Изобретение паровоза. Как «Локомотив» пытается снова стать домашним клубом
«Локомотив», избавившись от леди-босса, отчаянно пытается снова стать своей командой для болельщиков. Если получится – это будет самый важный кейс на всех тренингах менеджеров российских клубов, которым за 25 лет так и не удалось понять, что работают они не для десятка посетителей VIP-трибун. Еженедельник «Футбол» добрался до матча «Локомотив» - «Крылья Советов» и увидел, как игры с самыми унылыми вывеской и счетом будут хотя бы пытаться превратить в приличное событие.
Новая жизнь
Пресс-центр ФК «Локомотив» блестел свежей краской стен и коварно соблазнял пирожками. Где-то за его пределами фанаты тоже радовались, что на стадионе можно теперь питаться не только хот-догами, которые, судя по ценам, сделаны из элитных сортов бойцовых коров, но и вполне приличной и доступной едой, хотя еще пару месяцев назад это казалось невозможным. Очевидного для многих европейских клубов, но невероятного для российских сейчас в Черкизове довольно много. Например, можно, записавшись на экскурсию, перед матчем заглянуть в раздевалку своей команды и, если повезет, встретить кого-то из игроков, чтобы пожелать ему удачи. Футболисты теперь выходят на матчи с номерами на футболках, составленными из портретов болельщиков-владельцев клубных абонементов, а тренерская скамейка обрастает легендами, с которыми старый добрый «Локо» когда-то экспрессом мчался к победам в чемпионате России. Это удивительно, но, похоже, в российском футболе наконец кто-то понял, зачем изначально существуют футбольные клубы.
Геркус на завтра. Что происходит в «Локомотиве»
По списку
Болельщики «Локомотива» - удивительные люди. Их затыкали глушилками, блокировали черными списками, изгоняли с трибун высокими ценами на билеты, травили хот-догами, а они все ходили и ходили на трибуну за воротами своего Черкизова, в еще месяц назад казавшейся наивной надежде на что-то-то хорошее. В перерывах между скандированием «Увольняйте бабу из клуба!» фанаты «Локо» любили писать разные письма, в которых просили, требовали и советовали провести нехитрые реформы.
Обычно все это выглядело в форме списка: 1 - помыть кресла на трибунах; 2 – организовать нормальную продажу абонементов; 3 – организовать нормальную работу клуба болельщиков; 4 – объяснить стратегию развития клуба… Как минимум одно из них, похоже, дошло до тех сказочных фигур, которые определяют жизнь сегодняшнего «Локомотива». И, возможно, теперь в клубе существует свой план. Он, конечно, в чем-то популистский, но в нем присутствует главное – понимание, что нельзя воевать против собственных трибун и пора сделать даже не один, а несколько шагов навстречу.
1. Возвращение легенд
Последний матч за «Локомотив» Дмитрий Лоськов провел три года назад, и есть только отрывочные сведения с охоты и рыбалки, чем он занимался все это время. Он вообще никогда не был медийной фигурой: есть всего пара интервью, в которых легендарная «десятка» «Локо» сказал больше, чем да и нет. Но когда пришла пора найти знаковую для клуба фигуру, которую можно ввести в тренерский штаб, лучшую кандидатуру сложно было придумать. Двукратный чемпион страны, трехкратный обладатель кубка с бэкграундом незаслуженно обиженного ветерана. Уговорить его принять новую команду управленцев и войти в тренерский штаб – правильный ход и большая победа. Перебить ее может только возвращение в «Локомотив» Юрия Семина. «Переговоры с Юрием Палычем идут, и сейчас только разговор, в каком качестве он вернется», - сообщил и.о. главного тренера команды Олег Пашинин. И это был первый случай, когда обычно суперкорректный и расплывчатый в формулировках Пашинин выдал хоть какую-то информацию.
Олег Пашинин: «Мы стараемся, чтобы игроки «Локомотива» правильно относились друг к другу»
2. Ивент-мероприятия в день матча
Лучший способ продемонстрировать, что клуб повернулся лицом к Южной трибуне, - это организация крутого matchday. Нынешние боссы «Локомотива», похоже, отлично понимают, что надо сделать походы на футбол в Черкизово модными, и сейчас собирают идеи ярких ивентов. Тут, видимо, важно, как клуб собирается позиционировать себя. «Спартак», например, охотно эксплуатирует образ народной команды – самого популярного клуба страны с современным и удобным стадионом. У ЦСКА образ «бруталов» - крутых парней, которым не важны все эти развлекаловки и заманиловки, а главное – результат, место в турнирной таблице и трофеи. Ниша, которая остается «Локомотиву», - семейный клуб с правильным адекватным фан-сектором из хороших парней, где не в почете фанатские войны.
Отсюда все приличные идеи по продвижению клуба – форма с номерами на спине из лиц владельцев абонементов, поддержка Александра Аверьянова, у которого большие проблемы со здоровьем, экскурсии в день матча по VIP-ложам и раздевалкам… Если «Локомотив» не остановится и придумает что-то совсем космическое, о чем говорили бы не только в мире футбола, но и снимали федеральные каналы и СМИ, у клуба может получиться прорыв с посещаемостью.
3. Трансферы
Это пока самое проблемное направление. Больших денег на звезду хорошего уровня у «Локомотива» нет. Единственное, что смог сделать клуб, сохранить у себя главную свою звезду - Ведрана Чорлуку. У него, похоже, сейчас самая большая зарплата в команде, и одна из самых больших в Премьер-лиге. Но непонятно, получится ли у «Локомотива» сделать хорвата суперузнаваемым лицом клуба и выстроить вокруг него рекламную кампанию команды.
4. Игра, результат, тренер
Менеджеры «Локомотива» отлично представляют, как сделать шоу вокруг игры. Как сделать саму игру – это уже вопрос к тренерскому штабу. Нынешний «Локо» - очень правильный. Он – схематичный. Он - как настоящий, хорошо смазанный паровоз, в котором поршни двигаются в нужном направлении, вся механика работает, но совсем не остается места чуду.
Тайна в их глазах. Безопасны ли стадионы в России
Вряд ли это большая проблема. Таким «Локомотив» был почти всегда, даже в лучшие свои годы при Семине. Но если у вас не очень зрелищная игра, вам необходим результат. Возможно, с этим и связаны слухи о переговорах с Курбаном Бердыевым. Но у бывшего тренера «Рубина» и «Ростова» непростая репутация человека, который выстраивает слишком закрытые во всех отношениях команды и в конечном счете работодателю они стоят довольно дорого. Возможно, это не совсем то, что нужно нынешнему «Локомотиву».
Текст: Андрей Вдовин
Фото: Сергей Дроняев, ФК «Локомотив»
Скачайте наше приложение «90 минут»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/90-minutes/id946660322?l=en&mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.ninetyminutes