13 мин.

Ватцке: «Разочаровался в Мхитаряне в финале Кубка Германии»

Это трансферное окно оказалось самым активным для «Боруссии» за всю историю клуба. Черно-жёлтые продали 4-х игроков и подписали 8 новичков. В беседе с журналистом издания Der Westen Ханс-Йоахим Ватцке рассказал, как были подписаны Шюррле и Гетце, с какой целью «Боруссия» отказывается поднимать цены на билеты и почему он разочаровался в Мхитаряне.

BVB

* оригинал интервью был опубликован 24 августа 2016 года

Господин Ватцке, в четверг Вы будете присутствовать на жеребьевке группового этапа Лиги Чемпионов. Вы уже решили, с какими клубами Вы бы хотели оказаться в одной группе?

- Я задумался об этом лишь в понедельник после нашего матча в Трире. Мы во второй корзине, и перспективу оказаться в одной группе с «Барселоной» и Тоттенхэмом» считаю не самой радужной (смеется). Но мы должны смириться с итогами жеребьевки. Мы как-то оказались в группе смерти с «Реалом», «Манчестер Сити» и «Аяксом». И мы вышли из этой группы с первого места.

Это было в сезоне 2012/2013, который завершился для «Боруссии» поражением в финале. Тогда Марио Гётце и Марко Ройс своей игрой вызвали восхищение всей Европы. Сейчас к ним присоединился Андре Шюррле. Является ли эта «Боруссия» лучшей за последние годы?

- У нас более широкий состав с большим подбором высококлассных игроков. Я согласен, что раньше у нас не было такого состава. Я думаю, мы добьёмся большого успеха с этой командой. Но не стоит забывать, что этим летом мы потеряли трёх ключевых игроков, а вместо них подписали молодых ребят. Самому старшему из них всего 25 лет. Тренер должен заменить ушедших игроков, создав из всех футболистов сыгранную команду. Тренер справится с этой задачей. Но ему потребуется время. Поэтому мы не должны удивляться, если у нас будут некоторые спады в игре. Мы будем всё воспринимать спокойно, как это принято в «Боруссии».

Что бы Вы хотели сказать тем, кто не понимает трансфер Шюррле?

- Я бы хотел им сказать, что они поймут этот трансфер через год.

Он довольно неуверенно провел два сезона, но обошелся «Боруссии» в 30 млн. евро

- Сегодня любой игрок дорого стоит. При его подписании мы сделали всё то же самое, что при всех других трансферах: мы не оценивали его игру за последние два года, мы оценили его потенциал для дальнейшего развития. Мы именно так оцениваем любого игрока, который не достиг возраста 25-26 лет. Андре Шюррле является талантливым игроком, который может стать лидером «Боруссии».

Но за него заплатили слишком много денег…. Разве Вы бы не предпочли подписать его за меньшую сумму?

- Этот трансфер мы рассматриваем вместе с переходом Марио Гётце. Они отлично дополняют друг друга. Мы сразу же решили, что подпишем их обоих. Марио является футболистом, который отлично играет, когда соперник плотно обороняется, а Андре обладает высокой скоростью. Мы не знали только одного: осилим ли мы финансово оба трансфера. Мы заработали с продажи Хуммельса, Гюндогана и Мхитаряна 100 млн. евро. Их контракты были рассчитаны всего на один год. Это просто безумие. Но мы сумели подписать Андре и Марио благодаря трансферу Марка Бартры. Мы подписали его вместо Хуммельса за небольшую сумму.

Должно быть, Томас Тухель убедил Шюррле перейти в «Боруссию»?

- Томас Тухель полностью в нём уверен. И я часто видел, как раскрывается игрок при полной поддержке тренера. Отличный пример – Раффаэль. Он играл под руководством Фавра в различных клубах и в каждой команде он становился лидером. Томас Тухель работал с Андре в «Майнце». В Леверкузене он отлично проявил себя. В «Челси» он не смог показать себя на все 100%. Но, несмотря на это, он продолжал забивать голы и делать результативные передачи. Я полностью уверен в том, что у него всё получится в «Боруссии». Я лучше узнал его во время тренировочного сбора в Швейцарии. Я понял, что он потрясающий футболист. Андре классный парень. Он подходит нам.

Стало ли подписание Шюррле уступкой Тухелю, на которую Вы пошли из-за того, что были проданы три важных игрока, в первую очередь его любимчик Генрих Мхитарян?

- Конечно же, тренер очень хотел, чтобы он остался. Но не всё решает «Боруссия». Мы все были полностью уверены, что он останется.

Откуда у Вас была такая уверенность?

- Из-за переговоров с ним.

Он Вам врал?

- Он не плохой парень. И он не врал в классическом смысле этого слова. Но есть ситуации, когда разные люди по-разному интерпретируют сказанные слова. Из наших разговоров мы всегда делали вывод, что он хочет остаться в «Боруссии». Легенда о том, что его заставил перейти злой агент – вымысел. Мино Райола на самом деле немного странный человек. Иногда он перегибает палку. Но он делает всё, чтобы реализовать желание игрока. А игрок желал любой ценой оказаться в «Манчестер Юнайтед». Но с другой стороны, мы получили за него сумму, на которую никак не рассчитывали. Я считал приемлемой сумму в 25 млн. евро. Позже мы получили более заманчивое предложение. У нас не было выбора.

BVB

Вы разочарованы в Мхитаряне?

- Я разочаровался в нём, когда он в финале Кубка Германии против Баварии не пробил пенальти. Лидеры команды должны быть в первых рядах во всём. Но я не разочарован из-за того, что он ушел.

Почему?

- Игроки, которые уходят из «Боруссии», выбирают один из пяти лучших клубов Европы. Но есть ещё пару тысяч других клубов и у них есть свои игроки. Мы можем подписать их. Возможно, мои слова прозвучат нескромно. Но Михаэль Цорк и его команда – профессионалы в нахождении игроков, которые ещё не сделали последний шаг в своём развитии. Мы постоянно всех опережаем. Например, Рафаэль Геррейро. Мы бы не смогли его подписать после Чемпионата Европы. Но мы были с ним на связи, когда он не провел ещё ни одного матча во французском чемпионате. То же самое я могу рассказать Вам об Усмане Дембеле. Ему ещё много надо работать над собой, но мы с ним обо всём договорились, когда его ещё никто не знал во Франции. Если бы мы обратились к нему лишь через три месяца, мы бы остались ни с чем. Мы продали Хуммельса и Гюндогана, которых в своё время подписали из второй команды Баварии и Нюрнберга за 4 млн. евро. В тот же список можем внести Левандовски, Кагаву и Бендера. И не забудьте о Юлиане Вайгле. Мы подписали его год назад. А сейчас он является одним из лучших игроков Европы. Мы можем гордиться собой.

Однако этим летом Вам пришлось усердно потрудиться

- Никогда у нас не было столько работы, как в это трансферное окно. Я всё испытал на себе. Я был в Италии. Впервые за много лет я решил взять отпуск на 14 дней и хотел отдохнуть с женой. На четвертый день она заявила, что нам нужно вернуться домой, так как она меня совсем не видит. Я вечно занят делами, постоянно веду переговоры по телефону и пребываю в плохом настроении. Мой отпуск продлился 4 дня. Время в пути в том числе (смеется). Михаэль Цорк был в аналогичном положении, так как нам за короткое время надо было уладить много дел. Мы подписали 8 игроков, продали четверых. И трансферный период ещё не окончен. За одно лето мы отработали за три. И при этом я не могу сказать, что мы не были готовы к трансферному окну.

Прозвучало так, как будто у Вас были разногласия с тренером по поводу некоторых игроков

- У нас не было разногласий. Просто нам следовало всё согласовать с тренером. С Юргеном Клоппом было всё то же самое. Я помню, как возмущался Юрген, когда узнал, что Марио от нас уходит. Я не знаю, что бы было, если бы ушли трое. Поэтому я считаю, у нас всё прошло гладко. Мы не во всём были согласны. Но всегда полезно обмениваться противоположными мнениями.

Томас Тухель назвал путь «Боруссии» рискованным, а Вы – амбициозным. Почему?

- Томас Тухель не знал на тот момент, что слово «риск» у предпринимателей ассоциируется с взрывом пороховой бочки. Поэтому через пару дней я внес определенную ясность. Между нами нет никаких проблем. Он хотел сказать, что ему потребуется время, пока он всё наладит. И он абсолютно прав. Но наш путь не является рискованным. Риск – это когда ты борешься за выживание.

Главная задача Тухеля – уменьшить конкуренцию в команде. Не так ли?

- У нас много игроков. Возможно, на пару игроков больше, чем нам требуется. И мы решим этот вопрос. Ещё есть время. Но я уже 12 лет работаю в этом клубе, и 10 лет я слышал, что у нас слишком мало игроков. Сейчас у нас широкий состав. И мне задают вопрос, не является ли конкуренция большой проблемой. В «Боруссии» всё должно быть, как в любом другом топ-клубе Европы: даже лидер команды не должен быть на 100% уверен, что ему гарантировано место в стартовом составе.

Изменилось ли Ваше мнение о трансферном рынке этим летом?

- Трансферный рынок с каждым днём становится всё более сумасшедшим. Мы не должны умалчивать об этом. Если кто-то хочет работать, имея дело с цифрами в пределах разумного, то этому человеку не стоит связываться с футболом. На трансферный рынок оказывают влияние деньги из Англии благодаря новому контракту на ТВ-трансляции. Мы не должны на это жаловаться, так как в Германии нет 12-14 млн. подписчиков платного ТВ. Англия в этом опережает нас. В английском футболе много денег и это привлекает внимание новых потенциальных владельцев, которые продолжают вкладывать деньги. Это способствует развитию рынка. И этим нужно непременно воспользоваться.

Каким образом?

- Концептуально немецкие клубы опережают клубы АПЛ. Мы должны продолжить наше развитие по выбранному пути. Рано или поздно это приведёт к росту количества фанатов. В плане продажи билетов нам больше некуда расти. В следующем году цены на билеты будут подняты с учётом инфляции. Нашим фанатам нужно понять кое-что: если мы хотим успешно выступать на международной арене, добиваться успеха в Еврокубках, мы должны выйти из собственной зоны комфорта. Но цены на билеты должны оставаться стабильными в Германии. По крайней мере так будет в «Боруссии». В Англии всё иначе. Там из всего пытаются получить выгоду. На трибунах сидят владельцы банков, которые готовы заплатить любую цену, чтобы посетить матч. А представители простого рабочего класса из Ливерпуля больше не приходят на стадион. В Германии все иначе. И возможно, однажды в Англии поймут, что они выбрали неверный путь развития.

Другими словами англичане своими же руками убили свой футбол?

- Я не знаю. Клубы АПЛ очень далеко отошли от своих корней и истоков. Но решающим является то, что в АПЛ самая напряженная борьба за национальные трофеи.

Но в Еврокубках англичане давно не добивались успеха. Для них самым важным является завоевать один из национальных трофеев.

- Коэффициенты УЕФА не врут. «Боруссия» занимает 8 место в этом рейтинге. Для нас это такое же большое достижение, как второе место в Бундеслиге. Так как самые интересные спонсоры заключают контракт с клубами, занимающими первые 10 мест. Когда общаешься с иностранными спонсорами, они первым делом просматривают рейтинг УЕФА, а не таблицу Бундеслиги. И когда «Боруссия» в этом рейтинге опережает такие клубы, как «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити» и «Ливерпуль», это оказывается решающим в ходе переговоров.

BVB

В какой области «Боруссии» ещё предстоит расти?

- Международные ТВ-трансляции. Я помню, что творилось на стадионе, когда Бавария ездила летом в Азию и США. И в плане привлечения спонсоров нам есть, над чем поработать. В следующем сезоне мы постараемся увеличить обороты и перешагнуть отметку в 400 млн. евро. Но мы не намерены делать это за счет наших болельщиков. Мы на сезон распространяем 55 000 абонементов. Другие клубы – не более 30 000. В тот день, когда состоялся матч за Суперкубок Германии, у нас был рекордный дневной оборот в 400 000 евро, потому что мы распространили всего 15 000 абонементов. Остальные билеты были проданы в кассах. Но мы намеренно отказываемся от подобного дохода. Потому что у нас самые преданные болельщики, которые стоят рядом с нами даже тогда, когда мы занимаем 18 место в Бундеслиге. Это наша культура. Мы от неё не откажемся.

Вы не опасаетесь возвращения Ули Хенесса?

- Я рад его возвращению. Я говорил с ним недавно. Я лично пригласил его на матч Суперкубка Германии, но он мне объяснил, почему не смог посетить матч. В ноябре он обязательно приедет в Дортмунд уже в качестве президента Баварии. И у нас, конечно же, будут нормальные отношения в будущем. Но моим первым партнером по переговорам будет по-прежнему Румменигге. Он отлично справлялся со своими обязанностями в последние годы. Бавария сделала невероятный шаг в развитии. Я должен сделать комплимент Румменигге.

Восхваляемый Вами Румменигге недавно заявил, что топ-игроки Бундеслиги проводят слишком много матчей, а так же уделяют много времени спонсорским мероприятиям сборной Германии. Вы его поддерживаете в этом вопросе?

- Полностью! В этом вопросе я с ним полностью согласен. Мне не нравится, когда я вижу, что в январе или феврале игрок снимается в рекламе спонсора национальной сборной Германии. Так дело не пойдет, и мы проясним эту ситуацию с Немецким Футбольным Союзом.

Есть ли у Вас какой-то рычаг воздействия?

- У нас есть такие рычаги. Не сомневайтесь. Мы можем просто не отпустить игрока в сборную. Права на футболиста принадлежат «Боруссии». Мы не хотим никому угрожать. Но будьте уверены, у нас есть возможность воздействовать на эту ситуацию. Я понимаю, что Немецкому Футбольному Союзу нужно привлечь на большой турнир спонсоров. Но не за 4-5 месяцев до турнира. Мы должны пресечь это на корню. Нам нужно ещё раз прояснить все пункты сотрудничества клубов с Союзом.

Возможно, это проблема спонсоров, а не Ваша?

- Конечно. Спонсоры платят большие деньги клубу, а клуб эти деньги платит игрокам. А Немецкий Футбольный Союз использует этих игроков, чтобы заработать деньги для себя. Так не должно быть.

Вы хотите, чтобы Немецкий Футбольный Союз делился этими деньгами с клубами?

- Об этом никто не говорит, так все знают, какой будет результат этих переговоров. Важно обозначить свою позицию. А дальше посмотрим, как всё будет развиваться. Что из себя представляет Немецкий Футбольный Союз без клубов Бундеслиги? Без трёх лучших клубов Бундеслиги? Без Баварии, «Боруссии» и шальке? Ничего.

Как складываются Ваши отношения со спортивным менеджером шальке Кристианом Хайделем?

- Я думаю, он поможет шальке подняться на третье место в Бундеслиге. Ещё 10 лет назад шальке во всем опережал «Боруссию». Они добивались успеха, их бюджет был больше, чем у нас. Сейчас всё изменилось. Кристиан оказался в большом клубе, где каждое слово на вес золота и на него будут оказывать колоссальное давление. Но у него есть всё, чтобы добиться в шальке успеха. И втихаря я держу за него кулачки (смеется). Мы ещё не общались. Думаю, мы исправим это перед Дерби.

В пятницу стартует сезон в Бундеслиге. Матч «Боруссии» привлекает всеобщее внимание из-за дебюта Марио Гётце. Всем интересно, как его примут болельщики.

- У «Боруссии» более 10 млн. болельщиков. В субботу на стадионе будет аншлаг. Возможно, 500 человек из 80 000 не примут его. Так как мы точно знаем, что большинство болельщиков рады его возвращению. 80% фанатов были за его возвращение. В Германии нельзя ждать большего. Если бы мы подписали Месси, 20% болельщиков были бы недовольны, так как он не играет головой. Так всё устроено в Германии. Марио наш воспитанник. Он играл во всех командах «Боруссии», и он помог нам дважды завоевать титул Чемпиона Германии. Он непременно хотел вернуться домой! Мы не могли не подписать такого игрока за такую сумму. Мы бы сделали шаг назад, если бы отказались от него.

     

BVB

Источник BVB09Fans