Жонатас: «Мой друг Карлос Эдуардо сказал, что «Рубин» — великий клуб, и вот я в Казани»
Если честно, ваш покорный слуга шел на интервью с некоторой опаской. Болельщики со стажем наверняка помнят другого форварда-гренадера из Бразилии — Алоизио, который играл в «Рубине» и запомнился заносчивым характером, травмами и лишь одним мячом за казанский клуб. Лично на меня Жонатас по первым матчам произвел такое же впечатление. Мои опасения (по характеру новичка) не могли развеять и сотрудники клуба. Оно и понятно, Жонатас же в России еще больших интервью не давал, а для рядовой беседы переводчика не позовешь. Но обошлось, форвард-новичок оказался практически «своим парнем», и разговор прошел непринужденно, откровенно и не без юмора. Помимо рассказа о неудачном старте «Рубина», Жонатас, ничего не скрывая, поведал о причинах смены большого количества клубов, проблемах сборной Бразилии и «настоящем Роналдо, который «Зубастик», а не Криштиану. Эти и другие откровения — в интервью «Реального времени».
«В «Эльче» я был, как Месси и Роналду»
— Вы воспитанник одного из самых крутых клубов Бразилии. Не жалеете, что так и не удалось закрепиться в основе «Крузейро»? Восемь матчей за родной клуб — не густо.
— Я играл во всех молодежных командах клуба. После того, как дебютировал за взрослый состав «Крузейро», сильно заинтересовал европейские клубы, поэтому и уехал. В Бразилии многие игроки идут по такому пути. Это норма.
— В Европе стартовали уверенно. В «Брешии» забили 16 голов за сезон в серии B. Расскажите подробнее про тот период.
— Когда я приехал в Италию, я не знал языка. Но начал свободно говорить на итальянском спустя три-четыре месяца. Я также хорошо адаптировался в игре. Когда клуб верит в тебя, ты можешь выполнять свою работу хорошо. В течение одного года я играл за «Брешию». Затем многие итальянские клубы, такие, как «Милан», проявили свой интерес ко мне. Честно говоря, не знаю, что произошло. Но в итоге ушел в «Пескару». Потом была «Латина», после которой многие итальянские клубы заинтересовались во мне. Но у меня не было никакого желания играть там дальше. Я не хотел больше возвращаться в Италию. К тому же моя семья также не хотела жить в этой стране.
— В серии А так и не удалось закрепиться, зато в Испании в Примере удалось, когда забили за «Эльче» 14 голов. Правду говорят, что в Испании форвардам проще. Или просто самому удалось так прибавить?
— Когда у форварда желание забить течет в крови, он может это делать в любой команде, которую бы он ни выбрал. Но вера клуба в тебя, последовательность требований тренера в матчах являются самыми важными факторами. Все должно способствовать спокойной игре. Думаю, что наш тренер в «Эльче» был нам, как отец. Фанаты также любили меня. Такое положение дел всегда позволяет побеждать. Полагаю, что самый лучший сезон в своей карьере я провел в «Эльче». В Ла Лиге меня даже сравнивали с Месси и Криштиану Роналду. Я был Месси и Криштиану, но только по меркам «Эльче» (смеется).
— И правда — смешно. Но затем случился «Реал-Сосьедад». Что пошло не так?
— Я сыграл там мало. У меня была травма. Более того, не было никакого взаимопонимания с тренером. Не знаю, что произошло между нами, но что-то не ладилось. Наставник не верил в меня, и я сыграл мало, но забил семь голов. Если сравнить матчи, сыгранные за «Реал Сосьедад» и «Эльче», получается, что в Сан-Себастьяне я забивал, как в «Эльче» в среднем за игру. Так что моя совесть чиста.
— Может, стиль игры «Реал Сосьедада» отличался от футбола в «Эльче»?
— Еще как! В «Эльче» вся команда играла на меня! А в «Реале» игра для форвардов была тяжелой, потому что в игре было много «тики-таки» вместо прямых и динамичных атак. Мяч туда сюда катали в Сан-Себастьяне.
«Я мог играть в Мадриде и быть несчастным»
— Но почему согласились променять одну из сильнейших лиг мира на российскую, перейдя в «Рубин»?
— «Рубин» тоже является хорошим клубом со своей историей. Я тоже хочу писать историю здесь. У меня огромное желание добиться успеха в этой команде. Естественно, мы только начинаем работу. Я показываю свои качества, всегда помогаю команде. Нужно запастись терпением. Это нормально. Мы знакомимся с ребятами как на поле, так и вне его. Я очень счастлив здесь. Я рад участвовать в этом проекте, иметь таких партнеров по команде, рад всему тому, что меня окружает. Команда у нас молодая и состоит из хороших людей. Есть все для достижения успеха.
— Про клуб понятно, а как же лига?
— Я мог бы играть в Барселоне, Мадриде, но не быть счастливым. В Сан-Себастьяне у меня было все, но я был там несчастлив. А счастье — это самое важное. Я приехал, чтобы выходить и быть счастливым на поле, играть с радостью и чувствовать себя свободным, ну и делать то, что я люблю больше всего — играть в футбол. В то время как в «Реал-Сосьедаде» я потерял немного этот аппетит, эту радость.
