8 мин.

Как Слуцкий наконец не проиграл «Зениту»

Главный матч лета в России разочаровал.

alt

Главный итог игры на «Петровском» – ЦСКА сумел наконец-то не проиграть петербуржцам. Последний раз подобное происходило в матче первого круга прошлогоднего чемпионата, однако после нее была не только игра второго круга, но и финал Кубка России, а также недавняя игра за Суперкубок страны.

При этом сложно говорить о том, что сине-бело-голубые были ближе к победе. Во втором тайме армейцы были острее, но реализация моментов команду Слуцкого подвела. 

Почему «Зенит» был хуже в первой половине первого тайма

До забитого мяча ЦСКА выглядел лучше, неожиданно для многих большую часть времени проводя на половине поля «Зенита». Номинальные крайние полузащитники москвичей Тошич и Головин часто смещались в середину, где и создавали численное преимущество для своей команды. В таких условиях зенитовские центральные хавбеки должны были больше внимания уделять обороне своих ворот, чего сделано не было.

Хави Гарсия сыграл чуть ниже того уровня, к которому мы привыкли в начале нынешнего сезона, но планку держал. По итогам 90 минут на счету испанца 4 выигранных единоборства (больше всех в составах обеих команд) и 6 перехватов, большинство из которых было совершено в начале матча, когда ЦСКА больше владел мячом. К сожалению для питерцев, два других игрока середины поля – Маурисио и Аксель Витцель играли заметно хуже своего капитана.

В первую очередь, бразилец и бельгиец действовали крайне недисциплинированно. При переходе игроками армейцев центрального круга пара полузащитников «Зенита» еще только возвращалась с чужой половины поля, в результате чего Хави Гарсия вынужден был отрабатывать за троих. Естественно, испанец далеко не всегда выходил победителем в единоборствах, что приводило к потенциальной опасности у штрафной команды Луческу. 

alt

Позиционная атака ЦСКА. Хави Гарсия готовится встретить Марио Фернандеса, бегущего с мячом; Кришито отвечает за опеку Траоре. Маурисио в очень небыстром темпе возвращается к своим воротам, не успевая накрыть потенциальную передачу на Тошича. Витцель и вовсе не попадает в кадр, оставляя лишь свою тень.

Проблемы у Маурисио и Витцеля возникали не только при обороне, но и при разгоне атак своей команды. Если быть точнее, никакого разгона не было и в помине, «Зенит» действовал на довольно низких скоростях. Мяч в центре поля ходил у хозяев медленно, футболисты ЦСКА успевали отходить практически в полном составе назад. В первом тайме наиболее часто касающимся мяча игроком у сине-бело-голубых оказался как раз Маурисио. На вторую половину игры бразилец уже не вышел – Луческу заменил его на Жулиано.

Что изменил Слуцкий по сравнению с матчем за Суперкубок

О проблемах ЦСКА, связанных с уходом в «Лестер» Ахмеда Мусы, мы говорили еще после игры месячной давности. К новой встрече с «Зенитом» Леонид Слуцкий подготовил сюрприз: несвойственное для армейцев построение прессинга.

Действия Юрия Лодыгина в предыдущем туре не могли быть не отмеченными бывшим главным тренером сборной России, но мало кто ожидал, что на них будет целенаправленно сделан акцент. В первые 25 минут футболисты ЦСКА активно шли в прессинг, причем он был направлен как раз на голкипера «Зенита», а не на игроков обороны.

alt

Диаграмма Юрия Лодыгина до 25 минуты матча против ЦСКА. Слева – длинные передачи, справа – короткие.

За атаку на вратаря сине-бело-голубых отвечал Роман Еременко. Задание Слуцкого финн выполнял достаточно эффективно: Лодыгин несколько раз выбил мяч в аут. Ласина Траоре, не сумевший ничего противопоставить защитникам «Зенита» в Суперкубке, на этот раз был освобожден от подобных обязанностей.

При этом такой тип прессинга неизбежно подразумевал проблемы ЦСКА при перехватах первой передачи от игроков зенитовской обороны. За начало атак хозяев отвечал Эсекиэль Гарай, который несколько раз сумел найти пасом Александра Кокорина. Если бы Жирков, Маурисио и Витцель активнее помогали нападающему, «Зенит» бы мог извлечь из этого пользу. Помощь не приходила, Кокорину приходилось разворачиваться к своим воротам, в результате чего темп атаки терялся.

После забитого гола ЦСКА отказался от своей тактики, предпочитая встречать соперника на своей половине поля. Это видно и по статистике Лодыгина, который чаще стал отдавать передачи ближнему партнеру (17 коротких передач за 90 минут). Впрочем, особой выгоды «Зениту» это не принесло: давления на зенитовской половине поля армейцы не оказывали, а сами питерцы очень медленно развивали свои атаки.

Игроки «Зенита» при потере мяча: плохая физическая готовность или нежелание бороться?

Во втором тайме «Зенит» владел территориальным преимуществом, однако это могло сгубить команду Луческу. Процент брака в передачах у игроков обеих команд зашкаливал, но хозяева большим числом располагались на половине поля соперника, и потери происходили там. Удивительно, что после перехода мяча к москвичам игроки «Зенита» не очень стремились вернуться назад.

