Что ждать от возвращения Семина в Локомотив?
Долгий разговор в терминах «или-или» (либо в клуб возвращается в одной из ролей Семин, либо новым главным тренером станет теневой триумфатор Бердыев) был наиболее предсказуемым образом прерван вчера: Юрий Палыч возвращается домой. Причем для Ильи Геркуса назначение Семина – это способ реализации его маркетинговой стратегии превращения ФК «Локомотив» в успешный спортивный бренд. Вместе с Семиным в клуб возвращается легендарный капитан команды 2000-х Дмитрий Лоськов, а от просмотра странички «Тренерский штаб» на официальном сайте невозможно не впасть в ностальгию: вместе с Семиным и Лоськовым к новым вершинам Локо поведет старые знакомые Олег Пашинин, Заур Хапов, Саркис Оганесян. Такие тренерские перестановки должны, по мысли маркетолога Геркуса, нормализовать отношения (испорченные Смородской) с преданными фанатами «Локомотива» и вернуть их на стадион.
Должен сказать, что я с большой симпатией отношусь к «Локомотиву», и с огромным уважением – к Семину и его тренерской команде. Тем не менее, ничего хорошего это кадровое решение клубу не принесет, и, на мой взгляд, может стоить «экс-зенитовцу» Геркусу работы. При Смородской клуб в среднем занимал 6 место в чемпионате, что при затратах клуба на зарплату игрокам большая проблема, Локо должен был быть как минимум 4 (видимо, скоро я смогу получить данные и разложить РФПЛ на манер английской Премьер-лиги). Тем не менее, переплачивая своим звездам (менеджериальный минус), клуб довольно правильно проводил тренерскую кадровую политику (менеджериальный плюс), хотя, как часто бывает в нашем футболе, руководству клуба не хватало терпения и понимания процессов (менеджериальный минус). В общем, уход Смородской и новый курс – был необходим. Новое руководство активно занялось косметическими изменениями, играя на чувствах болельщиков. Но кажется, что такой довольно дешевый популизм вполне симпатичен нашей футбольной общественности (как пишет журналист Сергей Титов «правильный популизм»).
Судя по интервью Семину уже дали понять, что денег в клубе особо нет, да и вообще, если отвлечься от популизма, Семин нужен, чтобы несколько разгрузить раздутую зарплатную ведомость за счет молодежи. Эту уже тревожный знак, но речь здесь идет о кадровых перестановках, а не о селекционной политике или стратегии комплектации команды. Проблема состоит в том, что новый тренерский штаб «Локомотива» гигантский шаг назад в менеджменте, потому вступает в противоречие с сетевой теорией, которая (сознательно или нет) была основой кадровой политики «Локомотива» при Смородской.
Важность расширения сетей – это первый момент, который игнорирует новое руководство «Локомотива». Сетевая теория предполагает, что наилучший результат деятельности достигается при наибольшей вовлеченности в разнообразные сети (социальные, экономические, сети знаний). Почему жизнь в большом городе, несмотря на толпы людей, плохую экологию, транспортные проблемы, кажется более привлекательной, чем жизнь в тихой, свежей деревне? Потому что жизнь в деревне предполагает изоляцию. В Москве или Санкт-Петербурге, Париже или Лондоне, просто забирая ребенка из сада или помогая человеку перейти дорогу Вы можете получить работу или обзавестись профессиональными связями. Вместе с появлением интернета многие социальные ученые прогнозировали упадок городов и дезурбанизацию – никто не захочет торчать в городе, если та же информация доступна в деревне. Тем не менее, информация не решает все. Социальные взаимодействия, непосредственный контакт, неявное знание (tacit knowledge) – все это необходимые условия успешной сети, продуктивности системы. Именно применение сетевой теории сегодня наилучший способ объяснения успеха одних клубов и неудач других, триумфов одних национальных футбольных ассоциаций и провалов других. Открытость и умение адаптировать новые идеи – залог успеха в современном футболе. Например, почему так успешна Барселона 2000-х? Потому что в начале 90-х она переняла идеи гениального Йохана Кройфа и голландского футбола (тотальный футбол, фетиш паса), а затем сумела творчески их развить (именно потому, что эти идеи принципиально переводимы, Барселона постепенно теряет свою гегемонию). Почему, например, Реал, несмотря на «свой» галактический путь – это тот же пример эффективной сети? Потому что скупая все лучшее от Португалии и Норвегии до Коста-Рики и Колумбии Реал сохраняет и расширяет свою включенность в систему (каждый Бекхэм или Рональдо не так важны для Мадрида, важны те идеи и тот опыт, который они с собой принесут; именно поэтому Реал так легко расстается со своими легендами на закате карьеры – без новой крови этот клуб потеряет конкурентное преимущество). Почему Арсенал начала 2000-х был так хорош? Потому что Арсен Венгер, немецкий француз, шарит в математике, экономике и статистике (вместе с вторжением «манибола» и рационализацией футбола, Венгер потерял это конкурентное преимущество). Или, наконец, почему Англия всегда проигрывает? Потому что они островитяне, которые слишком верят в свою особенность.
