4 мин.

Болезнь легионеров

Хочу высказаться по поводу «легионеров» в сборной. Сейчас это горячая тема. Почему бы не подхватить? В конце концов, всем ясно, что «Зенит» – чемпион, а на носу, например, первый сбор обновленной, простите за каламбур, сборной.

Так вот. Мне эта идея не нравится. Не идея провести матч с болгарами, а идея привлечь в национальную команду какого-нибудь Веллитона. Или даже не Веллитона, а Розину, например. Давайте разберемся. Кого вообще можно считать «легионерами»? Вот, например, Сергей Семак рожден на Украине и долгое время там жил. Легионер? Легионер! Но его игра за сборную России вполне объяснима. Ведь он такой же российский человек, как мы с вами (это, кстати, не мешает ему при этом оставаться украинцем). Он думает, говорит и сквернословит по-русски. А вот еще пример – уже не из советского прошлого – Басель Абдулфаттах. Есть такой игрок в дубле «Зенита». Кстати, довольно перспективный защитник. Сириец он или русский? Мне кажется, раз воспитывался в нашей культуре – значит русский (что не мешает ему при этом оставаться сирийцем).

Национальность, на мой взгляд, вещь, которую только сам человек может определить. Без ерничаний. Без самообмана. Национальность – это часть самоидентификации и больше ничего. Я, например, очень люблю Хорватию и мечтаю когда-нибудь в ней поселиться. Но какой я, к черту, хорват? Как был русским, так русским и помру. Но ведь не у всех так. Кто-то после пяти лет жизни в Канаде считает себя канадцем. Разве это плохо? Почему он после этого не может выступать за сборную Канады, если ему кленовый лист дороже листа березового? Да ради бога, пусть выступает.

Считаю так: если человек достаточное количество времени живет в стране, говорит на ее языке и считает ее культуру частью своей личной культуры – он имеет полное право выступать за ее сборную. Он может родиться в этой стране, а может приехать сюда в год, в десять лет, даже в восемнадцать. Если он считает себя русским (или французом), пусть играет за сборную той страны, к какой себя относит.

И вот тут становится ясно, почему я против того же Веллитона. Могу привести пример из сборной Германии. Как наиболее «межнациональной». Разве немецкие «легионеры», всякие там Подольски, Озилы и Принсы Боатенги немцы? Отчасти нет. Но они такие же частички современной немецкой культуры, как Швайнштайнгер (боже, надеюсь, я правильно написал его фамилию), Эффенберг и Оливер Канн. Если они разъясняются по-немецки и думают по-немецки, значит они немцы, а уже во вторую очередь поляки, ганцы и турки.

Разве Веллитон знает русский язык? Нет. На этом тему можно закрыть. По крайней мере, лет на пять. Может, за пять лет что-то изменится? Может, он через пять лет будет материться, пить водку и ругать режим? Тогда милости просим. После детоксикации.

Конечно, можно провести пример с Холденом. Мол, на него поставили и ставка сыграла. Но признайтесь честно, разве после решающего броска Джей Ара в финале евробаскета ни у кого не закралась мысль, что мы выиграли немножечко нечестно. Считерили, ввели код бессмертия? У меня возникло. И победа эта была и наша, и как бы немножко не наша. Забросил бы Хряпа, отношение было бы другое. Наверняка.

Кстати, к вопросу о читерстве. Когда Анри отдавал голевой пас рукой в приснопамятном матче с ирландцами, мир разделился на две части. Одни говорили, сволочь, себя обесчестил, другие настаивали, что любой на его месте сделал бы точно так же. Анри рукой сыграл, схитрил, слукавил. Но кому от этого лучше? Никому. Ни Анри, ни сборной, ни болельщикам. Так, может, лучше жить без лукавства? Причем здесь лукавство, спросите вы? Ну, так разве признаваясь в том, что Веллитон (или Розина или еще кто) россиянин, мы не лукавим сами себе?

Мы живем в мультикультурном мире. Макдональдс, как и футбол, есть везде. Границы зачастую едва зримы. Культуры смешиваются все больше и больше. Очевидно, это долгий процесс (который, возможно, приведет к обратной реакции через какое-то время). Раз так, мы должны открывать двери сборной. Но не просто для потенциально сильных игроков, а для тех, кто является (по крайней мере, потенциально) частью культуры. Воспитывайте молодых поляков, ганцев, немцев, черт побери, ассимилируйте, превращайте в русских, заставляя есть на завтрак борщ. Но не берите уже готовеньких бразильцев, не созревших для своей главной сборной. Иначе какой толк в матчах национальных команд? Так и Сан-Марино может собрать одиннадцать ребят из-за рубежа и выдать им свои паспорта. Из тех, кто не попадает в составы своих национальных команд, наберется три сильнее сборные. А, может, и четыре.

Так что, либо давайте играть честно, либо вообще всю эту тему со сборными закрывать. А что? Такая идея есть, и она отнюдь не столь безумна, какой кажется на первый взгляд.