Станислав Драгун: «Барана никто не убивает, традиций нет. Может, поэтому и вылетаем»
Лидер сборной Белоруссии Станислав Драгун шел из «Крыльев» в «Динамо», чтобы играть в еврокубках, а теперь вынужден снова выбираться из ФНЛ. В интервью еженедельнику «Футбол» полузащитник бело-голубых рассказывает, что поменялось в клубе после вылета, чем отличаются белорусские футболисты от российских, и восхищается Игорем Денисовым.
Вылет, ФНЛ, фанаты
- Вы играли в «Крыльях», в команде, которая бьется за выживание. А потом перешли в «Динамо», которое всегда настраивается на еврокубки, и вылетели. Как так?
- Это шок. От него очень тяжело отойти даже сейчас. До сих пор не верится, что «Динамо» вылетело. Я понимал, что клуб ждет небольшая перестройка, что ушли высокооплачиваемые легионеры, футболисты хорошего уровня, появился новый вектор развития. Поэтому меня и пригласили: если бы остался тот же состав, то вряд ли были бы шансы туда попасть. А когда вылетали, все произошло слишком быстро. У меня была травма. Я смотрел заключительный матч Премьер-лиги с трибуны и следил за результатами других игр в онлайн-режиме. Видел, что «Спартак», мягко говоря, не помогал. Когда все осознали, что все - мы в первом дивизионе, то были шоковом состоянии. Хотелось закрыться, убежать куда-то, бежать, бежать и не оглядываться.
Что надо знать, отправляясь на футбол в Москву
- У вас же были и другие предложения, кроме «Динамо»?
- Да, были. И из Европы. Было экзотическое предложение из американской МЛС, но там как-то все непонятно и запутанно. А «Динамо» - это все-таки бренд. Так что когда надо было решать, у меня никаких сомнений не возникло.
- Что поменялось в «Динамо» после вылета?
- В первую очередь - команда. Процентов на 70–80. Пришло много классных ребят. С некоторыми хорошими пришлось расстаться. Это неизбежный процесс. Сейчас подбирается крепкая команда с серьезными задачами.
- «С некоторыми хорошими»? Это вы про кого?
- Если начинать перечислять по позициям, то на ум сразу приходит Володя Габулов - очень серьезный вратарь и в коллективе играл немаловажную роль. Человек с авторитетом, приятный в общении. Жалко, что в аренду ушел Виталий Дьяков. Он был частичкой коллектива. Так можно перебирать всех. Но хочу выделить Томаша Губочана – мне его не хватает, хороший парень. С Ионовым до сих пор контактируем, даже несмотря на то что он ушел в ЦСКА, - мы с ним давно сдружились.
- Главное отличие ФНЛ от РФПЛ?
- Я ребятам сразу же сказал, что в ФНЛ играть тяжелее. Не знаю почему, но тяжелее, правда.
- Хорошо, что вам в этой лиге больше всего не нравится?
- Это все-таки другой антураж, уровень игры чуть-чуть пониже. Даже не чуть-чуть. РФПЛ и ФНЛ отличаются: освещением всего турнира, болельщиками, стадионами. Во всем чувствуется различие.
- Видели баннер болельщиков «Динамо»: «У вас есть сезон, чтобы вернуть наше доверие»?
- Другого и не ждали. Это нормальная реакция болельщиков, их можно понять. Было бы странно, если бы был другой баннер. Мы намерены вернуть их доверие.
- К «Динамо» в ФНЛ как-то по-особенному относятся?
- «Динамо» для всех – это раздражитель. В ФНЛ много команд, с кем тяжело: «Кубань», «Мордовия»… Да тот же «Енисей», с которым была непростая ничья. Тем более там Андрей Тихонов. Но у нас настрой на каждую игру боевой. Задача – три очка в каждом матче.
Веркаутерен, Кобелев, Калитвинцев
- Это правда, что главный тренер «Крыльев» Веркаутерен посадил вас на лавку сразу же, как стало известно, что вы рассматриваете предложения от московских команд?
- С моей стороны это выглядело так: состоялся разговор с руководством. Я сказал, что контракт продлевать не буду. И сразу же сел на лавку. А по каким критериям тренер это сделал, не мне судить.
- Веркаутерен сказал, что ему не нужны немотивированные футболисты.
- С Франком я попрощался хорошо, у меня нет претензий. Он отвечает за результат, он отвечает за все. Он решил так в этой ситуации. Но мотивация у меня была.
Франк Веркаутерен: «Русские игроки боятся разговаривать. Только кивают: «Да, тренер»
- В чем фишка его тренировок?
- Франк делает большой акцент на то, что находится около команды: тимбилдинг, постоянные развлечения. Мы, например, часто ездили плавать на лодках. Иногда просто не хотелось – особенно после двухразовых тренировок. Но он заставлял, и все выполняли. Наверное, это вносит свою лепту в командную атмосферу.
- Нам он рассказывал, что русские игроки не любят говорить с тренером. Это правда?
- Это да! Он все время говорил. Предъявлял претензии, а потом сам смеялся: «Я же загоняю вас в такой тупик, и все должны встать и начать орать, что не согласны! Но вы принимаете это как данность!» После этого мы начали чаще разговаривать с ним. Но он прав: для русского менталитета несвойственно спорить с тренером.
- Юрий Калитвинцев другой?
- Тренировочный процесс довольно схож с тренировками Веркаутерена. Все строится через мяч. Интересно и своеобразно. Калитвинцев постоянно шутит, но когда надо, может и серьезно поговорить. Так было после матча с «Енисеем» (0:0. – Ред.). Считаю, что надо «вставлять» футболистам. И поэтому никто Юрию Николаевичу на шею не садится, ножки не свешивает. Он сказал, что просто откусит их.
- Когда вы только переходили в «Динамо», вам не казалось странным, что у Кобелева тренировались без мяча?
- Да это нормально. У Муслина вообще на этом был построен весь сбор: утром – тренировка без мяча, вечером – с мячом. И это было на протяжении двух недель. Это же беговая работа. Она тоже нужна.
- Чем ближе была концовка прошлого сезона, тем было очевиднее, что Кобелев покинет свой пост?
- Не знаю, понимал он это или нет, но вида Кобелев не показывал. Он старался повлиять хоть как-то на результаты. Не было такого, чтобы Андрей Николаевич опустил руки. Он шел впереди всей команды, старался протаранить ту ситуацию, в которую мы попали.
- Когда проигрываешь матч за матчем, атмосфера в команде становится невыносимой?
- Была стрессовая ситуация. Все были раздражены и понимали, куда мы катимся. Были и стычки. Но на этом мы остановимся: я считаю, что это должно остаться внутри коллектива.
- Вы хоть раз на тренировках дрались с партнерами по команде?
- Было такое, но давно. Я все-таки позитивный человек и мало кого обижаю. Да и меня никто не пытается обидеть.
Ритуалы, сборная, ЧМ-2018
- Вы как-то рассказывали, что ваш друг макнул бутсы в лужу крови принесенного в жертву барана и стал лучшим бомбардиром Казахстана. - Да, все верно.
Где нас нет. Почему казахам лучше без россиян
- А у вас есть какие-нибудь ритуалы?
- Барана никто не убивал, традиций никаких нет. Может, поэтому мы вылетаем, а я мало голов забиваю. Если серьезно, я верю больше в тренировки, в работу, чем в такие забубоны, как макание бутс в кровь.
- У вас был конфликт с тренером сборной Белоруссии Александром Хацкевичем.
- Не было конфликта. Была неприятная ситуация. Но мы поговорили, как мужчина с мужчиной, не в прессе. После этого недопонимание исчезло. Александр Николаевич часто звонит, спрашивает, как здоровье. Если меня вызовут в сборную, то я с удовольствием поеду и буду всеми силами помогать.
- Настраиваетесь на участие в ЧМ-2018?
- Да мы каждый год настраиваемся! Но сделать это будет очень тяжело и сейчас, и через два года, и через десять лет. У нас не выстроены системы подготовки, футбола в стране. Можно молчать, можно говорить об этом. У вас те же проблемы, что и у нас, только немножко в другом масштабе. Если бы это было просто исправить, то давно бы уже все поменяли. Но работа над такими глобальными проблемами – это тяжелый и кропотливый труд. Надо было заниматься этим не сейчас, а лет пять-семь назад. Тогда бы мы видели совсем другие сборные России и Беларуси… А сейчас у нас есть только один хороший стадион - в Борисове. И это даже не в столице. О чем тут можно говорить?
- БАТЭ по-прежнему клуб номер один в Белоруссии?
- Футбольный клуб БАТЭ всем обязан его руководителю, его отцу, идейному вдохновителю – Анатолию Анатольевичу Капскому. Он создал вокруг себя круг единомышленников, команду тех, кто смотрит с ним в одну сторону и делает все во благо этой команды. Поэтому они на протяжении долгого времени попадают в еврокубки и показывают там достойные результаты.
- В белорусском футболе, кажется, денег еще меньше, чем обычно.
- Ну да, сейчас абсолютно нет денег. У нас аховая ситуация. Многие игроки стараются уехать даже в чемпионаты Хорватии… Да лишь бы уехать куда-нибудь. Я думаю, это хорошо.
Лучший фанатский выезд
- На первом видео для клубного канала «Динамо» вы сказали, что в центре полузащиты – самая комфортная позиция для вас. Назовите лучших футболистов вашего амплуа прошедшего чемпионата Европы.
- Этот Евро показал, на что способен Н’Голо Канте, недаром он перешел из «Лестера» в «Челси». Я смотрел пару его игр - просто зверь! Помимо него назову Де Росси из «Ромы», из сборной Италии. Неплохой парень есть в «Реале» - Каземиро.
- А в российской Премьер-лиге?
- Выделю двух игроков. Первый – мой коллега по амплуа и одноклубник Игорь Денисов. Рад, что попал с ним в одну команду. Я вижу, как он работает, отдается игре. Второй – Понтус Вернблум из ЦСКА. Он противный игрок, часто грубит. Но на своей позиции Вернблум очень хорош.
- Иногда Слуцкий его двигает даже в атаку. Какую самую непривычную позицию на поле занимали вы?
- Да я играл практически на всех позициях. В молодежной сборной – пару матчей центрального защитника. В минском «Динамо» не было как-то центрального нападающего – я половину сезона отыграл в нападении.
Леонид Слуцкий: «Когда-нибудь хотел бы поработать за границей. Хоть в Чемпионшипе!»
- И как?
- Три гола за десять матчей. Нормально в общем-то.
- Вы рассказывали, что в детстве смотрели матчи минского «Динамо» с фанатского сектора, пробивали выезды. Самый запоминающийся из них?
- Я тогда уже играл в Самаре. Мы с коллегой Сергеем Кисляком встретились во Флоренции. Там «Динамо» играло заключительный матч Лиги Европы. Хорошо провели время, болели на фанатском секторе. Отличный выезд получился!
- А когда вам было 16 лет?
- Это было давно, сейчас тяжело вспомнить. Помню, что болел, ездил, переживал. Потом уже больше затянул сам футбол, поэтому ходить на трибуну возможностей не было.
- С болельщиками других команд не дрались?
- Не, я не боец. Я тихий и мирный. В этом не участвовал.
Алексиевич, Фергюсон, Олимпиада
- У вас крутой статус в «ВК»: «Никто не умрет девственником – жизнь поимеет всех». Что это?
- Страница же была создана давно. Заполнял информацию давно. Что-то менять не вижу смысла – пусть стоит.
- Часто сидите в интернете?
- Сейчас, когда моя семья в Минске, особо делать нечего - приходится сидеть в интернете, всякой фигней заниматься. Полностью абстрагироваться от игры не получается. Потому что постоянно то смотришь футбол, то читаешь новости. Это уже моя жизнь, мне это интересно.
- Вы говорили, что любите читать.
- Да! Но раньше я читал много. Сейчас - меньше. На данный момент лежит интересная книга, за которую нужно взяться, - Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии. До этого была автобиография Фергюсона. Он очень интересно рассказывает про все тонкие моменты во взаимоотношениях внутри коллектива, как он управлял звездами.
- Говорят, сейчас каждый белорус должен любить хоккей. Вы на игры ходите?
- Конечно! Скоро стартует сезон КХЛ. Буду смотреть! Когда я переехал в Москву, в КХЛ уже был плей-офф. И мы с Лешей Ионовым ходили на одну игру - полуфинал, в котором играл ЦСКА.
- А сами играете в хоккей?
- Да. Но последний раз это было года два назад. Собрались в Минске во время отпуска и играли. Только не шайбой, а мячиком.
- По контракту не запрещен хоккей?
- Хах, мы же не всерьез играли – дурачились. Каждый понимает, что не имеет права получить травму. Небольшие игровые нагрузки в отпуске – это полезно.
- За летней Олимпиадой будете следить?
- Сейчас столько много неприятных событий вокруг этой Олимпиады! Половину русских и белорусских спортсменов дисквалифицировали. На Игры не поедут легкоатлеты, которые считались в Беларуси самыми реальными претендентами на медали. Поэтому глобального интереса нет. Да, буду смотреть, что происходит. Но особо вникать не собираюсь.
- Вы как-то сказали, что не хотели бы жить в одном государстве с Россией.
- Было так. Тимофей Калачев заявил, что хотел бы объединения России и Белоруссии. Меня спросили, согласен ли. Я ответил, что хочу жить в Беларуси, в отдельном государстве, соблюдать свою культуру и чтить свою историю.
- То есть про объединенный чемпионат – это не к вам?
- Почему? Можно было бы придумать на примере КХЛ нечто подобное. Это вернуло бы и болельщиков на трибуны. Мне кажется, это было бы классной идеей. Но в связи с тем, что творится сейчас в мире, это маловероятно.
- Вы играли бы тогда за московское или за минское «Динамо»?
- Где был бы нужен, там бы и играл. Но вы представляете, какой был бы чемпионат! Какие вывески: «Динамо» Киев – «Спартак», или «Зенит» - «Шахтер», или «Динамо» Киев – «Динамо» Минск! Это подняло бы интерес. В Минске точно бы заполнялся стадион.
Дмитрий Булыкин: «Когда приехал в «Динамо», Петреску сказал: «Я вижу тебя на трибуне»
- «Заработав миллион, русский игрок останавливается на достигнутом. Европейский же игрок будет хотеть больше» - ваша цитата?
- Да. Но фраза вырвана из контекста. Она была о том, чем отличаются русские и белорусские футболисты. Тут даже не в меркантильности дело, а в том, что некоторые молодые русские игроки получают хорошую зарплату и думают, что так будет всегда. Что вообще теперь не надо ничего делать, не надо прогрессировать. Как правило, это заканчивается плачевно. Я таких видел.
Текст: Илья Егоров
Фото: Сергей Дроняев
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru