Человек, который спас «Барселону»
Первый ирландец, ставший капитаном «Манчестер Юнайтед». Капитан сборной Ирландии. Человек, приведший «Бетис» к пока единственной победе в «Ла Лиге» и спасший Барселону от финансового краха.
Да, у Патрика О’Коннелла неплохой послужной список. Тем не менее «Дон Патрисио», как его называли в Испании, умер в нищете в Лондоне в 1959 году и его история оставалась не до конца известна.
Его последние пристанище — католическое кладбище «Святой Марии» на Кенсал Роуд ничем не примечательно, напротив, это неопрятное и мрачное место. Скромная могила.
Это зрелище несопоставимо с его вкладом в европейский футбол, именно поэтому какое-то время назад многие известные футболисты, такие как Йохан Кройф, Франц Беккенбауэр, Луиш Фигу, Паоло Мальдини и Дэвид Бэкхэм присоединились к фонду памяти Патрика О’Коннелла для восстановления его могилы.
В свою очередь в Испании «Бетис» также почтил его память во время празднования восьмидесятой годовщины победы в «Ла Лиге», при участии руководства «Барселоны». Хосеп Бартомеу сказал:
«Барса» — это больше чем клуб в том числе из-за своей богатой истории. Мы с гордостью помним всех тех, кто на протяжении лет делал «Барселону» тем клубом, которым она является сейчас. Каждый из них важен. Патрик О’Коннелл может и не был так известен молодому поколению, но он был превосходным и верным тренером в очень непростые времена гражданской войны. Он оставил заметный след в каждом клубе, которому уделял время и немало поучаствовал в популяризации футбола.
История Патрика О’Коннелла началась в Дублине, где он родился в 1887 году. Футбол помогал ему убегать от сурового и бескомпромиссного воспитания в промышленном районе. Он играл в «Франкфорте», а затем в «Странвилл Роверс», постоянно улучшая свои навыки на позиции центрального полузащитника. Очевидный талант заметили в «Селтике» из Белфаста и предложили ему первый профессиональный контракт. Так началось его увлекательное путешествие. Постоянно прогрессируя в технике обращения с мячом в Белфасте, ирландец заинтересовал «Шеффилд Уэнсдей» и в возрасте двадцати двух лет перешел туда вместе с одноклубником Питером Уорреном.
Шеффилд оказался мрачным местом и, после нескольких появлений на поле за три года, О’Коннелл отправился в «Халл Сити». Однако Патрик и там обнаружил, что в основной состав он не проходит, хоть и играл значительно чаще, чем в Шеффилде. Зато его вызвали в сборную Ирландии на Чемпионат Британии в 1914 году, в результате которого ирландцы одержали победу, обыграв Уэльс и Англию. «Манчестер Юнайтед», впечатленный увиденным, заплатил £1000 за услуги О’Коннелла.
В следующем сезоне Патрик был уже капитаном «Красных дьяволов». В конце сезона они встречались с самым принципиальным соперником — Ливерпулем. В той встрече им нужна была только победа, чтобы избежать вылета. Это был странный матч, с очень подозрительной игрой обеих команд, и болельщики почти всё время освистывали игроков. Расследование федерации футбола доказало, что имел место сговор, дешёвое шоу в исполнении трех игроков «Юнайтед» и четырех игроков «Ливерпуля». О’Коннелл не был в их числе, но осадок от матча повлиял и на его репутацию. Он вышел на поле еще в двух матчах, против «Мидлсбро» и «Астон Виллы», а затем чемпионат прервался из-за Первой Мировой Войны.
В 1919 году, когда профессиональный чемпионат продолжился, О’Коннелл обнаружил, что ему не рады ни в одном английском клубе. С трудом он устроился играющим тренером в «Ашингтон». За год в этой должности он отдалился от жены Эллен и четырех детей, уделяя слишком много времени команде. Возможно это и стало отправной точкой крутого поворота в жизни Патрика. Он исчез, оставил семью без денег, обрекая их бедствовать в Англии, так ничего и не объяснив.
Спустя некоторое время Патрик объявился в Испании, а точнее в «Сантандере», куда по всей видимости его завели знакомства с торговцами углем и сталью, которыми он обзавёлся работая в «Ашингтоне». Под руководством О’Коннелла «Расинг» из Сантандера завоевал кучу региональных титулов и был приглашен участвовать в «Ла Лиге».
В этот момент ирландец, вероятно решил, что его работа здесь выполнена, и он отправился в дальнейшее путешествие. О’Коннелл провел два успешных сезона в «Реал Овьедо», а затем перешел в «Реал Бетис», который тогда был известен как «Бетис Баломпе».
Неизбалованные успехом, андалусийцы наслаждались беспрецедентными успехами. Быстро оформив выход из «Сегунды», «Бетис» уже через три года оказался на расстоянии одной победы от звания чемпиона «Ла Лиги» сезона 1935 года.
Забавно, что их соперником был сантандерский «Расинг». Мадридский «Реал» отставал всего на одно очко, так что «Бетису» нужна была только победа, которую они и одержали с уверенным счетом 5:0. Команда стала победителем «Ла Лиги» не имея ни одной звезды в составе. Вот что говорит директор по связям с общественностью «Бетиса»:
«Мы очень гордимся мистером О’Коннеллом. Он до сих пор широко известен среди наших болельщиков и у него есть свой уголок в зале славы. У него получилось создать феноменальную команду, которая состояла из семи басков, а также местных игроков. Тот состав был силён физически и вынослив, а наши болельщики до сих пор помнят этот чемпионат, мы даже праздновали его восьмидесятилетие в 2015 году. Двадцать лет спустя мистер О’Коннелл покидал клуб и мы, зная о его финансовых проблемах, сыграли выставочный матч, чтобы собрать для него немного денег. О’Коннелл вышел в центральный круг и долго стоял, наслаждаясь аплодисментами болельщиков.
В то время как Патрик добивался успехов на поле, у него также были продвижения и в личной жизни. В Испании он женился, так и не разведясь с женой в Англии, что примечательно, его вторую жену также звали Эллен, и она также была ирландкой.
Вокруг успешного тренера стали крутиться большие клубы и вскоре «Барселона» смогла заполучить его в качестве тренера. Как и во всех остальных клубах, успех не заставил себя долго ждать.
Однако все это перечеркнула Гражданская война в Испании и финансовое положение «Барсы» пошатнулось. К тому же президент «Барселоны», Хосеп Суньоль, также являвшийся каталонским активистом, был арестован и убит франкистами. О’Коннелл был в отпуске в Ирландии и клуб отправил ему письмо с описанием ситуации. Но ирландец вернулся, несмотря на то, что гражданская война разгоралась всё сильнее.
Неожиданно подоспело приглашение от Мануэля Мас Сориано, каталонского бизнесмена в эмиграции, приехать в Мехико для небольшой серии игр. Ирландцу пришлось задействовать все свои силы, чтобы убедить скептически настроенную команду принять это приглашение серьезно. К тому же на кону было существование «Барселоны». По итогам турне, включавшего шесть игр в Мехико и четыре в Нью-Йорке, «Барселона» вернулась домой, заработав $15000, невероятные деньги по тем временам. Однако в Испанию вместе с тренером вернулось всего четыре игрока, остальные остались искать убежище в Мехико или где-то во Франции.
Не согрешив против истины, можно сказать, что роль О’Коннелла в спасении клуба от финансового краха была определяющей.
Патрик покинул Испанию, чтобы позже снова вернуться в «Бетис», а затем некоторое время потренировать «Севилью». «Расинг» стал последним местом его работы в Испании, подводя итог его почти двадцатипятилетней карьере.
В ноябре 1955 года молодой парень по имени Дэн О’Коннелл вошел в паб в Дублине, в котором игроки сборной Испании отдыхали после ничьей 2:2 со сборной Ирландии. Он спросил, не слышали ли они о человеке по имени Патрик О’Коннелл. «Конечно слышали», ответили и парню рассказали, что он сможет найти своего родственника в Севилье. Дэн отправился туда и встретился с отцом, которого не видел с самого детства. Но воссоединение семьи прошло не заладилось. Патрик вернулся в Лондон, но жил отдельно от семьи, в доме своего брата. Там он и скончался от пневмонии в 1959 году. Жизнь и карьера О’Коннелла были почти забыты всеми, пока Сью О’Коннелл (жена его внука) своей кропотливой работой не восстановила его историю, которая и вдохновила на создание фонда памяти Патрика О’Коннелла, серии статей, документальных фильмов и радиопередач. Могила О’Коннелла в Лондоне была восстановлена.
Перевод: Glebhp