6 мин.

Клеменс Фритц – последняя звезда Везера

Его карьера началась в скромном клубе Региональлиги и бывшей команде из ГДР – «Рот-Вайсс Эрфурт». Затем была короткая остановка в давно канувшем в Лету «Лейпциге (не путать с тем самым «РБ Лейпциг»), ну а потом началось самое интересное. В 2003 году случился леверкузенский «Байер» и первый матч в Бундеслиге, потом был переход с позиции форварда на место правого защитника, а спустя всего 3 года Клаус Аллофс и Томас Шааф не пожалели 2,5 миллиона Евро, чтобы заменить им на правой бровке нестабильного и травматичного Патрика Овомойелу...

С тех пор минуло уже 10 лет. Сегодня Клеменс Фритц – настоящий аксакал, легенда. В свои 35 лет он является самым возрастным капитаном Бундеслиги и одним из самых опытных футболистов бременской команды наряду с Клаудио Писарро. Однако именно нестареющий опорник остается в клубе последним из тех, кто застал золотые времена команды, ставшей частью истории. Он успел пофеерить в Лиге чемпионов, проиграть финал давно почившего Кубка УЕФА, добиться победы в Кубке Германии в 2009, а потом… Потом бесшабашный, развеселый и удалой команде стало чего-то не хватать. Сегодня в клубе нет ни Аллофса, ни Шаафа. Остался только Фритц, который на собственной шкуре прочувствовал, что такое спуститься с небес на землю и остаться верным себе и цветам своей команды.

Клеменс приходил в «Вердер» в качестве настоящей рабочей лошадки. Да, год ему пришлось потерять из-за травмы еще в составе «Байера», но переход на новую позицию, в итоге оказался судьбоносным. Крепкого, неуступчивого и жесткого защитника, способного вспахать всю бровку, вырвать ноги и нанести точный удар, быстро заметили на Севере Германии и, недолго думая, перевезли в самый музыкальный город страны. В первый же год новоиспеченный правый защитник стал участником Лиги Чемпионов и получил шанс в сборной.

Состав у команды был, что надо. Фритц быстро влился в коллектив и застолбил за собой место в старте. В обороне Шааф в кои-то веки смог создать боеспособный кулак в лице Фритца, Мертезакера, Налдо и Вомэ, которые подняли команду на 3-ю строчку таблицы с невиданными по сей день -40 в пассиве. В следующем сезоне команда отстала на 10 очков от «Баварии», но все же сделала шаг вверх, став второй. Клеменс съездил на Евро-2008, завоевав в составе сборной серебро. «Больше всего из своих матчей за сборную я запомнил свой дебют. Шел 2007 год. Меня выпустили в матче с грузинами. Это было пиком, чем-то особенным».

С сезона 2010/11 у команды начался спад и спад серьезный. Лига Чемпионов сменилась барахтанием в середине таблицы, команду стали покидать ее главные звезды. Шааф сделал ставку на молодежь и прогадал. Через пару лет «Вердер» начал мечтать лишь о сохранении прописки в элите немецкого футбола, сменилось руководство. Неизменным осталось лишь наличие Фритца.

Клеменс заматерел, набрался опыта, потерял в скорости. Вокруг рушилось все, поэтому одного из самых опытных футболистов команды решили поставить в центр поля, откуда он мог управлять нитями игры команды. В одном из клубных интервью сам игрок заявил, что оттуда действительно проще влиять на ход матча и управлять настроением команды, а не только менять вектор атак и рушить наступательные порывы соперника. Возможно, именно это решение спасло команду. Возможно, даже не раз. Логичным шагом каждого нового тренера после Шаафа стала капитанская повязка на руке «зелено-белой» восьмерки. С 2010 года именно новоиспеченный опорник стал тем единственным футболистом, который не опускался ниже своего уровня, за что удостоился от Kicker’a прозвища «Last-Man-Standing», полученного благодаря уверенной игре на одноименной позиции.

Можно лишь удивляться тому, как очень либеральный, взвешенный в своих высказываниях игрок смог стать любимцев местной публики, ведь никакого эпатажа от него не ддожждешься. Он никогда не высказывался громко о политических проблемах, не был замечен в критике ЕС или правительства, даже в самый разгар конфликта на Украине он заявил лишь то, что «войну из противостояния Запада и Востока раздуваю СМИ», а самому ему это никогда не было важно.

Его козырями, помимо уверенной игры на своей позиции, всегда были верность и преданность. После сверхудачного сезона 2007/08 защитник получил предложение от мадридского «Атлетико», но решил ответить на него отказом. «Да, испанцы действительно делали мне предложение, но на тот момент я уже дал слово руководству, что останусь в команде. Я его сдержал и в итоге подписал новый контракт, ведь в Бремене меня все устраивало».

Во всех своих интервью Клеменс не раз подчеркивал, что преданность клубным цветам для него – не пустой звук. В последние 5 лет команда выживает без суперзвезд и идолов, если не считать таковым постаревшего, но все еще гениального Клаудио Писарро. Фритц остался последним из того состава, который гремел на всю Европу. Что еще более важно, он никогда не был замечен в подковерных играх, всегда выкладывался по полной и никогда не обманывал ожиданий болельщиков, разя их правдой, хоть и горькой. Именно он всегда подчеркивал, что времена, когда в команде зажигали Тим Визе, Мирослав Клозе и Торстен Фрингс прошли: «Для Бремена настала новая реальность». Суровая.

В условиях тех самых, суровых, реалий прошлого сезона, когда «Вердер» Виктора Скрипника барахтался на дне, цепляясь за спасительную 16-ю строчку, Фритц чуть было не совершил большую ошибку. На сборах в турецком Белеке он объявил о завершении карьеры по окончании сезона. Это вызвало шок и волну непонимания среди большинства болельщиков команды, кто-то даже обвинял его в трусости, но это заявление имело обратный эффект. После зимней паузы «зелено-белые» все-таки смогли раскачаться, а сам капитан прибавил так, что вынудил руководство клуба просить себя остаться еще хотя бы на один сезон, неважно, будет он проведен в первой или второй лиге.

И он остался. Остался вопреки всему. На вопросы о том, почему он все-таки передумал, Клеменс отвечал просто: «Я чувствую себя хорошо, нахожусь в неплохой форме и все еще достаточно мотивирован». Решение остаться далось непросто. На раздумья у Фритца ушел весь второй круг. Тренерский штаб, болельщики, одноклубники, все просили его остаться еще на год, чтобы передать свой опыт молодым, помочь создать новую команду и стать проводником идей Виктора Скрипника и Торстена Фрингса. Его звали в МЛС на большие деньги, но на клубном ТВ он вновь заявил о своем желании завершить карьеру на берегах Везера, чем привел в восторг все зелено-белое море. «Мы – «Вердер» Бремен, и я этим горжусь. Я всегда всем сердцем буду биться и переживать за Бремен». Для Фритца это не просто слова из песни, но девиз всей карьеры, которая уже давно окрасилась в зелено-белый цвет.

Lebenslang Grün-Weiß!

alt
alt

Фото: werder.de, transfermarkt.de, kicker.de, spiegel.de

Читайте также:

11 лучших игроков "Вердера" в XXI веке

Тим Визе: из футболиста в рестлеры

ТОП-5 фактов | Серж Гнабри

Vielen Dank! Wir seh'n uns wieder beim Футбол auf Deutsch!