— Что вы знали о «Рубине» до возникновения варианта с переездом в Казань?
— Честно говоря, мой друг играл здесь. Это Карлос Эдуардо. Через него я разузнал все про Казань. Он сказал, что «Рубин» — это великий клуб с великими людьми и сотрудниками. Он очень хорошо отзывался о клубе. Поэтому я решил приехать сюда.
«Казань лучше Сан-Себастьяна»
— И как вам город?
— Казань — великолепный и красивый город и не только потому, что я нахожусь здесь. На мой взгляд, Казань красивее Сан-Себастьяна. И моей жене здесь нравится. А это самое главное, потому что здесь мне играть.
— Семья переехала с вами?
— Нет, моя семья приедет в пятницу утром. Честно говоря, я очень скучаю по дочкам и жене.
— Казанские девушки проходу дают, пока вы тут один?
— Пока можем говорить об этом, так как моя жена не рядом (смеется). А девушки тут, правда, очень красивые и симпатичные. Но я не могу смотреть на них. В Бразилии тоже много красивых девушек. Но я всегда сторонюсь их.
— Тогда чем занимаетесь в свободное время в Казани?
— Очень легкий вопрос. Весь день я провожу на базе. Домой я прихожу, чтобы поспать. Из-за полученной травмы я должен быть здесь утром и вечером для лечения.
— Значит, с легкими вопросами покончим. Почему «Рубин» в четырех матчах ни разу не победил? В Казани ожидали совсем другого результата.
— Мы тоже ожидали другого результата. Но это футбол. Всякое бывает. Но оправданий быть не может. Мы знакомимся друг с другом в команде, делаем то, что хочет тренер. Я уверен, как только адаптация завершится, мы начнем расти по игре и в таблице.
— Может, удивила российская лига? Оказалась сложнее, чем кажется?
— Не могу об этом говорить (смеется). А если серьезно, то смотрите: у вас есть такие хорошие команды как «Зенит», ЦСКА или «Спартак». В Испании же «Барселона» и «Мадрид» находятся на вершине, в то время как остальные команды — внизу. А в России все команды находятся на одном уровне. Выиграв два-три матча кряду, ты можешь взобраться на вершину. Проиграв, можешь оказаться на дне. Любая команда может как выиграть, так и проиграть. Здесь нет фаворитов и откровенных аутсайдеров.
«Зря вышел на поле со «Спартаком»
— В матче со «Спартаком» вы получили травму. Или уже играли с повреждением? Многие заметили фиксирующую повязку у вас на ноге.
— Еще до игры, ударив по мячу, я почувствовал острую боль. Но сыграть очень хотелось, хотя мне следовало бы вообще не выходить на поле. Но не смог себя заставить и поэтому попросил наложить повязку. В один момент, уже на поле, я почувствовал, что не могу больше играть. Если бы я продолжил, я просто усугубил бы ситуацию. Я также не хотел приносить ущерб команде. У меня было невероятное желание играть. Мы и играли хорошо. Боль была сильная, я не мог больше терпеть.
— Как здоровье? Когда вас ждать на поле?
— Сегодня (в среду) я тренировался. Провел часть тренировки вместе с командой, а затем ушел. Надеюсь, завтра уже смогу тренироваться в команде.
— То есть мы можем увидеть вас на поле в Оренбурге?
— Конечно. Я с каждым днем чувствую себя лучше. Сегодня вообще ничего не беспокоит. На сегодняшней тренировке я чувствовал себя очень хорошо. Думаю, что завтра буду тренироваться в команде (так и вышло, — прим. ред). Но решение принимает тренер. Не знаю, сыграю ли, но буду там. Важно быть с командой. Я готов играть. К тому же хочу поблагодарить наш медперсонал. Они все время со мной и выполняют просто исключительную работу.
— Какое количество голов вам надо забить в этом сезоне, чтобы сказать — «я сделал все для команды»?
— В какой клуб я бы ни пошел, это самый первый вопрос, который мне задают(смеется). Мне не нравится загадывать определенное число. Ожидания увеличиваются в зависимости от веры в команду. Но в голове у меня есть всегда одна цифра. Поговорим об этом в финале лиги.
— Цифра-то не «один»?
— Нет (смеется).
«В Казани я себя почувствовал Жонатасом из «Эльче»
— Вы достаточно молодой футболист, но успели поменять много клубов. Почему так получилось?
— Можно зарабатывать 10, 20, 30 миллионов. Но деньги не играют никакой роли, если я при этом несчастлив. Деньги не заменят мое счастье и мою радость. В каждой команде я играл как минимум два-три сезона. Но никто не знает, что произойдет потом. Я уверен, что проведу в Казани много лет.
— То есть счастье уже чувствуется?
— Да. С первого дня я почувствовал себя хорошо. Когда я вышел на поле на матче против «Спартака», я почувствовал себя тем Жонатасом из «Эльче». Жаль, что получил травму. Хочу вернуться с новыми силами. Нам всем нужно время, чтобы добиться хорошего результата. Думаю, что смогу совершать великие дела в этом клубе вместе со всеми и радовать фанатов «Рубина» и жителей Казани.
