Илья Казаков - о том, почему у сборной еще нет тренера
За последние две недели, когда операция по поиску и утверждению главного тренера для сборной вышла на финишную прямую, удалось услышать несколько теорий, которые, пусть и часто противореча самим себе, создают несколько картин, выглядящих достаточно достоверно и объективно, чтобы в них поверить.
***
Что мы имеем на самом деле?
Что надо знать, отправляясь на футбол в Москву
Список министра из четырех фамилий – Бердыев, Бородюк, Семак и Черчесов. Его же утверждение, что других кандидатов уже не ищут, и, стало быть, понимание, что новым тренером сборной станет россиянин.
Просроченную дату объявления сменщика Леонида Слуцкого – 30 июля.
И два дедлайна:
15 августа – как окончание срока подачи заявок от кандидатов в президенты РФС.
И 29 августа – как начало первого сбора национальной команды в двухлетнем цикле к домашнему чемпионату мира.
Этими фактами и словами все мы с разной степенью успешности и осведомленности пытаемся сейчас жонглировать. Ясности с новым тренером в начале первой недели августа по-прежнему не было. Поэтому каждый из нас, пытаясь угадать, на кого в итоге падет выбор Виталия Мутко, пытался понять, как поступит министр и как (а не что) он думает по самому важному на сегодня футбольному вопросу.
Как представляется мне, в высказанных гипотезах и предположениях фигурируют две существенные ошибки.
Первая – то, что мы увязываем все время удлиняющуюся паузу исключительно с приближающимся моментом решения министра, идти ли ему на президентские выборы (раз решения пока нет, стало быть, и по тренеру ответ дать сложно).
Вторая – то, что мы пытаемся мыслить двухлетним или на крайний случай однолетним циклом (до Кубка конфедераций, плохое выступление на котором может привести к преждевременной отставке нового тренера сборной).
***
Я бы не исключал самого простого варианта, объясняющего отсутствие назначения тренера в июле. У Виталия Мутко на это элементарно может не хватать времени. Совмещение часто приводит к такому неприятному моменту, как наложение друг на друга нескольких дедлайнов. И тогда человек, естественно, занимается более важным делом.
Особое неназначение. Илья Казаков – об исполкоме РФС, который так и не стал историческим
Важнее Олимпиады сейчас нет ничего. Катастрофа, которая могла накрыть российский спорт, благодаря экстренному вмешательству президента страны и возвращению Виталия Смирнова в русло активной международной спортивной политики оказалась менее масштабной, чем это виделось в самых мрачных прогнозах. Но окончательно перевести дух мы сможем только после закрытия Игр в Рио – практически к началу первого сбора футбольной команды. До этого времени мы обречены жить в условиях колоссального напряжения. И футбол элементарно может оказаться заложником ситуации. Вы же понимаете: новый тренер сборной – это не только назначение. Это общение, участие в совместных программах, в том числе имиджевых. Это встречи с обсуждением разных тем – от финансовых до чисто спортивных. Словом, постоянный диалог на первых порах, пока нет появившейся совместимости от понимания того, что и как хочет делать человек, сидящий напротив тебя.
Неслучайно ведь министр затянул со встречами с претендентами. В его графике получается общаться с ними по расписанию «один кандидат в неделю». А скорость жизни сейчас такая, что за месяц может многое поменяться. Для Бердыева, например, это участие в Лиге чемпионов и финансовые возможности в летнее трансферное окно. Для Черчесова и Бородюка – это предложения, которые могут поступить от клубов. И самое непростое в такой ситуации – сидеть и ждать после первого разговора, когда ты не понимаешь, сколько и чего именно ждать.
***
Психологи уверяют, что нейронные связи, отвечающие за поведение человека, являются очень крепкими. Другими словами, привычка действительно влияет на наш выбор. Если однажды у нас что-то получилось и нам самим эта последовательность действий понравилась, возникшая матрица будет реализовываться от случая к случаю на подсознательном уровне.
У Виталия Мутко уже был в бытность его президентом РФС период, когда возникла необходимость в новой сильной фигуре тренера после категорического отказа Юрия Семина остаться на этом посту (Семин финишировал в отборочном цикле к Кубку мира-2006 третьим, вслед за Португалией и Словакией, не попав даже в стыковые матчи, и отказал Мутко несмотря на все его уговоры продолжить работу в сборной) – а идеального решения просто не было. В той ситуации он доверил Бородюку провести два товарищеских матча – с Бразилией и Испанией, которые той, нуждавшейся в обновлении команде были не особо нужны и результат которых в случае неудач мог поставить крест на карьере тренера-временщика. И все то время, что Бородюк присматривал за сборной в качестве исполняющего обязанности главного, шел поиск нового тренера, который во всех отношениях оказался бы беспроигрышной кандидатурой.
Выбор по списку. 7 вопросов будущему главному тренеру сборной России
Семак, который, к удивлению многих, из главного аутсайдера в списке претендентов превращается сейчас едва ли не в главного кандидата, вписывается в эту модель практически идеально. Опыт, пребывание в штабе сборной длительное время, погруженность в реалии отечественного футбола, четкое восприятие своего тренерского масштаба на фоне фигуры министра – все это, по сути, воспроизводит ту модель, что была реализована десять лет назад.
***
Странное дело: чем дальше, тем сильнее внутреннее ощущение, что и сейчас идет поиск нового Хиддинка. Вопреки всему сказанному в последние дни.
Под домашний чемпионат мира, до которого еще два года, Кубок конфедераций и выборы президента РФС.
Знаете, я бы не рассматривал этот временной отрезок линейно, как непрерывный.
Текст: Илья Казаков
Фото: Сергей Дроняев, Global Look Press
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru