5 мин.

Самая необычная трансферная кампания «Барселоны»

Станислав Рынкевич – о каталонском наборе 22-летних.

alt

В 1993 году жизнерадостный бритпоп объявил войну самоедскому американскому гранджу, мир подпевал голосине Уитни Хьюстон в фильме «Телохранитель», а «Милан» Фабио Капелло разгонялся для того, чтобы досрочно завершить эпоху первой великой «Барселоны». Тогда же родились четыре парня, которые через 22 года друг за другом в «Барселону» перейдут.

Денис Суарес, Самюэль Умтити, Люка Динь, Андре Гомеш – главные герои самой нетипичной трансферной кампании «Барселоны» за последние годы. Каталонский клуб давно так качественно и количественно не вкладывался в глубину состава, при этом обставив все так тихо, что сливать новости в онлайн не успевали даже самые проворные из местных журналистов.

Хосеп Гвардиола предпочитал работать с небольшой обоймой футболистов, ему претила необходимость оставлять кого-то вне заявки. И из года в год трансферы «Барселоны» были точечными, звездными – Ибрагимович, Вилья, Фабрегас, Неймар, Суарес. В последние годы лишь перед сезоном 2014/15 «Барселона» закупилась основательно, приобретя семерых футболистов на сумму 142 миллиона евро. Но все это были ветераны, средний возраст ближе к 30.

А тут – натуральное омоложение. Ни один из приобретенных футболистов не покупается сразу в стартовый состав. Умтити предстоит отвоевывать игровое время у Пике с Маскерано, Диню – у Жорди Альбы, Денису и Гомешу – у Иньесты с Ракитичем, Рафиньей, Тураном и далее по списку. «Барселона» основательно вложилась в завтрашний день, снизив средний возраст команды с 28 до 26.4 лет.

alt

Можно говорить о новом подходе со стороны тренера Луиса Энрике и спортивного директора Роберта Фернандеса. Оба пытаются учиться на прежних ошибках. В прошлом году «Барселона» без ротационной диеты загнала себя под конец сезона и едва не упустила все трофеи, а наложенный год назад запрет на регистрацию новичков убедил руководство в том, что к будущему надо готовиться заранее, пока в нем еще есть просветы.

Есть и другая причина, по которой «Барселона» выбрала этим летом путь развития через молодежь. В мире не так уж много доступных футболистов экстра-класса, способных команду реально усилить. С этой же проблемой (если воспринимать это как проблему) столкнулся и мадридский «Реал».

Два лучших футболиста десятилетия как продолжали, так и продолжают играть за два испанских гранда. Переподписания их контрактов – вот главные трансферные новости «Барсы» и «Мадрида». Есть ли футболисты, периодами выглядевшие лучше, чем Месси и Роналду? Да, их фамилии: Суарес, Неймар, Бэйл. Были времена, когда «Мадрид» и «Барселона» могли забирать с рынка по главной мировой звезде ежегодно. Сейчас покупателей стало больше, а свои звезды все равно светят ярче.

Тишина, с которой были проведены трансферы – еще одна характерная деталь. Фабрегаса в свое время продавали в «Барселону» дольше, чем он потом за нее играл. Здесь же мы не то, что устать не успели от слухов, а даже правильное написание фамилий выучить. Возможно, после всех скандалов с президентом клуба, трансфером Неймара и переманиванием несовершеннолетних футболистов, функционеры «Барсы» стали говорить исключительно шепотом, а для обсуждения трансферных целей разучили язык глухонемых.

Единственная незакрытая позиция – это центральный нападающий, готовый подъедать игровое время за южноамериканским трехголовым драконом. «Барселона» предметно интересовалась Лусиано Вьетто (конечно, ему же 22 года) и Кевином Гамейро, но оба предпочли варианты, позволяющие им рассчитывать на частое появление в стартовом составе. Роберт Фернандес так расстроился, что даже придумал целую философскую теорию о том, что так поступать грешно для футболиста, заинтересованного в собственном развитии.

Учитывая, что позиций в нападении три, а надежный игрок подмены ищется один, это вряд ли будет одноплановый игрок штрафной площади. Луису Энрику нужен заточенный на ворота футболист, готовый отрабатывать на обоих флангах и не чурающийся игры в обороне (чем больше не чурается, тем больше шансов появляться во вторых таймах). Задачка непростая, но по сведениям того же Sport.es, в лонг-лист клуба входили аж 36 персон.

Два состава «Барселоны»

alt

В остальном же каталонцы имеют по два человека на одну позицию, а кое-где и того больше. Что наводит на размышления о том, что до закрытия трансферного окна состав немножко «похудеет». Агенты Ивана Ракитича заволновались за место своего клиента в основе, но больше всего беспокоиться надо Арде Турану, который за полгода к игре «Барсы» адаптироваться не смог. В этом нет ничего страшного – иные большие игроки адаптировались и дольше, но теперь у турка еще больше конкурентов. Гомеш-то в схему Энрике ложится как влитой, получше родных, воспитанных.

Дуглас, Вермален, Тельо – по потере этих игроков будут горевать столько же, сколько и по уходу Александра Сонга. Зато почистится зарплатная ведомость, о которой ходят разные слухи. Вообще, все, что рассказывается о финансовом состоянии «Барселоны» можно публиковать под грифом «фэнтези». Свежий пример – казначей клуба Сусана Монхе объявила, что трансфер Неймара формально обошелся им менее, чем в 20 миллионов евро. А остальное нападало по разным другим поводам. Вот честно, я несколько лет пытался во всем этом разбираться, но сейчас окончательно убедился – лучше просто принимать финансовое состояние каталонского клуба за некую постоянно неизвестную величину.

«Барселона» в прошлом году не смогла завоевать второй требл подряд, ограничившись домашним дублем. Убедившись в надежности первой линии воинов, клуб укрепил вторую линию. Дальше все будет зависеть от умения Луиса Энрике распорядиться полученным богатством. На недокомплект ему жаловаться не придется.

alt

«Когда проиграли «Барсе» 0:7, он настоял на дополнительной тренировке». Чемпион Европы переезжает на «Камп Ноу»

Фото: REUTERS/Albert Gea