12 мин.

Марсело Оркис: «Спортивная карта мира стремительно меняется»

За десять лет выпускниками программы FIFA Master по маркетингу и PR стали 260 студентов из 80 стран. Среди поступающих – специалисты в области бизнеса, юристы, инженеры и журналисты. Марсело Оркис – недавний выпускник программы, директор FIFA Master по маркетингу и PR, рассказал редактору НФПМ.ру Александру Андрееву о том, как становятся спортивными магистрами, из каких частей состоит учебный план, и как складывается дальнейшая судьба бывших студентов.

– Как давно существует программа FIFA Master?

– Для программы магистратуры ФИФА этот год особенный: свое пятнадцатилетие отмечает Международный центр по изучению спортивных дисциплин, а самой программе исполняется десять лет. Международный центр по изучению спортивных дисциплин (CIES) был основан в 1995 году по инициативе ФИФА, Университета Невшателя, а также правительств города и кантона Невшатель. На всякий случай, Невшатель – это город в Швейцарии, недалеко от Лозанны и Берна. Дело в том, что 15 лет назад в ФИФА осознали необходимость создания полноценной академической структуры, которая бы занималась не только образованием, но и научными исследованиями в области спорта. В течение первых пяти лет работы Центра созрело решение организовать также постдипломный или магистерский курс. Программу назвали FIFA Master, поскольку ФИФА – ее главный спонсор. Потом выбрали партнеров для развития проекта — это три университета, с которыми мы работаем до сих пор. Один из них – университет Де Монтфорт в Лестере, в Великобритании. Это крупный центр исторической науки, в котором есть достаточное количество специалистов, способных читать лекции в рамках той части нашей учебной программы, которую мы называем гуманитарным модулем.

– Обучение менеджеров начинается с истории?

– Для того, чтобы понимать, что из себя представляет спорт сегодня, нужно иметь представление о прошлом, например, о том, как строились отношения между спортивными организациями или как развивался спорт в разных обществах. Гуманитарный блок должен заложить базовые знания, помочь понять прошлое для того, чтобы строить будущее, как бы громко это ни звучало. Приведу вам пример одного из вопросов, которые в рамках этого курса изучают. Почему Англия стремилась развивать футбол в странах, бывших ее коммерческими партнерами – например, Бразилии и Аргентине, а регби и крикет – в колониях: Индии, Южной Африке, Австралии? Почему в Британской империи происходило именно так? Мы изучаем развитие спорта, например, что повлияло на развитие футбола в разное время, изучаем влияние средств массовой информации: как и когда организовывались первые массовые спортивные события, первые трансляции. Отдельно уделяем внимание Олимпийским играм. Спортивный менеджер должен знать, когда впервые спортивное событие показали по телевизору, или почему Тур де Франс приобрела такое значение для мирового велоспорта. Определенная часть времени в рамках гуманитарного модуля отводится и на изучение прошлого опыта в сферах маркетинга и спортивного права.

– Но все-таки FIFA Mater прикладной курс?

– История – это, конечно, очень полезно. Но в первую очередь, мы говорим о будущих менеджерах, поэтому было очень важно найти правильного партнера в сфере бизнес-образования. Мы выбрали миланский университет Боккони, известную в Европе, да и во всем мире, школу бизнеса. Идея этого миланского модуля – дать студентом всю необходимую информацию по вопросам управления и бизнеса, работе с кадрами, маркетингу, финансам и бизнес-планированю. В Милане стараются подобрать соответствующие примеры из области спорта, но поскольку спортивная индустрия – область сравнительно новая, используются примеры и из других сфер бизнеса. Впрочем, это тоже неплохо – взглянуть на опыт управленцев широкого профиля и постараться применить их наработки к управлению спортивной организацией.

– Изучают ли студенты спортивное право?

– Это еще одна область, которой в рамках курса уделяется особое внимание. Университет Невшателя имеет очень хорошую репутацию в Швейцарии как центр изучения права вообще и спортивного права в частности. Здесь студенты изучают различные юридические аспекты, связанные со спонсорскими контрактами, телевизионными правами, антидопинговым законодательством, медициной, статусом спортсмена, контрактами игроков, налогообложением. Например, почему так много спортсменов предпочитает жить в Швейцарии, а не в своих родных странах. Это третий модуль. Из этих трех модулей и состоит программа.

– Существует ли выпускной экзамен?

– Последний месяц в Невшателе полностью посвящен подготовке дипломного проекта. Работа над ним начинается еще в Лестере, когда начинаются первые занятия — студенты уже думают над темой, проводят мозговые штурмы. Но последний месяц позволяет полностью сконцентрироваться на этой работе, поскольку лекций уже нет. Работают над проектом в группах, вообще групповых заданий во время обучения очень много. Индивидуальные в общем-то только тесты. Студенты сами выбирают темы, связанные, например, с Олимпийскими играми, футболом или другим видом спорта. Главное, чтобы в проекте нашли отражение все три модуля, из которых состоит программа FIFA Master: гуманитарный, бизнес и правовой.

– Какие именно темы выбирают студенты?

– Приведу пример. На прошлой неделе выпуск этого года как раз представлял свои проекты. Вот одна из тем – «Наследие Олимпиады». Сейчас у России есть Сочи: это новые рабочие места и дополнительные доходы. Что будет после Олимпийских игр? Не только с объектами инфраструктуры, но и вообще, какова будет ситуация в регионе. Известно, что у Китая после Олимпиады возникло множество проблем. Наверняка, они возникнут и у Южной Африки сейчас после чемпионата мира. Как избежать этих сложностей?

Другой пример – «Лучшие практики в женском футболе на примере чемпионата Европы». Это была работа очень интересной группы, они, кстати, выиграли приз за лучшее представление проекта. Студенты предложили позиционировать женский футбол как продукт абсолютно отдельный от футбола мужского. Как спорт более семейный, в большей степени рассчитанный на детей. Идею такого продукта необходимо было развить – они предложили создание Ассоциации европейских профессиональных женских футбольных лиг.

Еще один пример – «Международные трансферы юных спортсменов». Вы знаете, что это серьезная проблема – переходы игроков младше 16 лет в иностранные клубы. Группа выработала рекомендации по более качественному обеспечению безопасности юных футболистов в рамках существующей трансферной системы.

– Проекты оценивает специальная комиссия?

– Мы специально приглашаем на нашу заключительную конференцию представителей спортивной индустрии. Конечно, студенты представляют проекты своим профессорам – ведь им выставляют оценки, но любой из присутствующих в зале может задать выпускникам свой вопрос. В этом году к нам приезжали, например, представители ФИФА, УЕФА, клуба «Вердер Бремен» и т.д. Так что наши выпускники имеют возможность проявить себя перед потенциальными работодателями.

– Посещают ли студенты спортивные события и организации во время обучения?

– Весь курс представляет собой комбинацию лекций, встреч с гостями и полевых визитов. Когда мы были в Лестере – я говорю «мы», потому что сам был выпускником девятого потока – мы побывали на турнире Уимблдон, слушали там лекции, потом писали работу, связанную с этими соревнованиями. В Швейцарии мы посещали международные спортивные федерации, причем не только ФИФА и УЕФА. В Италии мы ездили в Болонью – в офис и на завод компании «Дукатти», производителя знаменитых мотоциклов, а также в Коверчано, где тренируется и играет итальянская футбольная сборная. Кстати, мы довольно подробно разбирали историю итальянского футбола, который в 80-е был чем-то наподобие нынешней английской премьер-лиги или Примеры в Испании. Что же произошло потом? Это было связано зависимостью клубов от продаж телевизионных прав: мы подробно разбирали, как проходили переговоры с телекомпаниями, а также какие другие источники дохода следовало развивать итальянским клубам. Вообще много времени посвящается сравнению пяти больших лиг – верю, что Россия скоро войдет в их число, пока же это Италия, Испания, Германия, Франция и Англия. Выпускники должны понимать, как организована ежедневная работа в клубах. В Англии мы также побывали в регбийном клубе «Темпл» , в «Манчестер Юнайтед», на крикете. Как видите, FIFA Master не ограничивается изучением только футбола.

– Какие специфические навыки приобретают выпускники? Применимы ли они в условиях тех стран, в которые им предстоит вернуться?

– Если, к примеру, кто-то из выпускников планирует заниматься спортивным правом, возможно, программа для него носит слишком общий характер. Здесь понадобится серьезная база – первое юридическое образование. Юридическая часть обучения в основном посвящена швейцарскому законодательству, но это не случайно. Дело в том, что международное спортивное право возникло под очень сильным влиянием швейцарской юридической системы. Не случайно и то, что около 70% всех международных спортивных федераций базируются в Швейцарии: Лозанне, Женеве и Цюрихе. Структура международных федераций пирамидальная. Например, существует ФИФА, международные конфедерации, а внутри них работают национальные ассоциации, которые имеют право голоса при принятии решений, например, во время выборов президента. Эта система основана на швейцарском законодательстве. Российский футбольный союз имеет надо собой ФИФА и УЕФА. Хотя, конечно, существуют еще и правительственные организации, которые частично контролируют спорт, и законы государства. Но, как было, например, в случае с Нигерией, где президент решил закрыть местную федерацию футбола: ФИФА заявила, что в этом случае Нигерия не будет допущена к соревнованиям. То есть, при возникновении противоречий, ФИФА старается защитить своих членов перед лицом правительства.

Есть и отдельные лекции, посвященные американской правовой системе, но все-таки основное внимание уделяется именно Швейцарии.

– К опыту каких стран FIFA Master обращается в сфере бизнеса?

– В отношении маркетинга, конечно, большинство наиболее впечатляющих примеров относятся к США. Есть пример НБА, который мы подробно разбирали, когда я учился. Но все-таки в национальных федерациях баскетбола, американского и европейского футбола в США сама клубная система отличается от европейской. В четырех дивизионах НБА клубы, выступающие под одним и тем же названиям, делают это на правах франчайзинга. Это совсем не похоже на принятое в Европе делегирование команд в разные дивизионы одним клубом. Понимать эти различия тоже необходимо.

– Из каких стран в основном приезжают студенты?

– На протяжении этих десяти лет мы выпустили порядка 260 магистров из 80 разных стран. Программа рассчитана на интернациональную аудиторию, поэтому мы и приглашаем спикеров из Азии, Африки и Латинской Америки – регионов, где спорт развивается особенно быстро. Лично я думаю, что сама спортивная карта мира стремительно меняется. Еще недавно весь мировой спорт был сконцентрирован в Северной Америке, Европе, Японии и Австралии. Но сейчас уже невозможно игнорировать примеры Южной Африки и Бразилии. Так что, полагаю, нам понадобится еще больше лекторов из этих стран.

– Отслеживаете ли вы своих выпускников после окончания?

– Помимо собственно образования, очень важным преимуществом, которое получают студенты FIFA Master, является доступ к сети выпускников. Как я уже говорил, мы уже выпустили около 260 магистров, 80% которых работают в области спорта – это очень высокий показатель. Они занимаются организацией крупных спортивных мероприятий, работают в международных и национальных спортивных федерациях, футбольных клубах. Некоторые открывают собственные компании: маркетинговые агентства и юридические фирмы, здесь все зависит от интересов самого выпускника и его базовой специальности. Когда я думал, не подать ли мне заявку на поступление, ключевым моментом стал как раз разговор с бывшими студентами FIFA Master из Бразилии. Мне было нужно узнать, где они теперь работают. Конечно, связи важны в любой области бизнеса, но спортивная индустрия – мир достаточно тесный, здесь это чувствуется особенно остро.

В 2003 году – после третьего выпуска был основан комитет выпускников программы. Такие организации существуют при многих американских университетах. Он состоит из 6 человек, каждые два года проходят выборы двоих из членов комитета – срок полномочий 3 года. Комитет отвечает за то, чтобы упомянутая сеть была активна. У нас также есть свой интернет-ресурс, логин и пароль для доступа к которому вручаются каждому поступившему студенту. Там публикуются новости и вакансии. Этот сайт поддерживают сами выпускники, ну, у нас, конечно, есть фирма, которая решает чисто технические задачи, всем остальным занимаются наши бывшие студенты. И вы можете видеть, что свежие вакансии появляются на сайте каждую неделю. Кстати, одна из выпускниц FIFA Master работает в Лондоне в компании, организаторе Soccerex – главной футбольной конференции. Она помогает тем, кто хочет принять участие в этом событии, получить серьезные скидки. Вот вам еще один бонус. 15 человек работают в ФИФА, есть наши выпускники в федерациях бокса, легкой атлетики, конного спорта, в компании Team Marketing, которая занимается Лигой чемпионов, «Фиорентине», «Баерне»… Это только несколько примеров, и, как видите, выпускники программы ФИФА работают не только в области футбола.