— Из нашего разговора мы поняли, что отношения между игроком и тренером очень важны для вас. Как вам казанский тренер?
— Я играл против «Малаги» Грасии, когда я был в «Эльче». Был хороший матч. Я очень рад тренироваться у него. Я верю в него, а он верит в меня. На поле я буду делать все возможное ради него и ради себя самого.
— Завели уже друзей в «Рубине»? С кем общаетесь?
— С испаноговорящими. По-русски еще не говорю (смеется). Знаю только «спасибо», «доброй ночи», «доброе утро», «привет». Когда моя жена приедет в Казань, будем брать уроки русского языка. Я не хочу говорить бегло, я хочу понимать.
— А по-татарски? Например, спасибо — это рэхмет.
— Что вы, не путайте меня! Давайте начнем с малого (смеется). Я объясняюсь при помощи рук и жестов. Всегда можно понять, хороший человек перед тобой или нет. А в этой команде собрались только хорошие люди.
— Известно, что Рыжиков является главным весельчаком. А кто играет эту роль среди испаноговорящих?
— Честно говоря, каждый день кто-нибудь да шутит. Но Рыжикова не обогнать в этом деле, он — номер один.
— Фанаты говорят, и я с ними полностью согласен, что он и на поле номер один…
— Да, да, конечно. Меня очень удивил наш вратарь, который выполняет свою работу качественно как на поле, так и вне поля. Настоящий образец профессионализма в «Рубине». Но! То, что он шутник от Бога — это не отменяет.
«Пеле? Только Роналдо!»
— 90% бразильских форвардов своим кумиром называют Пеле. А вы? Кто является примером для вас?
— Пеле? Это не для меня. У меня есть один пример — это Роналдо. Конечно, есть много хороших игроков и нападающих. Но у меня только один феномен — Роналдо.
— Настоящий, который «Зубастик»?
— Именно (смеется). Не Криштиану же! А о Пеле я не могу ничего сказать. Я не видел, как он играет. Я не могу говорить о Пеле, Марадоне, Гарринче, так как не видел их. Роналдо — мой номер один. Я много раз видел, как он играет. Когда я играл за «Крузейро», Роналдо уже забивал в Италии. Но я познакомился со многими людьми, которые знали его, они рассказывали много разных историй о нем.
— С кем из известных ныне игроков вы начинали вместе в молодежной команде «Крузейро»?
— Я играл с Рамиресом, Виллианом, Дугласом Костой. А из тех, кто сейчас играет в России, я играл с Ари. Ну и Карлос Эдуардо, который сейчас живет в моем городе Белу-Оризонти и играет за «Атлетико Минейро».
— И как он поживает? Его до сих пор вспоминают не только в Казани, а по всей России...
— Так как я здесь, я не слежу особо за тем, что там происходит. Но «Атлетико Минейро» всегда борется за титулы.
— Складывается ощущение, что сборная Бразилии теряет мировое лидерство в футболе, если не считать Олимпийских игр в Рио. Свеж в память разгром от Германии. Что происходит с бразильским футболом и сборной, в частности?
— Этот результат только одного матча из 50. Думаю, такое больше никогда не повторится. Бразилия начала играть рассеянно. А Германия просто обошла всех. У Германии всегда хорошие команды. Это нормально. Но и в других странах учатся играть в футбол. Нам будет сложно удержать лидерство, но мы сможем.
«Я из тех, кто после поражения злится на детей и жену»
— Вы согласны с тем, что молодое поколение бразильских игроков слабее уровня Роналдо, Роберто Карлоса и так далее?
— То, как играли Роналдо, Рональдиньо, Роберто Карлос, — другая история. Это другие игроки. Но футбол всегда развивается. Сегодня нет слабых команд, как и слабых игроков, все они играют на хорошем уровне. Поэтому сейчас сложно играть. Но в Бразилии всегда много талантов. На Олимпиаде сыграли три форварда: Неймар, Габриэль Жесус, Луан. Все они молоды и уезжают из Бразилии в великие клубы Европы.
— У вас хорошее настроение, мы сегодня неплохо посмеялись. Однако казанским болельщикам не до смеха, они тоскуют по «золотым» временам. Когда забьете за «Рубин»?
— Я хотел сделать это в обоих матчах, в которых играл. Я из тех, кто приходит домой после поражения и злится на жену и дочек, и не спит. Но я знаю, что должен быть терпеливым по отношению к себе. Я приехал сюда лишь месяц назад. Нужно много работать, чтобы набрать форму. Но самое важное, чтобы команда выигрывала. Я также счастлив, если гол забивает другой форвард и команда побеждает. Нужно работать вместе: если я не забиваю, забивает другой; если другой не забивает, это делаю я. Только так мы сможем совершать великие дела. У меня огромное желание забить гол. Но в футболе нельзя постоянно находиться в состоянии маниакального желания забить и быть возбужденным. А то мяч точно не будет идти в ворота. Всегда нужно чувствовать этот холодок в животе и быть спокойным. А гол я забью!