Суд над судьями. В пяти эпизодах
Фигурное катание – великий диагностик и психотерапевт. Зрелище скользящих на льду людей будит в человеке спящие хвори. Переживая их, он если не излечивается, то во всяком случае позволяет обнаружить окружающим метод его лечения. Так, например, фигурное катание до предела возбуждает в своих зрителях чувство справедливости. В сущности, этот спорт моделирует ситуацию мира до создания конституций и кодексов, когда им правила воля сатрапов и старейшин. Зритель впадает в состояние мятежного вассала, бунтующего против указов короля (в нашем случае – судейского жюри) и снисходительно принимающими их лишь в том случае, если они совпадают с его представлениями о справедливости.
Я выделил пять эпизодов, в которых судьи на ванкуверской Олимпиаде наиболее вероломно унизили справедливость. В моем, разумеется, представлении о ней. Сразу же оговорюсь, почему в этом реестре нет спора о том, кому должно было достаться золото в мужском одиночном катании – понятно, самого оглушительного на Олимпиаде. Я считаю, что если справедливость и была попрана в этом случае, то не больше чем на 2 балла. То ли Плющенко их недобрал, то ли Лайсачеку дали лишнего, то ли все рассудили правильно. Есть о чем спорить. И поскольку речь идет о золотой медали, спорят очень громко.
Точно также мне кажутся слишким громкими крики о том, что Ю-На Ким оценки за короткую программу выставляли не судьи, а менеджеры по маркетингу Samsung, Huinday и что там у нас есть еще в Корее колоссального – лучших друзей корейской девушки. Я, хоть убейте, не вижу брака в каскаде кореянки. Да, пять баллов разрыва – это неправда. Но при почти абсолютном равенстве этих двух выдающихся девушек в короткой программе Ю-На Ким должна была все-таки получить пару бонусных баллов – за красоту, за длину рук, за чуть более породистое скольжение. Фигурное катание всегда был немножко фашистским видом спорта. Здесь всегда так или иначе оценивается данное, а не только приобретенное. Здесь всегда перепадает немного лишних баллов милашкам (Корпи, Мейер). А Ю-На Ким все-таки не просто милашка – принцесса.
В общем, давайте спорить о судьях и давайте благодарить их за то, что они делают нашу жизнь такой азартной.
1. Патрик Чан (Канада). Мужчины. Произвольная программа. Прибавка – 10-11 баллов. 5-е итоговое место, которое в итоге получил Чан, и 9-е, которое должен был занять по совести, – все одно с точки зрения вечности и даже просто истории Олимпийских игр. Совершенно непонятно, зачем нужно было так ободрять этого, безусловно, очень одаренного молодого человека. Подачки развращают и в конечном счете могут помешать Чану стать выдающимся фигуристом. За короткую программу он получил еще 3-4 лишних балла.
2. Оксана Домнина – Максим Шабалин (Россия). Танцы. Произвольная программа. Прибавка – 8-9 баллов. По окончании соревнований тренер пары Наталья Линичук рассказала журналистам о том, что в худшем в истории результате русской пары на Олимпиаде в танцах на льду виновато колено Максима. Ну да, это Колено было постановщиком этой нелепой, невыносимо скучной программы. Это Колено выбирало Домниной и Шабалину музыку. Это Колено шило эти безобразные костюмы. Бронза ДШ – наглядное опровержение популярного в эти дни тезиса, что русские чиновники «не защищают наших спортсменов». Еще как защищают – эта медаль выдана исключительно за паспорт.
3. Яна Хохлова – Сергей Новицкий (Россия). Танцы. Произвольная программа. Недостача – 5-6 баллов. По закону сообщающихся сосудов и танцев – кому-то добавляют, у кого-то убывает. Поклонникам этой пары не стоит беспокоиться. Уже в следующем сезоне всех нас ждет судейское прозрение в отношении ХН. Как это было, скажем, и с Домниной и Шабалиным. На Олимпиаде в Турине они выглядели не хуже Навки и Костомарова, но получили тоже 9-е место.
4. Изабель Делобель – Оливье Шонфельдер (Франция). Танцы. Произвольная программа. Недостача – 4-5 баллов. По первым двум видам состязаний казалось, что возвращение в спорт этой замечательной пары – всего лишь причуда молодой мамаши. Но произвольный танец у французов получился совершенно прелестным. Он придуман так изобретательно, так хитро, что Изабель не смотрится в нем тяжелой. Этот танец – одно из самых сентиментальных впечатлений Олимпиады, живо напомнившее о том, как бессовестно французов засудили в Турине.
5. Федерика Файелла – Массимо Скали (Италия). Танцы. Оригинальный танец. Недостача – 3-4 балла. По сумме трех видов итальянцы, пожалуй, более других заслуживали бронзовой медали. Наиболее неадекватно была оценена их неаполетанская тарантелла. Судя по всему, на чемпионате мира в Турине ФС ждет триумфальная компенсация за обиды Таллинна и Ванкувера. Все как обычно в танцах.
Это безусловно. Но в стиле Таля мог играть только Таль, как пример. На то он и гений.
Как и сейчас партии Широва или, скажем, Иванчука легко узнаваемы по тексту. При этом они объективно не входят в тройку сильнейших в мире гроссов за последние 10 лет, в силу ряда причин. Ананд - более успешный гений. Школы как таковой у него не было, но уже по юниорам было заметно, что человек буквально на генном уровне чувствует игру, плюс обладает уникальными счетными способностями. Такому не научишься, с кем и как не занимайся и какие учебники не штудируй.
ФК хоть и близкий к искусству, но все же спорт. Где тоже бывает так, что чемпиона оценивают по достоинству уже после завершения им карьеры. Но это частные случаи.
Совокупность же заслуг бывает обманчивой. Вон Лайсачек уже и олимпийский чемпион, и чемпион мира. Выступает довольно стабильно, может и еще много чего выиграть, причем по делу. Но кто назовет его гением и сравнит в этом отношении с Ламбиелем или тем же Плющенко?
Нет, ребята, я не расист, я просто против того, чтобы маленькая кривоногая девочка - воспитанница Тарасовой махала веером (бяк-бяк-бяк-бяк) под европейскую классическую музыку, ни черта в ней не понимая. Пародия на артистизм, стыдоба. Неужели нельзя подобрать программу, соответствующую внешности, национальной культуре исполнительницы?
Кстати, передайте, пожалуйста, если будет возможность, уважаемому тренеру Тарасовой, что энергетика - это отрасль промышленности и ее нельзя «передать залу».