5 мин.

Я нашел свою команду. Так мне и надо

семин 1

«08» сентября 2001 года на ужин в детской Морозовской больнице давали картофельное пюре и тонкие полоски жареной рыбы невыясненного происхождения. Неделю назад мне вырезали аппендицит, по этой причине мои летние каникулы были продлены еще на пару недель, так что несмотря на моё нахождение в больнице, жизнью я был вполне доволен.

После ужина, в большой комнате в конце больничного коридора у телевизора собирается компания таких же, как и я счастливцев, по разным болезням, отложивших мучительный старт учебного года на какое-то время.  Включив телевизор в тот вечер, мы сразу же наткнулись на переигровку матча «Тироль» - «Локомотив» и я, как наиболее увлекающийся, быстро разъяснил всем, кто засомневался в целесообразности просмотра матча, что «Локомотив» рвётся в свою первую Лигу чемпионов, и что судья с чудесной фамилией ван дер Энде, спутал Маминова с Пименовым, показав карточку одному и не удалив другого, и что цепкие австрийцы, ухватившись за судейскую ошибку теперь намерены оставить москвичей за бортом самого престижного клубного турнира в мире.

Не знал я только того, что вот так просто, нажав кнопку пульта с целью скоротать вечер, спустя полтора часа, охрипший от криков ужаса и восторга, в компании таких же охрипших, я стану болельщиком «Локомотива».

В те недалекие, но уже безвозвратно ушедшие времена самым интересным чтивом о футболе был «Спорт-Экспресс», неизменно оставлявший на пальцах следы черной типографской краски, эра гегемонии «Спартака» подходила к концу, о чем впрочем, никто пока не догадывался, а тренерская скамейка «Локомотива» казалось, была навечно забронирована за Юрием Палычем Семиным.

К тому моменту, как я начал болеть за «Локомотив», Сёмин был на капитанском мостике уже на протяжении девяти лет, скрупулезно, по деталям собирая механизм, который вот-вот выиграет два чемпионата России и здорово пошумит в большой Европе. То есть он был не просто тренером, а отцом, сыном и святыми духом команды, которая сквозь смех и недоуменные взгляды, шаг за шагом, превращалась из пятого колеса московской телеги в самостоятельную боевую единицу. Там еще вроде как были президент клуба Филатов и помощник тренера Эштреков, которые тоже проделывали большой объем работы, но для меня центральной фигурой клуба всегда оставался Семин – пока он на бровке, выход обязательно найдётся, так мне тогда думалось.

Изредка и самопроизвольно в моей голове всплывал вопрос: «А что будет, когда Палыч все же уйдёт?» на который я никогда не отвечал – во-первых потому что за пределами вопроса таился густой мрак и ничего в качестве ответа придумать не получалось, а во-вторых зачем вообще думать о том, что случится еще так не скоро, ведь в том, что как минимум еще девять лет у руля Палычу по плечу, сомений не возникало. 

Как оказалось, за плечами ушедшего Палыча действительно таился мрак, а ушел он не так чтобы очень нескоро.

В последующие десять лет (включая второе пришествие Сёмина) «Локомотив», из команды, втаптывающий в газон миланский «Интер», превратился в «самый скучный топ-клуб России», имея за прошедшие десять лет в своём резюме один завоёванный кубок России, бронзу чемпионата 2013/2014 и такие маленькие пикантные нюансы, как женщина-президент и тренер-светоч.

За эти десять лет я так и не понял, есть ли у клуба хоть сколь-нибудь внятно сформулированная стратегия развития или мы просто катимся по рельсам, именуемым «российский футбол», меняя Билича на Черевченко, а Маминова на Коусейро.

Тут ведь еще какое важное обстоятельство есть – так сложилось, что в России я, как болельщик, практически подневолен и участия в той части жизни клуба, в которой формируются цели, задачи и способы их достижения не принимаю. И не потому что не хочу, а потому что так у нас не принято, в футболе в том числе. Я могу только принять то, что делает клуб и пойти на стадион или не принять и не пойти на стадион. Клуб сам формулирует чего он хочет, и если сегодня он хочет Хамину Драмана, что ж, мы и за него поболеем.

За те десять лет, что случились с «Локомотивом» с ухода Сёмина я привык смотреть на все, что происходит с клубом с изрядной долей скепсиса. Я и сейчас так смотрю. И я уверен многие смотрят также. Но сейчас я очень хочу взять пример с болельщиков одной московской команды, которые каждый год верят в сакральное чемпионство, несмотря ни на какие внешние обстоятельства и несовместимые с этим факторы.

Мне тоже очень хочется поверить в то, что приход нового руководства действительно означает приход к новому способу управления, без зятьев и кумовьев, стоящих во главе служб клуба. Что приглашение тренера-легенды, это не просто популистский ход с целью привлечь на трибуны болельщиков, а попытка перезапустить историю «Локомотива» с того самого 2005 года, и что за плечами Сёмина все-таки растет тот, кто также вдумчиво и аккуратно будет строить эту команду. Мне очень хочется поверить в то, что где-то в недрах клубной академии обитает и ждет своего шанса второй Измайлов, который обязательно этот шанс получит. И что билеты на матч ближайшего тура по 300 рублей, это пусть немного неуклюжий, но шаг в сторону болельщиков. Мне во все это очень хочется поверить и более того, я буду в это верить. А оправданно ли – только время рассудит.

Помню, как во времена расцвета таланта Дмитрия Сычева, на трибунах за воротами в Черкизово висел большой плакат «Ты нашел свою команду!». Болельщики одной московской команды, в чьих недрах этот талант взошел, тогда желчно добавляли «Ты нашел свою команду, так тебе и надо!». Тут по всему выходит, что болеть за «Локомотив» я начал после матча с «Тиролем», а это ровно 15 лет назад. Срок не грандиозный, конечно, но такой, который уже не стыдно отмечать. Не день в день, разумеется, а как положено, в выходные. В воскресенье, на стадионе одной московской команды, которая сквозь годы, встречает Палыча в ранге лидера чемпионата. Вот как хитро время устроено – вроде и бежит, а все равно по кругу.

Пятнадцать лет прошло перед тем, как все вернулось в исходную точку. Пятнадцать лет, как я нашел свою команду. И так мне, наверное, и надо.   

семин 2