Самая опасная контратака ЦСКА произошла на 62-й минуте. Жулиано выполнил неудачную подачу в штрафную гостей, Акинфеев забрал мяч и быстро выбросил его Дзагоеву. Алан пробежал в одиночестве до штрафной «Зенита». Почему игроки хозяев не успели вернуться к своим воротам, не очень понятно: Гарай в момент передачи Жулиано находился как раз в штрафной Акинфеева, но Витцель и Шатов были на одной линии с Дзагоевым даже тогда, когда хавбек сборной России получил мяч.

В результате армейцы вчетвером вывалились на трех зенитовцев, а у самого Дзагоева возникло три варианта развития атаки: 1) пробить самому, 2) отдать передачу налево на свободного Головина, 3) отдать передачу направо на Еременко, которого Кришито попросту не успеет накрыть. Алан выбрал второй вариант.

alt

Более того, после того, как Головин замешкал с ударом и стал разворачиваться к своим воротам, второй темп атаки оказался за ЦСКА. 

Данный эпизод стал далеко не единственным во втором тайме, когда гости могли наказать «Зенит» за потерю концентрации. На 73-й минуте вышедший на замену Ионов убежал от Гарая и навесил точно на ногу набегающему Еременко. К счастью для «Зенита», удар Романа пришелся в Лодыгина.

С чем связана такая игра зенитовцев во втором тайме однозначно сказать трудно. С одной стороны, концовки обоих таймов остались за ними, что противоречит тезису о плохой физической готовности. С другой – вряд ли можно говорить об отсутствии желания победить в матче с главным конкурентом в борьбе за золото.

После матча Луческу заявил о том, что он недоволен вторым таймом. Это легко можно понять.

На что еще нужно обратить внимание

Смольников в роли правого нападающего

На старте нынешнего сезона Игорь Смольников мало напоминал себя образца прошлого года. Защитник мало подключался к атакам своей команды и небезошибочно действовал у своих ворот. В матче против ЦСКА 19-й номер «Зенита» вновь предстал агрессивным, заточенным на атаку игроком.

В прошедшей встрече Смольников был настоящим крайним нападающим, очень много времени проводя у штрафной Акинфеева.

alt

Слева – теплограмма перемещений Смольникова в матче против ЦСКА. Справа – наиболее частое расположение футболистов «Зенита» в прошедшей игре.

За 90 минут «Зенит» сделал 19 кроссов в штрафную ЦСКА, из которых 7 – на счету Смольникова. Большая часть из них пришлась на заключительную часть матча, однако результата питерцам не принесла.

В условиях активности Смольникова игрокам левого армейского фланга – Александру Головину и Георгию Щенникову пришлось много времени проводить в обороне. Несмотря на то, что Щенников не сумел помешать Жиркову в момент ответного гола, справились со своими задачами оба футболиста неплохо. На счету Головина 5 отборов (больше всех в составах обеих команд), а у Щенникова – 6 перехватов (аналогичный показатель с Хави Гарсией). 

Кокорин не так плох, как принято считать

Общественное мнение – сильная вещь. Вот и после центральной игры 4-го тура Кокорин подвергся критике. Конечно, от нападающего ждут голов, их нет – тут претензии к Александру оправданы.

Ошибка в эпизоде с голом Еременко также не подлежит сомнению, 9-й номер «Зенита» просто проспал отскок, в результате чего футболист ЦСКА наносил разящий удар без сопротивления.

Однако Кокорин – один из немногих игроков нынешнего «Зенита», способный в одиночку создать опасность у ворот соперника. Сегодня Александр хорошо играл в подыгрыше. Его скидка грудью могла привести к взятию ворот армейцев в добавленное к первому тайму время, если бы удар Шатова оказался чуть точнее.

Проблемы Кокорина – это завышенные ожидания и поиск оптимальной позиции на поле. Если не будет первых, игра Александра будет восприниматься совершенно по-другому.

Защитники ЦСКА грамотно создавали искусственный офсайд

Леонид Слуцкий не отказывается от тактики создания искусственного положения «вне игры» даже в самые мрачные периоды своей карьеры. Специалиста не раз за это критиковали как коллеги по цеху, так и простые любители футбола. В последний раз подобная претензия была актуальна во время выступления сборной России на Евро во Франции.

Ответственным за своевременный выход защитников является Сергей Игнашевич. Футболисты «Зенита» 5 раз попадали в офсайд. Это рекордный показатель сезона (до этого худшим результатом 3 положения «вне игры» против «Уфы»). Без сомнения, в этом есть большая заслуга защитников ЦСКА во главе с Игнашевичем. Несколько раз (например, после проникающей передачи Гарая на Жулиано в середине второго тайма) игроки обороны армейцев грамотно делали два шага вперед в самый последний момент, когда игрок «Зенита» уже заканчивал делать замах для выполнения передачи.

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Последние материалы блога:

Нужно ли «Зениту» продавать Гарая?

Как «Зенит» вытащил безнадежный матч с «Ростовом»

Витцель остался в «Зените». Что это значит

Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов