Евгений Калакуцкий: «Футбол в России на 99 процентов развивается на деньги государства»
Бывший генеральный секретарь Российского футбольного союза Евгений Калакуцкий в этом году возглавил брянское «Динамо». Перед его управленческой командой поставлена очень непростая цель за три года вывести клуб на уровень премьер-лиги. Видимая сторона работы приглашение на тренерский пост Сергея Овчинникова, на место спортивного директора Дмитрия Градиленко, а также активная трансферная работа. Так, уже в первые дни летнего дозаявочного периода «Динамо» внесло в список 12 новых футболистов, включая голкипера нальчикского «Спартака» Вениамина Мандрыкина. Но Евгений Геннадьевич понимает: чтобы всерьез строить и развивать клуб, нужно заниматься им гораздо глубже, чем только на уровне формирования состава. Своим видением этой темы он поделился в интервью редактору НФПМ.ру Максиму Березницкому.
Вы не так давно возглавили брянское «Динамо». Какое впечатление произвел на вас клуб? В каком он находится состоянии?
С одной стороны, в Брянске я не так давно, но уже воспринимаю этот город как родной. Что касается клуба, впечатления мои можно охарактеризовать так: на одни и те же процессы смотришь под другим углом, работая в клубе, а не в Российском футбольном союзе. Получается довольно интересно. И немного странно. Оценка? Есть масса позитивных моментов. Есть какая-никакая инфраструктура, стадион на 10100 мест, построенный буквально три-четыре года назад и отвечающий всем требованиям к сертификации. Атмосфера хорошая и отношение болельщиков, команда достаточно посещаемая. На домашних матчах собирается шесть шесть с половиной тысяч человек. Конечно, не имеет смысла сравнивать нас по этому показателю с «Зенитом», «Спартаком» и ЦСКА, но на уровне первого дивизиона мы смотримся очень хорошо.
Конечно, ведь ваша домашняя аудитория примерно в полтора раза выше средней по дивизиону!
Да, и при этом результатами команда болельщиков не избаловала. Я, например, не согласен с распространенным мнением, что публика придет главное, чтобы команда выигрывала. Можно привести массу обратных примеров! Команда выигрывает, а болельщик не ходит. Или, например, когда много лет назад «Шеффилд Уэнсдей», вылетел из высшей английской лиги, его посещаемость повысилась. В такие моменты происходит сплочение болельщиков.
Понятно, что профессиональные футбольные команды это прежде всего результат, и каждая работает над этим. Но с другой стороны, это же и атмосфера, и надо понимать, что многие болельщики живут не только конечным результатом в конце сезона, а просто любят хорошо проводить время на футболе, особенно если погода благоприятная.
Я специально под разными углами, из разных секторов смотрю на стадион с точки зрения комфорта. И одной из главных своих задач я вижу рост посещаемости. Хотя и понятно, что на первом месте создание боеспособной команды.
Что можете сказать о детской футбольной школе «Динамо»?
Она есть, и она работает достаточно неплохо. Хотя ни для кого не секрет, что у многих клубов школы существуют фактически только на бумаге чтобы отвечать требованиям по лицензированию. У нас же в Брянской области три специализированные ДЮСШ по футболу, и все три базируются непосредственно в городе. Это «Динамо», «Смена» и «Партизан».
И вы имеете возможность пользоваться плодами работы их всех?
Раньше каждая из них работала сама по себе, играла в детских турнирах. Только у «Динамо» на вершине пирамиды был и есть футбольный клуб, а к другим выпускникам подход был такой: закончил школу и занимайся чем хочешь. Сейчас же мне удалось всех убедить, сделать своими союзниками. Хотя это было и непросто. По крайней мере, взаимопонимания на словах нам достичь удалось.
Нам отчасти повезло, в Брянской области вообще всего один профессиональный клуб это футбольное «Динамо». С точки зрения других видов спорта это, может быть, и плохо, а с нашей хорошо. Нет рассеивания внимания, болельщики не оттягиваются, как это происходит в Нижнем Новгороде или Краснодаре, где сейчас даже футбольных команд в первом дивизионе по две. И вот болельщики ходят туда-сюда и смотрят: сейчас эта команда играет лучше будем ходить на нее; а станет лучше играть другая пойдем на нее.
Может быть, проблема отчасти еще и в том, что многие клубы создавались исключительно для удовлетворения чьих-то личных амбиций?
Я не вижу никакого негатива в появлении новых команд. Другое дело, что у клуба должна быть своя идеология, философия, видение путей развития. Хотя есть и клубы с пятидесятилетней историей, у которых никакой идеологии развития нет. Вся их идеология это прожить год, в межсезонье пойти к руководству региона или города и попросить бюджет на следующий год. Сколько дадут денег такие будут и задачи на сезон. Большинство не строят планов. Я же попытался такой пятилетний план сформулировать. Считаю, что в спорте обязательно должны быть планы, несмотря на повсеместно бытующее мнение, что спорт прогнозировать невозможно. С другой стороны, понятно, что на Олимпиаду кто-то едет бороться за победу, а кто-то просто поучаствовать. Но, на мой взгляд, просто участие это физкультура. Утренняя зарядка под музыку или пробежка трусцой. А профессиональный спорт предполагает стремление к победе. Он живет по своим финансовым законам. Он во многом жесток. Я с этим сталкиваюсь в работе. Есть футболисты на контрактах отличные ребята, но ты в какой-то момент понимаешь, что они не отвечают твоим требованиям к спортивному уровню. С ними приходится расставаться, а это масса неприятных разговоров. Но это необходимость.
Сейчас футбольный клуб это бизнес-проект, хотим мы этого или нет. Но это не тот бизнес, который предполагает извлечение прибыли. И даже в отношении крупнейших западных клубов правильнее говорить не «прибыльные», а «безубыточные». В мире есть миллионы гораздо более эффективных способов, чтобы вложить миллиарды долларов.
Можете ли вы сказать, каков размер бюджета «Динамо», и в какой степени расходы окупаются? И за счет чего?
Могу сказать не только о нашем клубе, но и обрисовать общую картину. Реально футбол в России на 99 процентов развивается на деньги государства. Либо это делается прямо из бюджета, либо опосредовано через госкорпорации. Это никак не подталкивает руководителей клубов к тому, чтобы развиваться. Я сталкивался с ситуациями, еще будучи по другую сторону баррикад, еще до РФС, когда предложения бизнес-характера привлечь спонсоров и так далее встречали такую реакцию: «А зачем нам это надо? У нас есть бюджет, он сформирован и какой смысл ходить, что-то искать, напрягаться?»
Фактически каждый футбольный клуб существует так: сформировали бюджет, прожили год, а там посмотрим, где мы будем, как мы будем жить. Мало дадут денег плохо. Много дадут тоже нехорошо: не потратишь все в следующий раз столько не дадут. Из-за этого часто бывает и так: подписал клуб футболиста, образно говоря, за сто рублей в месяц, а потом денег клубу добавили и с тем же футболистом контракт переподписывается на большую зарплату. Деньги-то надо осваивать, а то потом столько же не дадут! А ведь футболист от этого играть лучше не стал.
Игроки в первом и втором дивизионах, кстати, чаще всего подписываются на полгода-год решить задачу. Это и со спортивной, и с финансовой точки зрения неправильно. Как может команда играть, если каждый год она набирается заново? Остается только название.
А иногда и название меняется, и форма собственности, клуб перерегистрируется.
Совершенно верно! Что же касается нашего клуба, то у меня понятия бюджета в этом году нет, приходится по ходу все «лепить».
Сколько стоит билет на ваш стадион?
Порядка ста рублей. Есть клубы, которые делают вход бесплатным мол, пусть сначала народ привыкнет ходить, а потом мы будем с него деньги брать. Я считаю, что это неправильно. Вот сейчас мы играли две товарищеские игры, в том числе с московским «Локомотивом», и мы действительно двери открыли. Больше пяти тысяч на каждую игру пришло бесплатно. А за официальные матчи надо платить. И болельщик должен это понимать. Ведь болельщик для любого нормального клуба это его главная финансовая база. За счет болельщика напрямую или опосредованно клуб живет. Даже продажа телевизионных прав зависит от интереса болельщиков. А когда интерес есть тогда к тебе пойдут рекламодатели, появятся спонсоры.
Да, какую-то денежку нам каждая игра приносит, но если взять суммарные затраты и сравнить их с доходами, то продажа билетов, спонсорство и так далее приносят нам пока не более десяти процентов. Пока я для себя решил так: если есть возможности например, рекламные, их надо использовать. А по ходу дела суммы можно будет пересмотреть. Сначала нужно выработать культуру привлечения спонсоров.
Есть один источник дохода, который в России, правда, находится вне закона. Это продажа пива на стадионах. И я знаю, что вы ее сторонник
У нас страна удивительная. Очень много лукавства. То, что мы делаем, это не борьба с пьянством. Здоровый образ жизни мы таким способом не навяжем. Да, нужно бороться, но нужно избегать глупостей. Буквально на днях мы играли, я медленно въезжаю на стадион минут за сорок до начала, и наблюдаю, как во все окрестные магазины стоят длиннющие очереди, каждый выходит с двумя-тремя литрами пива, и на каждом газоне сидят люди и надуваются кто пивом, а кто вином. А потом идут на трибуны. Так что, избежали мы пьянства, запретив его на территории стадиона? Ведь можно загнать все это в культурные рамки.
Можно, конечно, искать юридические уловки. И нужно делать это цивилизованно смотреть, где заканчивается спортивная территория стадиона. Но у одних она в десяти метрах от трибун забором заканчивается, а у кого-то, как у нас в Брянске, есть еще какие-нибудь турники, хоккейные коробки
Зарабатывает ли «Динамо» продажей атрибутики, есть ли в Брянске клубный магазин?
Можно сказать, что есть, но в этом направлении нужно очень много работать. Проблема еще и в том, что мы не являемся собственниками стадиона. В противном случае можно было бы максимально использовать его периметр. Есть желание сделать кафе для болельщиков и клубный магазин. Пока атрибутикой мы торгуем в форме выносной торговли в дни матчей. Ассортимент очень небольшой. Но начали мы этим заниматься всего несколько месяцев назад.
Действительно ли у вас стоит задача в течение трех лет вывести «Динамо» в премьер-лигу?
Да, и я ничего зазорного в этом не вижу. Хотя слышу вокруг много скептических возгласов, пытаются над нами и подтрунивать. Надо стремиться к высокому результату, иначе пропадает смысл занятий профессиональным спортом. Почему у нас не растет мастерство футболистов? Да потому что у нас подавляющее большинство клубов играют без спортивных задач. Они просто осваивают бюджеты. Возьмите какую угодно зону второго дивизиона. Две из, допустим, восемнадцати команд ставят задачу бороться за выход в первую лигу. А шестнадцать остальных зачем играют? Ну хотя бы покривили душой, сказали бы, что ставят задачи
Прежде чем достичь цели выхода в премьер-лигу, вам нужно решить задачу более насущную сохранить место в первом дивизионе Если «Динамо», не дай бог, все-таки вылетит, закроется ли этот проект, или вы будете продолжать над ним работать?
Если бы я полностью отвечал за финансирование или осуществлял его из собственных средств, мог бы ответить со 100-процентной уверенностью. Но поскольку я завишу от вторых и третьих сторон, могу ответить с 95-процентной. Потому что это не только социальный, но и бизнес-проект. У меня нет никаких иллюзий относительно достижения результата. Сначала должна быть создана платформа, фундамент. Это касается и школы, и материально-технической базы, и работников клуба, и отношений, и всего остального. А в дополнение к этому должно быть и комплектование команды. Можно, как это часто бывает, взять много денег и решить задачу, но что дальше? Можно долго перечислять названия клубов, начиная «Текстильщиком» и заканчивая воронежским «Факелом», у которых все вроде бы было хорошо, были они на слуху. А потом деньги заканчивались и все, нет этих клубов, забыли о них.
Одна из тех вторых и третьих сторон, о которых вы упомянули, это, видимо, ваш генеральный спонсор «Энергострим»?
Да, пока это спонсор, но в перспективе, я надеюсь, он станет собственником. Спонсорство это фактически рекламный контракт. Вкладывая сколько-то денег, ты получаешь отдачу, прямо или косвенно. У собственника совсем другое чувство ответственности.
Кстати, VIP-ложи у вас на стадионе есть?
Есть, но вы ведь представляете себе, что такое эти ложи на провинциальных стадионах как правило, это просто трибуна, на которое собирается местная власть. Я сейчас как раз думаю о том, чтобы выделить бизнес-ложу для партнеров и спонсоров, которые хотят смотреть футбол с большим комфортом и при этом готовы расстаться с большим количеством денег.
Есть в этом плане потенциал?
А вот если бы 20 лет назад мы задались вопросом, будет ли в России достаточно людей, которые будут ездить на «мерседесах»? Ответ был бы нет, конечно! Откуда у людей деньги!.. А теперь уже целое поколение выросло, которое научилось выбирать между «мерседесом» и БМВ. Если идти в правильном направлении, то и потребности разовьются. Если у клуба будет правильно сформулированное предложение, то и люди будут к этому готовы. Надо дать им четкое представление о том, что они получат за свои деньги.
У вас уже есть это представление, или вы будете еще изучать чужой опыт?
Знаний у меня достаточно, но опыт изучать, конечно, будем. Мало того, примерно через месяц нашим партнером станет достаточно известный клуб одной из ведущих европейских футбольных стран одной из тех, которые регулярно представлены в финалах и полуфиналах еврокубков.
Таких всего три Испания, Англия и Италия
Видите, я круг сузил! Но называть этот клуб пока считаю преждевременным. Сотрудничество процентов на 99 будет полезно для нас, и на один процент для партнеров. Главный инициатор и «толкатель» этого проекта, естественно, я. И между нашими командами должен будет состояться товарищеский матч.
но на Евро-08 со всем, что касается обеспечения команды всем необходимым, был бардак.
так что что-то мне подозрительна персона Калакуцкого, хотя я буду рад ошибиться. Весьма)
настораживает)) и меня терзают смутные сомнения по этому поводу..