Отряд не заметит потерю бойца? Евгений Дзичковский об изменениях в «Спартаке»
Обозреватель «Советского спорта» - о смене спортивного директора в «Спартаке».
КЛЮЧЕВОЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
Мы не знаем, состоялось ли уже расставание «Спартака» с Дмитрием Поповым, своим спортивным директором. Простой вроде вопрос: предложено человеку продлить контракт или отношения теряют силу? Но все решается беззвучно и на флажке.
Бог с ней, с закорючкой на бумаге, важно ведь только, остается Попов или нет. Многие из нас теряли работу — какой смысл скрывать сам факт? Да и дату, в общем? Все равно ситуация качнется в какую-то сторону, что ж тут секретного, в шиле и мешке?
Если решение по Повову еще не принято, а его контракт уже завершен, тогда все хуже, конечно. Потому что планирование по ключевым фигурам не имеет право вестись в день увольнения или оставления. Тема-то стратегическая.
С другой стороны, дело вовсе не том, поменяет ли «Спартак» спортивного директора. Дело в том, придаст ли клуб новый смысл функциям спортивного директора. И поменяет ли политику, которую проводил спортивный директор.
Кстати, кто-нибудь знает, какую политику он проводил?
Поменять это можно было и при Попове, и без Попова. Даже нужно, пожалуй. Поскольку спортивный директор у «Спартака» был — спортивного директорства не прослеживалось. Либо оно тщательно маскировалось. Слова «ключевой» и «стратегический», сказанные выше, как-то не вязались с ролью Попова в клубе. И это куда более важный повод поговорить о данном направлении, чем вероятная замена Попова на другого менеджера.
СЕМЬ НЯНЕК
Само слово «директор» подразумевает выработку решений. В некоторых клубах спортивные директоры ищут даже главных тренеров. А «Динамо» в прошлом сезоне, например, обходилось вовсе без такого должностного лица. И это, пожалуй, честней, чем свадебный директор. Ибо не замыливается ответственность, не рассыпается селекционная вертикаль. Пусть даже «Динамо» - один из самых неудачных примеров цельной вертикали.
О роли Попова в последних приобретениях «Спартака» известно немногое. Покупка Ещенко, скажем, - он или не он? Игрок возрастной и значит — неликвидный, владелец клуба таких раньше не жаловал. Но не могла же покупка Ещенко состояться без согласия Леонида Федуна? Тогда при чем тут Попов?
Спортивное директорство — не совсем поиск новичков, это удел более мелких клерков. Спортивный директор обычно формирует весь футбольный сегмент в клубе. Был ли таким человеком Попов? Сомнительно.
Достаточно сказать, что он полтора года не общался с Валерием Карпиным в пору его тренерства, поскольку между ними был конфликт. За приглашение Дмитрия Аленичева ответственность на себя взял Сергей Родионов. В свежих покупках главенствующую роль играл второй человек в клубе - Александр Жирков. В несвежих играл некоторую роль бывший соруководитель Джеван Челоянц. Имел к ним отношение и Юхан Герсаскин — зять Леонида Федуна, который, говорят, может заменить Попова на временной или постоянной основе. Наконец, глупо упускать из виду самого Федуна. Вот он-то как раз самый большой директор в клубе, даром, что главный акционер.
ЧТО ОСТАНЕТСЯ?
Вам это ничего не напоминает? Правильно, «Динамо». Только демилитаризованное. Большой разброс сфер ответственности. Формально. Потому что реально, ясно, как-то это все-таки работало. Но как?
Возможно, функции дублировались, и в решениях принимали участие лишние звенья. Не исключено, сложность структуры облегчала подходы к клубу сразу нескольким агентским пластам. Но это, в конце концов, внутреннее дело «Спартака». А вдруг ему так удобней? Другой вопрос — правильней ли?
Спортивный директор, обязанности которого сведены к просмотру игроков и переводе при переговорах, должен называться как-то иначе, наверное. Он не собирает команду вместе с тренером по кирпичику, а служит всего лишь маркетинговым шурупом. Не потому ли большинство покупок карпинско-поповской поры вымыло из «Спартака» временем? Не оттого ли возникло в сети фото встречи сразу четырех представителей разных кланов, прикрывавших переход в «Спартак» Мельгарехо?
Не важно, останется ли Попов. Не имеет значения, как будет называться должность его преемника. Главное — централизация и персонификация усилий на самом ответственном для любого клуба направлении. Без нее и нынешние покупки повымоет временем. Вместе с деньгами акционера.
А что останется? Стадион, имя, список громких титулов. Но — бывших.