На что живут американские олимпийцы, или страшный сон российских спортсменов
Мы все не раз слышали, что в последние годы условия подготовки российских спортсменов олимпийских видов значительно улучшились. Действительно, государство сейчас тратит довольно большие деньги на стипендии, зарплаты самим спортсменам и их тренерам, спортивную инфраструктуру и льготный доступ к ней для талантливых ребят. Вполне логичный, пусть и немного неожиданный, итог этой работы – первое место в общекомандном зачёте на Играх в Сочи.
Не меньше мы слышали и о том, как тяжело спортсменам нерейтинговых видов на Западе, как они за собственные деньги готовятся к соревнованиям, с миру по нитке собирают на экипировку и тому подобные страшилки. Даже Мартену Фуркаду с его 4 глобусами вроде как не хватает внимания со стороны местных спортивных властей.
Пару недель назад я наткнулся на сообщение о рядовом, казалось бы, контракте, который Олимпийский Комитет США подписал с сетью спортивных магазинов DICK'S. Компания управляет 600 магазинами на всей территории США, на рынке с 1948 года. Для простоты понимания – это что-то вроде нашего «Спортмастера».
Согласно условиям контракта, в магазинах DICK'S появятся специальные секции с продукцией Олимпийских сборных США, компания будет осуществлять централизованные поставки экипировки и спортивного инвентаря для нужд ОК США, а также предоставит рабочие места с гибким графиком для спортсменов-олимпийцев и поможет талантливым ребятам с бесплатной экипировкой. Меня это немного удивило, и я обратился за официальными комментариеями в Олимпийский Комитет США. Там мне рассказали, что в Штатах довольно серьёзной проблемой является то, что молодые спортсмены не могут совмещать работу с тренировками, и спортивные чиновники всячески стараются им в этом помочь. Вот как это происходит.
С 1992 по 2008 год между Олимпийским комитетом США и сетью магазинов Home Depot (крупнейшая в мире сеть магазинов инструментов и стройматериалов, аналог «Оби» и «Касторамы») действовало спонсорское соглашение. По его условиям у атлетов была возможность подрабатывать в магазинах сети на гибком графике, получая при этом стандартную зарплату и доступ к медицинской страховке, что для США, где нет бесплатной медицины, является очень важным моментом. Под подработкой я подразумеваю вполне рядовые позиции вроде кассиров, сотрудников торгового зала и т.д. В 2010 году бобслеистка Бри Шааф говорила в интервью одному из американских СМИ: «Работа в Home Depot позволяла мне не переживать из-за необходимости дробить тренировки, чтобы отработать стандартную смену с 9 до 5. Самое главное, я не волновалась из-за того, что у меня растёт долг по кредитной карте, я могу нормально оплачивать тренировки, экипировку, да и вообще на жизнь хватало». Думаю, на этих словах Евгений Плющенко сделал бы вот так:
В связи с финансовым кризисом контракт с Home Depot продлён не был, и некоторое время партнёр Олимпийского комитета США, рекрутинговое агентство Adecco, занималось поиском временной работы для спортсменов. Также рабочие места предоставляли и другие спонсоры, например, сеть отелей «Хилтон». Кока-Кола и General Electric также предоставляли возможность подработать. Аделина Сотникова улыбается, когда понимает, что ей не нужно будет протирать пыль в сочинских отелях, чтобы заточить лезвия:
Глобального решения проблемы, однако, не было. Проблему усугублял тот факт, что в США Олимпийский комитет не получает ни копейки государственных средств. На этом фоне партнёрство с DICK'S выглядит настоящим спасательным кругом для американского Олимпийского движения. Сообщается, что в первую очередь спортсмены начнут подрабатывать в магазинах, расположенных недалеко от основной тренировочной базы страны в Колорадо, а также в Калифорнии и Лейк-Плейсиде, где готовятся к зимним Играм.
В общем, это тот редкий случай, когда выражение «нам бы их проблемы» приобретает немного другой оттенок. Как бы не критиковали Виталия Леонтьевича, выстроенная им в последние годы система подготовки спортсменов не может не вызывать уважения. Ещё бы допинг побороть.
Если честно, то в России фигурное катание не так, чтобы очень популярно. Популярно типа "шоу" на льду, где типа "звезды" показывают сценки на уровне школьной самодеятельности, а картавая жаба ставит им оценки. А популярно оно потому что его по Первому каналу показывают, а там, что не покажи все популярно становится. Начни там порно показывать, нас завтра больше, чем китайцев станет.
А вообще-то халявные деньги развращают и результат отнюдь не гарантируют.
___________________
Если бы не кореец и американец, то общий результат был бы скромнее.