой. Настала пора перемен. В третью Бундеслигу как раз свалился скромный «Иногльштадт», в который и отправился форвард, попутно жестко пройдясь по тренеру «козлов», заявив, что «Даум скорее поставит в атаку МакКенну (прим. центрального защитника команды), чем меня. Когда не чувствуешь доверия и перспектив – нужно что-то менять». Справедливости ради стоит заметить, что такие выходки для Мо были крайней редкостью. Но тут, что называется, накипело. Через пару лет в одном из интервью он поблагодарит Кристофа Даума за шанс поиграть на другом уровне и скажет, что это история уже в прошлом.
Переезд в скромный и тихий Ингольшадт из достаточно большого по германским меркам Кельна стал для футболиста мощнейшим культурным шоком. «Сначала был плохо. Хуже раньше точно не было, но сейчас я понимаю, что это очень круто, когда за 10 минут можно доехать туда, куда надо». Это был тот случай, когда и город, и человек постепенно нашли друг друга. Моритц не был фанатом больших городов. Ингольштадт был компактен. «Живя здесь трудно представить, что фанаты команды облепят автобус команды после неудачного матча или придут к тебе на порог». Но главной в этом переходе стала футбольная составляющая – молодой клуб развивался ударными темпами, росла инфраструктура, в команде была здоровая атмосфера и… Марвин Матип. Тот самый Матип. Оба оказались в команде почти в одно и то же время, оба сделали так, чтобы команда за год вернулась во вторую Бундеслигу. Марвин цементировал оборону, а Моритц вышел на поле в 36 матчах в старте и забил 21 гол. «Главным в «Ингольшатде» стало тренерское доверие. Его мне не хватало». Поняв, что здесь он нужен, ощутив, что он вновь может сконцентрироваться на игре, Хартманн принялся «клепать» голы один за другим, влюбив в себя местную публику, которая быстро нарекла его «Der Bomber». Сравнение с легендарным Гердом Мюллером подстегивало на все большие подвиги. Команда за год вышла во вторую Бундеслигу.
Следующие 5 лет для Моритца Хартманна не были золотым временем полным голевых свершений и головокружительных побед. Как это часто бывает, футболист, блиставший в низкой по рангу лиге, после перехода на новый уровень начинал теряться. Эта проблема не миновала и героя нашего рассказа, который сначала потерял место на острие, а потом и вовсе стал не часто пробиваться в основной состав. В сезоне 2012/13 он и вовсе 20 раз оказывался на скамейке запасных, ни разу не выходя по ходу большинства матчей и сыграв за сезон меньше 1000 минут. Именно тогда и стала особенной важной поддержка друга и, к тому моменту, капитана «Шанцеров» Матипа.
Защитник от своего друга получил ласковое и полное нежности прозвище «Ж*па», но и сам не оставался в долгу – подколоть друг друга в жизни или на тренировке стало своего рода ритуалом для обоих. Кроме того, Матип знал, что такое сидеть на лавке и ждать своего шанса, что такое играть на разных позициях, чувствовать, что тобой просто затыкают дыры. «У него было трудное время, он не был первым выбором в атаке, не был и вторым, но Мо не сломался». Во многом благодаря именно своему другу, который поддерживал Хартманна и верил в него. Несмотря на частые смены тренеров, ситуация к лучшему не менялась. И именно тут стоит отметить железный характер Моритца. Он упорно ждал своего шанса, работал на износ и в сезоне 2013/14 снова стал играть в основе поле прихода в команду Ральфа Хазенхюттля.
Теперь он не думал, что им затыкают дыры. В новом сезоне Хартманн понял, что это «вариативность». Его позиционная гибкость стала приносить свои плоды, во время матчей он уже не был привязан к одной позиции, в его распоряжении был весь фронт атаки «Ингольштадта». На поле он не вышел всего 5 раз, был железным игроком «старта», забил 7 голов и отдал пару отменных передач, тем самым доказав себе и всем, кто в нем сомневался, что характер у него что надо. Кроме того, в команде он постепенно стал «дядькой». В 28 лет он был одним из самых опытных и долго играющих футболистов, которые могли делиться знаниями с постоянно обновлявшимся и юным составом команды. Это изменило его отношение к игре, к ранним заменам в матчах, к обидным промахам и сериям без побед. «Если я могу научить чему-то нашу молодежь, то я готов это делать. В конце концов от этого выиграем мы все – «Ингольшадт».
Именно с ним команда стала другой. Это уже не был середняк без особых перспектив, нет. Теперь «красных» стали рассматривать, как претендентов на выход в Бундеслигу. Его следующий сезон вновь вышел скомканным. Опять начались отсидки на скамье, но теперь он знал и еще кое что: свои амбиции нужно умерить на пользу команде. Он любил город, любил болельщиков и команду, в которой играл. Осталось лишь верить в себя и ждать.
Ждать долго не пришлось. Выход в элиту немецкого футбола подстегнул команду сильнее, чем Ральф Хазенхюттль, который и вытащил Моритца из забвенья еще во второй Бундеслиге. Нападающий сполна воспользовался уникальным для себя шансом. Его 11 голов принесли команде не только важные очки, но и место в середине таблицы, которого от команды не ждал никто. Никто не ждал таких успехов и от Хартманна. Но он это сделал. Летом перед сезоном 2016/17 на него выходили клубы Бундеслиги, но игрок остался верен команде. «Я еще не все доказал здесь. Если и во втором сезоне результативность окажется на уровне, то можно будет говорить, что прошлый год для меня был не случайным успехом». «Шанцеры» здорово посрамили скептиков, но Хартманн не впал в эйфорию: «В прошлом сезоне перед нами стоял простой вопрос: способны ли мы играть на таком уровне? Ответить на него мы сможем лишь в следующем году». Этот год уже настал. Новый сезон, новый тренер и Моритц Хартманн в составе на первый матч против «Гамбурга». Снова ранняя замена и снова он вкалывает на тренировках, чтобы в очередной раз доказать очередному тренеру, что «Bomber’om» не стоит «затыкать дыры».
Источниковая база: bild.de, express.de, fcingolstadt.de, spox.com
Читайте также: