5 мин.

Борис Рапопорт: «Cегодня хорошего тренера в школу найти невозможно»

Голландская футбольная «интервенция» в Россию продолжается: «Жемчужина-Сочи» по соглашению с амстердамским «Аяксом» будет обучать детей при участии тренеров из Нидерландов. О некоторых подробностях будущего контракта с голландцами рассказывает вице-президент «Жемчужины-Сочи» Борис Рапопорт.

Подписаться на блог НФПМ.ру

– Почему для сотрудничества был выбран именно «Аякс»?

– Это была инициатива президента клуба Дмитрия Якушева. Он посетил Амстердам, побывал в академии «Аякса», ему подробно о ней рассказали, все показали. Он хотя и не футбольный специалист, но его это заинтересовало. Ему понравилась идея организации совместной подготовки ребят из «Жемчужины» и «Аякса». Я в Голландии бывал раньше, и мне нравится то, что они делают. Самое интересное в их методике – это работа с футболистами разных возрастов. Но именно этого они никогда не раскрывали.

– Раскроют ли теперь?

– К нам приедут тренеры из Голландии и будут непосредственно проводить тренировки, а наши тренеры будут принимать в этом участие и учиться, получая информацию. Я смотрел видеозаписи тренировок академии «Аякса», мне они очень понравились, но я Дмитрия Леонидовича предупредил: по уровню жизни и многим другим моментам Нидерланды значительно выше нас. Практически все общеобразовательные школы и колледжи располагают хорошей спортивной базой – универсальными залами, футбольными полями. Бывают школы и с бассейнами, конькобежными дорожками. И любой ребенок получает определенный уровень развития двигательных качеств, независимо от специализации в отдельных спортивных дисциплинах. А наши школы – вы сами знаете, в каком состоянии. Чаще всего у них есть только маленький зал без нормального оборудования.

Великолепно построена в Голландии система селекции: ребят тщательно тестируют, определяя, какие виды спорта им наиболее подходят. И этой системой охвачены, по-моему, 99 процентов детей. Получив в обычной школе основы, они начинают заниматься спортом на более высоком уровне. Наша главная проблема сегодня именно в селекции. Даже в таком развитом в футбольном плане городе, как Петербург, ребенок может жить в отдаленном от зенитовской школы районе – и не попасть в футбол. Хорошо, что Андрея Аршавина мама в свое время привела. Могла и не привести – и не было бы в футболе Аршавина. Привез в свое время Александра Кержакова его отец из Кингисеппа – и появился футболист Кержаков. У голландцев, кстати, этих проблем нет – у них все близко, все удобно, потому что футбольных клубов и школ очень много. У нас же в России в этом плане еще непочатый край работы.

Помимо голландской, очень хорошо работают также немецкая, испанская, французская школы. Я бы, например, предпочел, чтобы наших тренеров обучали, организовывали им учебные командировки за границу. Тогда они могли бы получить большой объем знаний от разных направлений футбольного образования. А уже потом выбирали бы, какая методика им по душе.

Надо отдать должное «Аяксу»: у него действительно очень сильная академия, чьи выпускники выступают в сильнейших европейских клубах. Но помимо того, что голландцы передадут нам свой опыт, нам нужно еще построить материально-техническую базу. Пока наши ребята в Сочи занимаются на арендованных полях.

– Чем еще зарубежная система подготовки лучше нашей?

– Поймите, футбол неотрывен от социальных вопросов всей страны. У нас огромные проблемы со здоровьем детей. Футбол, конечно, является средством оздоровления – на любительском уровне. Но чтобы играть на уровне профессиональном, нужны три слагаемых: способности, характер – и здоровье. Если какой-то из этих трех пунктов выпадает, футболиста не будет. К сожалению, в России очень много детей с патологиями, а в возрасте 14-15 лет проблемы со здоровьем могут быть уже необратимыми. Здоровьем детей надо заниматься с самых юных лет, проводить качественные постоянные медосмотры. Обязательно должна быть хорошая стоматология. Должна быть возможность по медицинским показателям спрогнозировать перспективы функционального развития человека. Пока мы во всем этом отстаем.

Есть у нас и еще одна большая проблема. В возрасте 17-19 лет большинство футболистов являются еще, на мой взгляд, полуфабрикатами. Мало кто готов играть в основных составах, и даже в дубль не каждый может попасть. Надо дать возможность ребятам играть – в командах второй лиги, КФК, в чемпионатах регионов, – но при этом продолжать с ними заниматься на чуть более высоком уровне, чем школьный, как минимум еще пару лет. В противном случае через год игрок просто пропадет – как и все вложенные в него средства. Нам нужно перебросить мостик из юношеского футбола во взрослый.

Проблема также в том, что юным игрокам сейчас практически не дают шансов проявить себя, заиграть на серьезном уровне. Соблазн покупать готовых футболистов у профессиональных клубов слишком велик. И не хотелось бы, чтобы вся наша работа, в том числе совместная с голландцами, строительство баз, – чтобы все это оказалось впустую. К счастью, в «Спартаке», ЦСКА, «Локомотиве» появляются собственные воспитанники. В «Зените» с этим сложнее.

Что касается «Жемчужины», то в Сочи лет десять вообще не было никакого футбола. А сейчас, чем лучше играет команда, тем больше желающих в ней играть. И те, кто раньше уехал бы в московские школы, теперь у нас остаются – а некоторые из ранее уехавших даже возвращаются. У нас, конечно, очень мало своих ребят 90-92-го годов рождения. Но вот ребята 93-го и 94-го уже пошли – и можно с ними работать. Некоторых мы даже брали в этом году на сборы с командой.

– В чем, помимо работы с голландскими тренерами, будет состоять сотрудничество «Жемчужины» с «Аяксом»?

– Мы собираемся строить современную базу, и голландцы могут нам помочь спроектировать ее так, чтобы она была современной по всем техническим характеристикам. У нас ведь если и строят интернаты и академии, то они достаточно примитивные: есть поля, есть раздевалки, есть восстановительный центр – уже хорошо. Но современная спортивная наука ушла далеко вперед.

Помимо всего прочего, у нас еще откровенно не хватает хороших специалистов по работе с юными игроками. Поэтому и приходится приглашать в Россию тех же голландцев. Кое-что в этом направлении делается, конечно. Немного повыше стали зарплаты тренеров в элитных школах – но только в элитных. Надо, чтобы эта работа была престижной и хорошо оплачивалась. Школа – и те, кто в ней работает, – должны получать дивиденды. Сейчас, к сожалению, их получают только агенты, «подхватившие» лучших выпускников футбольных школ. Если эту ситуацию удастся сдвинуть с мертвой точки, то, может быть, на тренерскую работу будет даже конкурс. А сегодня хорошего тренера в школу найти невозможно.

Подписаться на блог НФПМ.ру