Педальный зачет
Казахстан пытается оправиться от имиджевых потерь, нанесенных фильмом «Борат», с помощью велоспорта. Допинговые скандалы и спортивные успехи, огромный бюджет и постоянная поддержка властей, самые звездные гонщики и непрекращающаяся борьба со стереотипами – еженедельник Newsweek рассказывает о взлетах и падениях самой удивительной велокоманды мира – «Астане».
6 июля президенты России и Казахстана Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев открывали торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане. Первым делом гостей отвели в павильон велокоманды «Астана» – главной спортивной гордости Казахстана. Все телевизоры в шоу-руме показывали «Тур де Франс», стартовавший несколькими днями ранее. «Как там наш идет?» – живо поинтересовался Назарбаев, имея в виду лидера «Астаны», испанского велогонщика Альберто Контадора. «В лидерах», – доложили президенту. По заданию партии все можно сделать – даже команда будет выигрывать, пошутил Медведев.
Европейцы уже давно не удивляются велосипедной активности стран бывшего СНГ. После распада СССР профессиональный велоспорт в бывших союзных республиках канул в Лету: школы закрыли, тренеры ударились в бизнес, а оставшиеся без работы профессиональные гонщики уехали выступать в Европу. Но в середине 2000-х внимание к велоспорту реанимировалось: стало понятно, что это довольно дешевый и эффективный способ рекламы. «Вы можете заплатить $10 000 за рекламную минуту на ТВ, а можете выпустить команду на старт – и ее будут показывать по много часов в день на протяжении месяцев», – объясняет генсек Федерации велоспорта Казахстана (ФВК) Валентин Рехерт.
В 2006 году в России и Казахстане почти одновременно появились две профессиональные команды: Tinkoff Restaurants и «Астана». Российский бизнесмен Олег Тиньков продвигал свою пивоварню и сеть ресторанов, а владельцем казахстанской команды было правительство страны – таким образом оно хотело улучшить имидж Казахстана за рубежом. В 2007 году Тиньков вместо ресторанов решил продвигать свой банк «Тинькофф кредитные системы» – и команда тут же сменила имя.
В 2008 году на базе этой команды появилась «Катюша» – совместный проект Олега Тинькова и владельца газовой компании «Итера» Игоря Макарова, бывшего велогонщика, входившего в сборную СССР. В 2009 году «Катюша» полностью перешла к «Итере», а в ее составе спонсоров появились «Газпром» и «Ростехнологии». По бюджету российская команда остается одной из самых богатых в туре, но никакого резонанса нет: российские болельщики не знают имен велогонщиков, гонки показывают по недоступному в регионах Eurosport, а сами спортсмены не могут выиграть ничего серьезного.
Когда «Катюша» только-только зарождалась, в России говорили о грандиозном спортивном проекте и сравнивали его чуть ли не с футбольным «Челси». По бюджету «Катюша» «Астане» не уступает – ежегодно на команду выделяется около €15 млн, но, как именно тратятся деньги, непонятно. Ходили слухи, что «Катюша» сможет переманить из «Астаны» испанца Контадора, но дальше слухов дело не пошло.
Сейчас в команде нет ни сильных менеджеров, ни команды велосипедистов, которые могли бы выигрывать в серьезных турнирах. В итоге проект «Катюши» быстро сник: единственный сильный российский гонщик Денис Меньшов выступает за голландскую Rabobank и ведет переговоры с «Астаной», а обсуждение результатов команды на нынешнем «Тур де Франс» быстро свелось к одному вопросу: почему команда «Катюша» передвигалась по Франции на автомобилях с молдавскими номерами?
В Казахстане пошли по иному пути. Нужно было создать велосипедную бомбу, которая бы выигрывала все подряд и постоянно была на слуху. Но до нынешнего года спортивные успехи оставались в тени громких скандалов. Сначала допинговые проблемы на «Тур де Франс-2007», отстранение от следующей «Большой петли», а в 2009 году – почти полугодовые задержки по зарплате и публичный протест команды, когда гонщики заклеивали скотчем название «Астаны» на футболках.
Спортсмены при этом были собраны лучшие в мире: вернувшийся в спорт после перерыва американец Лэнс Армстронг, перспективный испанец Альберто Контадор. В конце 2009 года «Астана» перешла на баланс государственного фонда «Самрук-Казына», в который входят все крупнейшие госкомпании, и финансовые вопросы отпали. Армстронг ушел, зато оставшийся Контадор выиграл последний «Тур де Франс».
Борат – не брат
Праздничный ужин без Контадора не начинали. Многочисленные спонсоры и владельцы команды ходили по увешанному золотыми люстрами залу и с нетерпением поглядывали на часы. Когда Контадор все-таки появился, глава «Самрука» и по совместительству президент ФВК Кайрат Келимбетов поднялся на тумбу и начал по-английски читать поздравительную речь.
Контадор английского не понимал, но благодарно улыбался, заслышав свою фамилию. Через несколько дней он должен был продлить контракт еще на один год – в «Астане» в этом практически не сомневались. Но вместо этого он вдруг подписал контракт с датской командой Saxo Bank. «Мы предложили ему увеличение зарплаты, но испанцы дали еще больше. Это его право», – разводит руками управляющий директор «Самрука» Дархан Калетаев. В велоспорте нет понятия трансферов, и многие спортсмены заключают контракты на год, чтобы можно было в случае чего перейти в другую команду.
По словам Калетаева, за те четыре года, что «Астана» участвует в больших гонках, у нее уже сложился определенный имидж: «Спортсмены до сих пор думают, что мы богаты, у нас денег полно. Как услышат слово “Астана”, сразу пытаются поднять цену. Была такая история: гонщик получал $400 000 в год, мы ему предложили $500 000. Он говорит: $800 000. За что, говорю, такие деньги? А он – так это ж “Астана».
Борьбу со стереотипами начали с самых верхов: Международная федерация велоспорта не понимала, кому принадлежит «Астана» и почему она все время оказывается в центре скандалов. Допинговые службы проводили по 18 внеплановых проверок за месяц. «Опять к вампирам ходил», – писал у себя в Facebook казахстанский гонщик Александр Винокуров. И тут же объяснял, что вампиры – это борцы с допингом.
Потом была произведена разъяснительная работа, и она, по словам Калетаева, дала свои результаты: теперь команду стали реже проверять и все чаще верят на слово. «Потому что я им сказал: ребята, те люди ушли, мы свои, чистые», – рассказывает он.
Теперь в команде надеются донести важные мысли и до европейских болельщиков. Велогонщики шутят: раньше иностранцы, наверное, думали, что «Астана» принадлежит производителю средств от загара. «У нас ведь на футболке флаг Казахстана – яркое солнце на голубом фоне. Вот они и думали, что это море и пляж», – смеется Калетаев. В свою очередь, слово «Казахстан» если и было болельщикам знакомо, то только по скандальному фильму «Борат», который по этическим соображениям запретили к показу не только в самом Казахстане, но и в России.
В велосипедном мире по этому поводу появилась своеобразная шутка: на одном из этапов «Джиро д’Италия» болельщик в трусах-купальнике, как у главного героя фильма Бората Сагдиева, бежал за гонщиками и кричал им вслед: «Вперед, Астана!» С каждым годом последователей у велосипедного Бората становилось все больше и больше, остановить это движение никто не мог.
В этом году «Бораты» впервые получили отпор. Одного болельщика, завернувшегося голым во флаг Казахстана, чуть не побили настоящие болельщики из Астаны. Спасли его только полицейские. По словам Калетаева, в этом году фаны ведут себя гораздо увереннее: приехали на один из этапов «Джиро», «пели песни, ходили в национальных костюмах и рассказывали окружающим о Казахстане».
Такие рассказы чуть ли не важнее, чем сами гонки, полагает генсек ФВК Валентин Рехерт: «Наши болельщики собирают вокруг себя итальянцев, французов, начинают на эсперанто разговаривать, на жестах объясняют, что такое этот Казахстан».
В команде уверены, что пиар уже приносит плоды. Гонщик Александр Винокуров, например, говорит, что в его Twitter во время нынешнего «Тур де Франс» пришло много новых подписчиков. «А еще контрафактной продукции с нашей символикой на этом “Тур де Франс” было гораздо больше», – хвастается Дархан Калетаев.
Велоспорт помог и на политическом уровне. По словам Рехерта, Назарбаев и Саркози теперь часто обсуждают новости велоспорта. «А со следующего года треть топлива для французских АЭС будет поставлять Казахстан», – добавляет Кайрат Келимбетов.
Реал на колесах
Уход Контадора сразу после победы на «Тур де Франс» не стал для команды слишком сильным ударом. «Если бы это произошло раньше, мы, может, больше бы переживали, а так бренд “Астана” уже есть, он на слуху. Это как мадридский “Реал” в футболе», – уверен Калетаев. Теперь в команде думают, как его использовать. Сейчас на содержание команды и организацию велосипедных соревнований внутри страны у них уходит €15 млн – по плану через три года спонсоры должны приносить как минимум половину этой суммы.
Еще планируется запустить собственную линию одежды, которую бы продавали в зонах дьюти-фри крупных европейских городов. Правда, пока, кроме фонда «Самрук-Казына», партнеров у команды не много. «В самом Казахстане люди готовы заплатить $50 000, ну максимум $100 000, но нам от этого ни жарко ни холодно», – говорит Калетаев.
Для продвижения бренда спортивные результаты не так уж важны – если в следующем году «Астана» не выиграет «Тур де Франс», то ничего страшного не произойдет, в один голос говорят руководители команды. «Единственная проблема – как это объяснить нашей политической элите. Она говорит: должны побеждать. Но тогда давайте мы братьев Шлеков (основные соперники Контадора. – Newsweek) купим, всех вообще купим – и точно выиграем, – фантазирует Калетаев. – Нет, концепция должна быть другой, гигантоманию умерить надо». Он до сих пор не уверен, что жители самого Казахстана понимают, зачем им велокоманда, которая в стране бывает несколько раз в год. Даже несмотря на то, что в целях пропаганды велоспорта фонд выкупил телевизионные права у организаторов «Тур де Франс» и бесплатно отдал их одному казахстанскому каналу.
Рейтинги были хорошие, но смотреть на чужих гонщиков Казахстану не очень интересно. Финал «Тур де Франс» транслировали на большом экране в центре Астаны, и, когда во время награждения Контадора включили гимн Испании, многие зрители не сразу разобрались, что к чему. Теперь здесь мечтают выращивать собственных звезд: пусть «Тур де Франс» они не возьмут, зато будут ближе к народу.
«Это опять-таки бизнес. Зарплаты меньше, узнаваемость больше», – говорит Калетаев. В плане узнаваемости в Казахстане нет равных Александру Винокурову – он начинал гонять еще в советские времена. Как раз на Винокурове в «Астане» и планируют зарабатывать: заключили договор с одной турфирмой и предлагают бизнесменам за деньги покататься с Винокуровым на велосипеде в районе Ниццы. «Предложений море, – радуется Калетаев. – Точно останемся в плюсе».
И давно чемпиона России и Италии стали никакущими гонщиками, да и про других очень сильных и перспективных ребят можно говорить. Видимо Михаил Игнатьев со своим олимпийским золотом тоже «колхоз».
Вы по «знанию» велоспорта даже переплюнули автора статьи.
Насчет Карпеца, я уже, честно говоря, устал молитвам на тему деградации. Не из каждого таланта получаются звезды, поэтому они настолько ценны. А так можно вспомнить с десяток талантов, сдувшихся в последнее время: Попович, Субельдия, Кунего итд итп, а ведь у всех был потенциал для больших побед. Видимо, потолок Карпеца - недельные туры.
Насчет самого проекта - пока все же рано делать выводы. Победа на этапе+десятка общего зачета все же неплохой результат. Плюс успехи на отдельных однодневках
Победа на этапе и десятка - скорее личное достижение сильного гонщика. Такой уж прямо сверхмощной работы команды на лидера не заметил. Впрочем - хотя бы это.
Валится на только Карпец из проспектов конечно, но тем не менее. Макку совсем непонятно зачем подписали.
Насчет «Катюши» - чистая правда, командной работы как таковой не было, но и команды по генеральщика тоже почти не было. Карпец мог бы помочь, но травма, опять же с Кирхеном крайне неприятная история получилась, хорошо, что все обошлось.
Насчет Макки мне тоже непонятно, он совсем никакой, но, с другой стороны, на топовых спринтеров денег надо много, плюс поезда у нас тоже нет, придется сразу полкоманды покупать. Своих опять же нет
Насчёт командной работы, на прошлой неделе Катюша впервые одержала победу в командной гонке, что говорит о росте скатаности коллектива и тренерской работе. Причём победа была одержана на Вуэльте Бургоса.
Советую автору изучить страницу http://www.katushateam.com/index.php?p=results и посмотреть, что значат достижения в этих гонках и что это за гонки вообще, и как много команд мечатет победить в них.
Если же есть доказательства о «попиле», то пожалуйста в суд, инчае это голословные обвинения, которые не должны быть присущи солидному журналу.
Я так понимаю 15 млн евро на поддержание и развитие велоспорта в России - это много, а вот тратить по 20 млн евро на португальцев - это ОК! В нормальной стране мы живём.