– Какие позиции они занимают в этих организациях?

– Все зависит от того, по какой специальности они получали степень бакалавра. Моя специальность – бизнес, и то, что я получил степень магистра по программе ФИФА, конечно, не означает, что я могу работать спортивным юристом. Вообще большинство тех, кто к нам поступает, имеют образование в сфере бизнеса и права, хотя есть среди них и журналисты, и инженеры, и продюсеры, и маркетологи.

– Стараются ли выпускники найти работу в Европе?

– Здесь все зависит от многих факторов, в том числе и от личных предпочтений выпускника. Некоторые стремятся вернуться домой с целью развивать спорт именно в своей стране, некоторые предпочитают приобрести международный опыт. Сточки зрения бюрократии, тем, кто хотел бы остаться, конечно, лучше иметь европейский паспорт. У меня он есть, поскольку я наполовину бразилец, а наполовину итальянец, но у нас в ФИФА работают бывшие студенты программы: один с Кубы, а другой из Бразилии, у которых европейского гражданства нет. Хотя с паспортом Евросоюза в любой сфере устроиться, конечно, легче. Некоторые национальные федерации ждут наших выпускников с распростертыми объятиями, но здесь многое зависит и от экономической ситуации в самом государстве.

– Как происходит прием на обучение?

– На нашем сайте есть форма, которую нужно заполнить. Для тех, кто не является носителем английского, нужно также представить сертификат, подтверждающий знание языка. Сейчас прием закрыт, двенадцатый набор начнется в сентябре и продлится до января – за четыре месяца кандидатам предстоит написать шесть эссе. Также необходимы документ о школьном образовании и диплом бакалавра, к которым нужно приложить краткую историю среднего и высшего учебного заведения, которые окончил кандидат. Кроме того, понадобятся два рекомендательных письма: желательно одно с места работы и одно из учебного заведения, хотя главное, чтобы их было два.

– Необходим ли профессиональный опыт в спортивной индустрии?

– Нет, профессиональный опыт может быть в любой сфере, хотя, конечно, опыт работы в спорте, может быть преимуществом.

– Чем вы сами занимались до того, как стали участником программы?

– У меня степень бакалавра в области бизнеса, я семь лет проработал в химической компании Dupont в США. Но потом я решил поменять карьеру, и три года проработал в Олимпийском комитете Бразилии, так что как раз у меня спортивный опыт был.

– Сколько стоит обучение?

– Обучение стоит 25 тысяч швейцарских франков, еще около 20 понадобится на проживание. ФИФА ежегодно предоставляет стипендии, на которые может претендовать любой из кандидатов. За кого-то платят работодатели, за кого-то родители. Лично я стипендию не получил – пришлось просто продать машину. Нужно понимать, что эти деньги в первую очередь инвестиция, ведь ты получаешь и научные знания, и жизненный опыт, и полезные связи.

– Как вы относитесь к появлению специальности спортивный менеджмент в программах многих университетов? Есть ли у программы FIFA Master конкуренты?

– С развитием спорта клубы, маркетинговые компании, федерации, все, кто в этой сфере работает, пытаются брать на работу профессионалов. В большинстве стран их катастрофически не хватает. Поэтому во многих университетах открываются отделения спортивного управления. Эти тенденции связаны и с конкретными спортивными событиями – уверен, в России и Бразилии такие направления появятся во многих местных ВУЗах. Главное, чтобы это не использовалось исключительно как вывеска для привлечения новых абитуриентов. Все-таки каждый курс должны готовить профессионалы. FIFA Master существует уже десять лет, а не год и не два. Это международная программа, которая обеспечивает выпускникам широкий кругозор, дает возможность пожить какое-то время в трех странах с разными культурами, сочетает в себе лекции, встречи с известными гостями и полевые визиты. У программы есть серьезная научная основа. В то же время нужно понимать, что далеко не все могут оплатить обучение и проживание за границей, не все могут уехать от своей семьи и, возможно, детей на целых десять месяцев. Поэтому развитие специального образования в местных университетах пойдет всем только на пользу. Главное, чтобы организаторы думали о его качестве.