Итак, вернемся к Локомотиву. Семин-Лоськов-Пашинин-Хапов-Оганесян как тренерская команда –это самоубийство, потому что это практически замкнутая на себя система. У Семина были командировки в Украину и Азербайджан, но это не расширение сети, ибо он ездил в эти страны именно со своим ноу-хау, не привезя оттуда ничего. Лоськов и Пашинин практически всю жизнь провели в семиновском «Локомотиве», едва ли они могут привнести что-то новое в игру команды (Хапов и Оганесян - также). Эта тренерская команда сможет подтянуть молодежь и поставить «Локомотиву» фирменную игру. Но эта команда не сможет дать результат, также как в долгосрочной перспективе – это кадровый тупик «Локомотива».
***
В этом смысле, герметичность нашего футбола сегодня, порожденная лимитной политикой, будет иметь намного более серьезные последствия для нашего футбола – через 10 лет у нас не будет своих интересных тренеров, способных сделать что-то новое для российского футбола. Не будет семаков, радимовых, карпиных и хохловых (какими бы провальными не казались их первые результаты), способных поделиться европейским ноу-хау в тактике, тренировочном процессе и т.д. А столько иностранцев, с новыми идеями и опытом, способных охватить и десятую часть будущей футбольной молодежи, к нам просто не приедет. Десять лет руководства Мутко переродится в еще десят лет стагнации после него.
***
Есть еще один момент, о котором стоит сказать в контексте «нового курса» Локо – это наивная задумка вернуть блудных болельщиков на стадион в Черкизово. Собственно, в футбольном мире есть миф об идеальном болельщике, который влюбляется в клуб в пеленках и до смерти посещает стадион, поддерживая команду. «One club – one love», «Once red – always red» – этот миф пришел к нам из Англии, а потому можно сослаться на опыт исследования болельщиков там (у нас просто нет ни исследований, ни статистики, ни запроса, чтобы эти исследования провести). Итак, на таком легендарном стадионе как Old Trafford (понятно, что Локо не может тягаться в традициях с МЮ) за сезон изменяется 50% аудитории. Это значит, что если, скажем, 27 августа 2016 года на стадионе Old Trafford сидит 60 тыс. зрителей, и 27 августа 2017 года на Old Trafford будет сидеть 60 тыс. зрителей, то 30 тыс. зрителей на Old Trafford годом позже – не были на стадионе годом раньше. Это при условии, что фанаты МЮ, однажды не продлив сезонный абонемент, рискуют больше никогда не иметь возможности заполучить его вновь. Скептики улыбнутся – МЮ давно не команда, а аттракцион, потому такая текучка неизбежна. Спешу расстроить, все стадионы в Англии подчиняются правилу пятидесятипроцентной сменяемости (минимум). Изучение болельщицкой аудитории показывает, что у клубов есть в среднем 15-30% постоянных болельщиков, которые ходят на стадионы и болеют за команду всю жизнь (идеальные болельщики). Все остальные – это болельщики «по случаю», которые могут даже несколько лет активно поддерживать команду, но потом исчезнут. Для поддержания бренда Вам нужно стараться сохранить «болельщицкое ядро», но для развития бренда – Вы должны сосредоточиться на привлечении новых болельщиков «по случаю». Сомневаюсь, что нынешние 15-18 летние любители футбола заботятся о Лоськове и Пашинине в тренерском штабе Локо. Они заботятся о красивой игре и результатах, возможно, о новых интересных решениях, об инфраструктуре и комфортности стадиона. Традиции (в предельном смысле – герметичность), как это не грустно, обычно стоят клубам денег и результатов, но не приносят их – это уж точно. Таким образом, популистские меры Геркуса могут вернуть тысячу-две верных болельщиков на стадион, но они приведут к потере 10-ти тысяч потенциальных новичков.
Подводя итог, я не думаю, что Юрий Палыч (при моей горячей любви и уважению к нему) – это хороший вариант для «Локомотива». Не думаю я, и что он доработает свой контракт, а вместе с ним – и Лоськов с Пашининым, Хаповым и Саркисяном. А когда Семин и ко не доработают – это будет как бы в противоположность избранному Геркусом пути. И тогда его новое руководство покажется истеричным метанием, а истинные болельщики, к тому моменту вернувшиеся и вновь ушедшие со стадиона, потребуют объясненияй. Будет ли оно разумным? Брендовый ход не должен мешать спортивным результатам.
P.S. Если Вам понравился материал, поставьте, пожалуйста, плюсик и подпишитесь на блог. Для меня это важно, и я очень постараюсь, чтобы и дальше Вам было интересно.