6 мин.

Клаудио Браво. Вратарь поневоле

Сид Лоу рассуждает о карьере чилийского голкипера и прогнозирует общий выигрыш от перехода чилийца

alt

Клаудио Браво не хотел быть вратарем. Хосеп Гвардиола тоже не хочет видеть его вратарем, ну, по крайней мере, хочет видеть его не только голкипером. Чилийский страж ворот рассказывает, как ребята постарше заставляли его идти в раму, когда они играли в футбол в деревне Вилуко, окруженной виноградниками и расположенной к югу от Сантьяго, население которой составляет 2000 человек. Когда он переехал в столицу, его опять заставили стоять на воротах, и он стоял: «Коло-Коло», «Реал Сосьедад» и «Барса». Теперь он будет играть в «Манчестер Сити», официальный переход в новую команду состоялся в четверг.

 «Как и любой ребенок, я хотел играть впереди», - говорит Браво, однако возможности не совпали с суровой действительностью, и ему приходилось стоять между стойками ворот. Так продолжилось с того момента, когда он присоединился к «Коло-Коло» в возрасте одиннадцати лет. Первое время он путешествовал в грузовике своего отца, по соседству с ящиками с фруктами. Он был нескладного телосложения: невысокий и худой, но он работал над собой и совершенствовался три года, пока в одной из игр не пропустил гол после флангового навеса. Один из руководителей клуба настоял на том, чтобы расторгнуть с ним контракт, так как считал его бесперспективным и чересчур низким для вратаря.

«Я подумал, что мне всего четырнадцать лет» — рассказывает Браво изданию «El Periódico». Раздосадованный, Браво вернулся в Вилуко и оставался там: он думал о том, что всё кончено. Однако его тренер встал на его защиту.

- Если уйдет он, уйду и я, — настоял тогда Хулио Родригес.

Родригес смог что-то разглядеть в Клаудио и заставил клуб принять его обратно. Он также увидел что-то новое в футболе. На сборах в «Аяксе» он познакомился с Франсом Хоеком, который приехал в клуб с Йоханом Кройффом. Позднее, Хоек работал в «Барсе» и «Манчестер Юнайтед» вместе с Луи ван Гаалом и претворял в жизнь идеалы Кройффа в части работы с вратарем: «В моей команде вратарь должен начинать атаки». Применять это правило внедрил и Родригес: Браво должен был играть в пас, а не просто выносить мяч как можно дальше. Это стало ежедневной навязчивой мыслью, упражнением, повторяемым ежедневно.

Браво начал расти: от четырнадцать лет с той роковой ошибкой до шестнадцати в составе первой команды, он вырос на четырнадцать сантиметров. В девятнадцать лет травма основного вратаря приоткрыла ему дверь в основной состав, и он не упустил эту возможность. Позднее такие истории повторялись не раз. Однажды тренеру баскского клуба «Реал Сосьедад» посоветовали просмотреть Браво.  Его звали Хавьер Манкисидор, которого нанял Мануель Пеллегрини. Сейчас Хавьер занимает должность тренера вратарей в «Манчестер Сити» и именно его рекомендация была основной причиной подписания Браво баскским клубом в далёком 2006 году.

Ему было нелегко — к юбилею своего пребывания в испанской «Примере» он не сыграл ни одного матча, несмотря на то, что его команда опустилась в Сегунду. Но, спустя восемь лет, на момент перехода в «Барсу», он был капитаном своего клуба и сборной. Нет абсолютно никаких сомнений в силе его личности и его гордости: он самокритичен, серьёзен, у него очень развито чувство долга. Клаудио нанял комедианта для того, чтобы спародировать команду Чили, а на презентации лучшего голкипера «Ла Лиги» в 2015 году, дабы его поддеть, включили смешное видео с нарезками ляпов голкиперов. Однако Браво не нашел видео смешным: «Грустно», — такую он дал характеристику этому видео. В этой нарезке не было ни одной ошибки в его исполнении, но он заявил: «Надеюсь повторить успех этого года, а также надеюсь на то, что в следующем году видео будет другим».

Инициаторами его приглашения в Каталонию были Хуан Карлос Унсуэ, ассистент тренера, и Субисаретта, спортивный директор. Оба были голкиперами и одноклубниками Гвардиолы в тренерскую эпоху Кройффа. Субисаретта заявил: «У него есть характер, хорошие отношения с защитниками, хорош при выходе один на один и прекрасно играет ногами, что является ключевым моментом для меня». Играет ногами? Да, он забивал в ворота «Нумансии» со штрафного удара. «Я знаю, что буду играть там не только как вратарь, но и как центральный защитник», — говорил чилиец. На «Этихад стэдиум» будет то же самое. Вот основная причина желания англичан подписать его. Эта причина влияет на мнение очень многих тренеров: когда Капелло тренировал сборную Англии, он разговаривал с Джо Хартом по поводу улучшения игры ногами, что является немаловажным фактором в игре вратаря. Для Гвардиолы, который олицетворяет философию Кройффа наравне с самим Кройффом, этот вопрос абсолютно неоспорим. В прошлом сезоне у Браво процент успешных передач был на уровне 84%; у Харта — 53%. В результате ошибок Харта, мяч переходил к сопернику 352 раза, после ошибок Браво — 142.  Чилиец стал важным элементом в механизме «Барселоны» притом, что ему в возрасте тридцати одного года судьба уготовила конкурента на позиции, в лице Марка-Андре тер Штегена, который моложе Браво на девять лет. 

Конечно, Браво переживал из-за этого, он конкурировал за место в основе, прекрасно справляясь с давлением: «Я пришел, чтобы играть во всех матчах и знаю, на что я способен и чего стою». Теоретически, это знал и клуб, но он оказался лучше, чем  ожидали. Травма тер Штегена дала шанс Браво начать сезон в основе. Только в девятом туре он пропустил свой первый гол. Браво, таким образом, стал первым номером в «Ла Лиге», тер Штеген — в Лиге Чемпионов и в Кубке Короля.  Такая ситуация не была комфортна ни для немца, ни для чилийца, и это не могло продолжаться вечно. Тер Штеген перед окончанием прошлого сезона заявил, что не хочет быть «вратарем на будущее», а уход Браво доказал, что чилиец не желал сидеть на скамейке запасных. Проблема в том, что оба они — отличные вратари, ни один из которых, не дал повода тренеру своими ошибками выбрать стопроцентного первого номера.

Теперь решение найдено, ассистентом в принятии решения можно считать «Сити». Экстраординарные способности Марка Андре тер Штегена и его возраст позволили Клубу принять решение, от которого в выигрыше все, корме Джо Харта. Фанаты «Барсы» считали и считают немца лучшим голкипером, но все отмечают качества и отношение к делу Клаудио Браво. Как это возможно? За два года он выиграл два чемпионата Испании и был капитаном сборной Чили, дважды победившей на «Копа Америка».

Его вклад в победу огромен — стабильность, старательность, быстрый розыгрыш мяча, отсутствие потерь и многое другое. Он был именно таким вратарём, который искала «Барса» и искал Гвардиола: сильная личность, игра в пас, решительность. Теоретически, он приходил в «Барселону» на замену, но ушел оттуда с семьюдесятью пятью играми за два года, завоевав восемь трофеев. Это один их немногих случаев, когда вратарь завоёвывает так много трофеев. Тер Штеген может войти в историю с более запоминающимися моментами, однако, как отметил вратарь «Барсы» защищавший её с 1961 по 1976 год Садурни: «Если Браво и допустил какую-то ошибку, то я не могу ее припомнить».

Малыш из Вилуко стал прекрасно стоять в воротах, и кажется, даже оказался неплох в розыгрыше мяча, не так ли? 

Перевод: Авет Бабаян

Трансферное окно 2016