10 мин.

Как немецкая система может спасти русский футбол

Павел Зиновьев – о том, что делает Германию такой сильной.

alt

1. Федеральная программа развития талантливых футболистов

У них

Многие из вас уже знают про программу Talentforderung, благодаря которой в Германии каждый год появляется по 5-6 новых молодых звезд, но не все знают, как именно она работает. Чтобы было проще, объясняем на примере 6-летнего жителя Брауншвейга Торстена.

Торстен обожает футбол и никогда не снимает футболку сборной Германии. Вчера он получил приглашение на пробную тренировку от одного из координаторов тренировочного центра, расположенного неподалеку от дома, и сегодня он вместе с еще парой сотен ровесников из этого же района попытается пройти отбор. Упражнения простые: удары на силу и точность, змейка, контроль мяча на скорости.

Торстену повезло: его успехи на поле оценили, его взяли в сильную группу (менее удачливые попали в слабую). Теперь за его прогрессом будут пристально следить несколько специально обученных тренеров. Если Торстен и дальше будет проходить подобные отборы, то через какое-то время из тренировочного центра он переместится в футбольную академию. Стоит помнить только, что лишь пятеро из тысячи занимающихся в тренировочном центре перейдут в академию профессионального клуба, а оттуда, как правило, всего один уникум пробьется в основной состав. Но у Торстена этот шанс есть. Прозрачность схемы осуществления мечты подталкивает мальчика к тому, чтобы прогрессировать каждый день.

Взгляните на плотность расположения тренировочных центров в Германии. Рассредоточившись по карте, они охватили всю страну, проникли в каждый регион и больше напоминают супермаркеты шаговой доступности. Из самого глубокого захолустья до ближайшей базы – час езды.

alt

Чему учат юных футболистов в этих центрах:

  • Сноровке и подвижности в игре с мячом

  • Дриблингу с резкой сменой темпа

  • Всевозможным легальным футбольным уловкам, финтам и прочим нестандартным действиям

  • Точности удара головой после прыжка с одной и двух ног

  • Тактически грамотному завершению ситуации выхода один на один как при атаке, так и при обороне собственных ворот

В каждом из 390 тренировочных центров проводятся не только занятия с юными футболистами, но и семинары для региональных тренеров (Info-Abend). Помощь в тренировках, повышение квалификации, обсуждение наиболее горячих талантов (12-15 лет), программы занятий по их продвижению и так далее. Немецкий футбольный союз устраивает такие информационные вечера довольно часто. За последние 10 лет в них поучаствовали более 200 000 специалистов из 5 000 клубов (в основном – любительских).

Практически все игроки сборной Германии, выигравшей чемпионат мира в 2014-м, прошли через подобные футбольные центры. 

У нас

Все лучшее, что происходило с детско-юношеским футболом в России в последнее время, так или иначе связано с инициативой частных лиц. Академия имени Юрия Коноплева, пока она финансировалась Романом Абрамовичем, была, пожалуй, единственной не стыдной детско-юношеской футбольной школой в стране. Академия подарила русскому футболу Алана Дзагоева, воспитала шестерых чемпионов юношеского Евро-2006 и, немного стесняясь, предложила на пробу Амира Натхо, Артура Юсупова, Романа Зобнина и еще несколько смышленых парней.    

Игорь Осинькин, один из тренеров академии: «На то время (2006-2013 годы) это был лучший футбольный центр в России. В плане инфраструктуры мы точно всех опережали, а методики... Эти методики развивались вместе со школой. Пришло много «голодных» тренеров, они общались друг с другом, брали лучшее друг от друга, росли. Тренеры были со всей России: Омск, Владикавказ, Ижевск, Самара, Липецк».

alt

Фонд «Национальная академия футбола» прекратил спонсировать центр Коноплева в 2013-м, после чего академия отошла на баланс Самарской области.

Сегодня главное (и единственное) место силы детско-юношеского футбола в России – академия «Краснодара» и 28 ее филиалов, раскиданных по Краснодарскому краю. Плоды работы этого проекта Сергея Галицкого нам еще предстоит оценить, а пока Российский футбольный союз с началом нового учебного года открывает программу «Поиск талантов». В сентябре во многих городах должны будут открыться более полусотни футбольных учебных заведений, работающих по одной методической базе и основывающихся на зарубежном опыте воспитания способных детей.

2. Этномикс как спасение от однородности идей

У них

С 1999 года в Германии действует упрощенная процедура получения гражданства, и, как мы уже успели заметить, эта страна действительно открыта для любых национальностей. Десятки систем по интеграции выходцев из других стран в немецкое общество направлены на то, чтобы люди, прибывающие в новую страну, не чувствовали себя здесь чужими. Система Talentforderung, пожалуй, самая эффективная из них, хотя изначально она создавалась совсем для других целей.

Сборная Германии как продолжение либеральной модели поведения общества – это особенная мультикультурная среда, где в одном коллективе мирно уживаются и дополняют друг друга дети немцев, тунисцев, ганцев, поляков, испанцев, боснийцев, нигерийцев и других. Каждый из них по-своему обогащает игру команды колоритом, делает ее более насыщенной, нетривиальной и разноплановой.

У нас

«Мне поступало предложение играть за национальную команду Азербайджана, но переговоров никаких я не веду. Сейчас все мои мысли связаны с Россией. Я уважаю сборную Азербайджана, это родина моего папы. Но я хочу играть за сборную России. Буду ждать вызова от Фабио Капелло столько, сколько нужно: год, два или три». 2014 год. Воспитанник «Зенита» Рамиль Шейдаев – главный форвард юниорской сборной России и чемпион Европы U-17 – просит родной клуб дать ему шанс проявить себя в играх за основную команду, но получает отказ. 2016 год. Рамиль Шейдаев принимает гражданство Азербайджана и уезжает в турецкий «Трабзонспор».

3. Спайка первой сборной страны и молодежных подразделений

У них

Отличный показатель эффективности программы поддержки талантливых детей – успешное выступление сборной Германии на международных молодежных турнирах. За последние 10 лет немцы добились максимального результата во всех трех основных группах – U-17, U-19, U-21. Йоахим Лев, разумеется, не мог проигнорировать столь буйно цветущую молодежь. Ниже в таблице перечислены фамилии всех победителей юношеских и молодежных Евро начиная с 2006 года, которых Лев активно приглашал и приглашает в национальную команду.

alt

Итого: 19 человек, 5 из которых два года назад вышли в стартовом составе на финал чемпионата мира против Аргентины, плюс еще один парень, который присоединился к игре чуть позже и забил решающий гол.

У нас

Российские юниоры побеждают скорее вопреки обстоятельствам, но от этого ценность трофеев становится только выше. Правда, пробиться после этого в стартовый состав клуба и – уж тем более – достучаться до главного тренера первой сборной выходит далеко не у всех.

alt

Итого: 2 человека, взятых в расширенный список сборной Слуцкого. По сравнению с тотально проигнорированным поколением 1989 года рождения – уже прогресс.

4. Лимит

У них

Система поощрения талантливых футболистов, внедренная Немецким футбольным союзом, вдохнула жизнь в не самые богатые клубы бундеслиги, которые с трудом выживали. Они с удовольствием включились в эту затею, так как расходы на игрока из своей школы несопоставимы с тратами на трансфер иностранца. А тут еще оказалось, что свой воспитанник при правильной подготовке даст фору многим сомнительным легионерам из дальнего зарубежья.

НФС упрекали в том, что он делает работу, которой, по идее, должны заниматься клубы – строить центры, нанимать квалифицированных тренеров, разрабатывать методики. Но в НФС решили так: «Если мы помогаем клубам, значит, мы помогаем и себе, потому что игроки наших национальных сборных приходят именно из клубов».

К 2007 году программа Talentforderung уже успела достаточно разогнаться, и немецкие чиновники решили отказаться от лимита на легионеров, чтобы усилить конкуренцию для своих воспитанников. 

У нас

Все плохо.

5. Модель взрослого футбола в юношеских командах

У них

alt

С детскими и юношескими командами работают порядка 70 специалистов, среди которых есть эксперты по самым разным вопросам: социальная педагогика, правильное питание, личностный рост. Есть здесь и люди, которые учат ребят общаться с прессой, рассказывают о том, что следует говорить, а от каких выражений лучше отказаться и никогда их не использовать, учат адекватному поведению в соцсетях: твиттер, фэйсбук, инстаграм. Регулярно проводятся лекции о вреде табака, алкоголя и наркотиков. Юным футболистам рассказывают даже о том, сколько и в какое время они должны спать. Задача – приучить подростков к образу жизни профессионального спортсмена.

Показательный момент – интервью. Уже в 16 лет любой уважающий себя немецкий талант готов к тому, что у него будут брать интервью. Быть стеснительным, неприветливым, отмалчиваться и сурово хмурить брови – просто недопустимо.

У нас

22-летний уроженец Таджикистана Наим Шарифи воспитывался в школе «Локомотива», но за игровой практикой вынужден был поехать в ФК «Капфенберг»: «Перед вылетом в Австрию меня провожали мать и младший брат, и я плакал в аэропорту. Было тяжело, я не знал, куда еду, чужие люди. Характер еще не сформировался, мне было 17 лет. Первый месяц в Австрии смотрел по сторонам. Идешь по улице – с тобой здороваются. А я постоянно угрюмый был, на тренировках серьезный. В России же не принято улыбаться. И тогда ко мне подошел тренер и сказал: «Наим, ты в Австрии, здесь так нельзя».

Русские футболисты в основной массе своей – унылые офисные клерки, которые хотят поскорее свалить с работы домой и уже в 16:55 создают давку возле лифта. Их работа закончилась вместе с финальным свистком, они не хотят проводить на стадионе ни одной лишней минуты, отвечая на опостылевшие вопросы журналистов. За это же не заплатят. Зачем?

У молодежи нет достойных примеров перед глазами, как нет и людей, которые объяснят, как следует себя вести в этой профессии, поэтому они начинают копировать то безобразие, которое видят у взрослых.

6. Образование важнее, чем футбол

У них

Футбольные клубы Германии несут моральную ответственность за будущее своих воспитанников, а конкретно за тех, кто не сможет пробиться в большой футбол. «Восемь лет назад я ездил в «Астон Виллу», – вспоминает тренер «Фрайбурга» Кристиан Штрайх. – Я тогда сказал им, что наши игроки в командах U-17, U-18 и U-19 посещают общеобразовательную школу 34 часа в неделю. Они подумали, что я лгу, что это невозможно. У них игроки учатся только 9 часов в неделю. Я спросил: что с ними потом будет? Мне ответили, что парням нужно решать, станут они профи или нет. Но мы в «Фрайбурге» не можем так делать, это неправильно. Многие игроки нашей академии не станут профессионалами, им придется искать работу. Школа важнее, чем футбол. Мы даем игрокам отличный шанс стать настоящими футболистами, но мы можем давать им сразу два образования. Если 80% не попадают в большой футбол, мы должны заботиться о них».

У нас

alt

В российских нетоповых футбольных академиях внимание общеобразовательным наукам практически не уделяется. Основная ставка делается в первую очередь на взращивание спортсмена. Ведь без подготовки сильных игроков тренер не сможет сформировать достойную команду, а если он не сможет сформировать достойную команду, то на ближайшем турнире его ждет провал – финиш за пределами призовой тройки. За этот провал он и еще несколько людей из руководства могут быть запросто уволены. До тех пор пока в России успех в спорте будет выражается исключительно звоном медалей, про всестороннее развитие ребят в спортакадемиях можно забыть.

Текст был впервые опубликован на Sports.ru в августе 2016 года.

Фото: Gettyimages.ru/Sascha Steinbach/Bongarts; afbk.ru; Gettyimages.ru/Vladimir Rys/Bongarts; РИА Новости/Артем Житенев