11 мин.

Плющенко вместо Ковтуна. Почему фигурное катание находится в такой заднице

Не говори герою «нет»

С олимпийской командой России по фигурному катанию все понятно. За вычетом одного места. В мужском разряде – по традиции, самом престижном виде олимпийской программы – Россию будет представлять единственный. Чемпионат России в декабре за явным преимуществом выиграл Максим Ковтун. На недавнем чемпионате Европы выше всех из наших оказался Сергей Воронов – он занял второе место. Но на Олимпиаду очень хочет поехать Евгений Плющенко (второе место на чемпионате России и пропуск чемпионата Европы). Он считает себя этим Единственным и по-прежнему самым сильным. Если уж теперь не в мире, то в России – без вопросов.

Все то, что люди называют сложными жизненными ситуациями, на самом деле слишком просто – это всегда вопрос ясного выбора. Сложность в предельной простоте положения. Членам исполкома так трудно сегодня не потому, что они выбирают одного из многих. Они поставлены перед необходимостью что-то сказать Плющенко в ответ на его страстное стремление во чтобы то ни стало принять участие в личном турнире в Сочи. Члены исполкома отчетливо понимают, что будет, если они скажут ему «нет».

Члены исполкома большей частью люди скромные, безвестные, очень зависимые. Плющенко – самый влиятельный человек в российском фигурном катании, один из самых знаменитых спортсменов России. Для тех, кто смотрит фигурное катание раз в четыре года, а это 95 процентов аудитории этого спорта во время Олимпиады, фигурное катание – это и есть Плющенко. В единственном числе. Еще есть №2 – Татьяна Тарасова. Но о ней чуть позже. Учитывая то, что за все время существования российской федерации фигурного катания в спорных вопросах этим органом не было принято ни одного решения, в котором бы не победила политическая коньюнктура, итог сегодняшнего заседания предсказуем. Совет пошлет на Олимпиаду Плющенко. И это решение будет худшим из всех возможных.

«Кричу все громче голосом печальным. Да, говорю о времени себе, но время мне ответствует молчаньем»

Это решение будет худшим вовсе не потому, что Евгений Плющенко не выиграет Игры в мужском разряде. И не потому, что его можно представить стоящим на пьедестале только ввиду каких-то поистине страшных, роковых событий, случившихся со всеми претендентами на медали. Я предлагаю вашему вниманию два видео. Выступление Плющенко на чемпионате России в Сочи.

ВИДЕО

Ниже произвольная программа лидера современного мужского катания, трехкратного чемпиона мира, канадца Патрика Чана.

ВИДЕО

Я намеренно выбрал едва ли не самый неудачный прокат Чана за последние три года, чтобы, насколько это возможно, в одном примере сузить пропасть, отделяющую сегодня этих двух фигуристов. Буду крайне признателен, если разумные и внимательные зрители фигурного катания в своих комментариях сжато и толково обьяснят всем тем, кто готов пасть порвать за Плющенко, почему один спортсмен представляет настоящее и во многом до сих будущее время этого спорта, а другой – прошедшее. Я не хочу терять темпа. Эти заметки вовсе не о том, что Чан необратимо сильнее Плющенко.

Грустно. Порыв Плющенко вызывал живое сочувствие. Он много пережил в этом году. Но в отношении Плющенко теперь выяснилось то, что более или менее знают все семь миллиардов жителей планеты Земля. Время сильнее камней, тем более, оно сильнее чемпионов. Оно разрушило все самые сильные цивилизации, цивилизации чемпионов. На очереди новые.

Убывание силы – физической, интеллектуальной, духовной – самое трагическое событие в жизни человека. Ибо собственную смерть мы не можем пережить, как трагедию. Время как трагическая категория Жизни, – об этом поэтами разных времен написано много тысяч великих строк. Я вынес в эпиграф этой главы то, что вспомнил из Бродского. Это про Плющенко. Он не хочет признавать победу Времени, пока в Сочи не стихнет последний такт музыки к его произвольной программе. От этого пронзительного крика сейчас никуда не деться. Хочется заткнуть уши. Хотя бы потому что на дне этого отчаяния есть своя правота.

Рыльце в пуху

Плющенко требует от присяжных беззакония. Потому что в условиях беззакония русское фигурное катание жило всегда. С чего это вдруг именно сейчас должен свершиться праведный суд в отношении Ковтуна, если этот сопляк, ничего еще не выигравший, год назад незаконно поехал на чемпионат мира от России? – вопрошает Плющенко. И на это совершенно нечего возразить.

Максим Ковтун – возможно, самый одаренный фигурист, появившийся в России после развязки противостояния Плющенко и Ягудина конца 90-х-начала 2000-х. Тренер Ягудина, Татьяна Тарасова, быстро это поняла и взяла мальчика под свое крыло. Несколько лет назад Тарасова отказалась от каждодневной тренерской практики. Она теперь проводит больше времени в жюри праймтаймовых телевизионных шоу. Высказывается по вопросам нравственности и политики. Помогает Владимиру Путину на президентских выборах, наконец. Именно поэтому ее позиции в нашем фигурном катании сильны, как и прежде. Или даже – как никогда. Можно было бы сказать, что она правит русским катанием, если бы не одно обстоятельство – Плющенко находится вне ее юрисдикции.

Рвануть в Сочи Ковтун, по расчету Тарасовой, должен был в прошлом сезоне. Но Максим все-таки не из того теста сделан, что Плющенко. Максим вообще не из теста или кремня сделан. У него живые, трепетные нервы. Видя, что перед ним Татьяна Анатольевна включила зеленый свет, Ковтун провалился на чемпионате России год назад, заняв пятое место. По закону он не должен был ехать на чемпионат Европы, но поехал и оказался там выше всех соотечественников, включая Плющенко, снявшегося из-за травмы. А затем его, 17-летнего парня, благодаря Тарасовой, назначили добытчиком российской квоты на мужской турнир, и он получил там место с тем числом, сколько ему было лет. Вот почему у нас только одна вакансия на Олимпиаде.

На самом деле, почти все предположения Тарасовой в отношении Ковтуна быстро подтвердились. Выбравшись из-под адского пресса ответственности, он первым в истории стал делать два четверных прыжка в короткой программе. И пусть его сегодняшние оценки по второй шкале, которую раньше называли артистической, выглядят, скорее, поклоном могуществу и авторитету Тарасовой, он стал боевой единицей мирового фигурного катания.

Но тогда, на чемпионате мира, Максим не выдержал. Я полагаю, что его раздавил не столько груз ответственности общенациональной миссии, сколько ощущение того, что эта миссия поручена ему не по праву. Осознание того, что и в его отношении теперь в любой момент могут поступить также несправедливо, как поступили с его соперниками. Сейчас Максим Ковтун расплачивается за грехи. Не им самим, разумеется, совершенными. Но ему в помощь.

У нас все очень сложно

Из тех, кто должны или хотят поехать на олимпийский турнир по фигурному катанию в Сочи, только двое зарабатывают больше одного миллиона долларов в год. Это корейская дива Ким Ю На, эскортируемая всеми индустриальными корейскими гигантами. И Плющенко. Я могу формально ошибаться насчет канадских суперзвезд (Чана и Вирчью-Мойр), но если ошибаюсь, то не сильно.

Здоровье любого спортивного зрелища сегодня, увы и ах, определяется движением денег в нем. В футболе живет столько смертоносных вирусов, что если перенести их в другую систему, то она тут же погибнет. Но в этой игре столько естественной жизненной силы и эту силу так умножает энергия конкуренции, генерируемая гигантскими денежными вливаниями, что футбол запросто живет со всеми своими опасными вирусами и будет жить дольше всех.

Когда вы спросите у профессионала фигурного катания, почему в этом спорте так мало денег, вы услышите бесконечное, так что вы сто раз пожалеете, что задали этот вопрос, рассуждение о том, как сложны правила фигурного катания. В конце концов ваш собеседник договорится до того, что фигурное катание – это что-то сверхэлитарное, для немногих глаз, вроде Венецианской Биенналле современного искусства или балета.

Это плохое сравнение. Хотя бы потому что современное искусство притягивает в сотни раз больше денег, чем фигурное катание. Равно как и балет живет более здоровой, в полном смысле – богатой жизнью.

И это неправда тысячу раз. Потому что критерии судейства, благодаря новой системе, делают куда более прозрачным и понятным для неофита фигурное катание, чем прежде. Еще 15 лет назад караваны американской телекомпании АВС приходили на каждый этап серии Гран-при. Сегодня в Америке на общенациональном телевидении можно посмотреть впрямую только выступление претендентов на медали в мужском и женском разряде на чемпионате мира. И эти крохи – дань старой традиции, вопреки жалким рейтингам. Эта традиция развивалась в условиях поклонения фигурному катанию. Фигурное катание исправно служило социальным лифтом для лоу-миддл класса в тех странах, где средний класс общества существовал. Все эта подлинная жизнь покинула фигурное катание.

Плющенко удивляется в интервью, почему его коллеги из начала 2000-х так рано бросили борьбу и ожирели. Все очень просто – в условиях отсутствия щедрого патронирования олимпийского спорта нет никакой возможности поддерживать форму и продолжать состязаться. Фигурное катание не создает новых рабочих мест и закрывает старые. Все, кто оказываются за пределами первой мировой пятерки, обречены на роль монашествующих энтузиастов, если они не живут в России или Китае. Вот почему десятки талантливых фигуристов исчезают без вести, как только приходит время всерьез учиться в университете.

История сегодняшней борьбы Плющенко за олимпийскую путевку всемирна. Она жутким гротеском символизирует то, чем стало фигурное катание. Родившийся в Советской России особый режим существования этой спортивной дисциплины теперь установлен во всем мире. Мы все-таки завоевали мир. Не с ядерными боеголовками, а на коньках. И проклятую Америку. И даже Японию – империю духа. И вот Эшли Вагнер с 4-го места в чемпионате США едет на Олимпиаду. Потому что у нее там лучшие перспективы, чем у бронзовой медалистки. И вот по-настоящему великий спортсмен Дайсуке Такахаси будет занимать в Сочи чужое место. Он, как Плющенко – заслужил место в сборной старыми подвигами.

Все профессиональные спортсмены стонут – наши карабасы-барабасы опять выгоняют нас играть представление. Таковы законы любого зрелища – чем чаще ты зрелище продаешь, тем полнее твоя касса. 

А что на наш ледовый цирк? Спортсмены топ-класса принимают участие в 5, максимум 7 стартах за сезон. Это какое-то узаконенное дезертирcтво – отказ от службы зрителю. Полуподпольные спортсмены отчитываются полуподпольным комиссиям о полуподпольно проделанной работе, чтобы получить полуподпольные олимпийские гранты. Недаром судьба олимпийского места в Сочи решалась, говорят, в лесу. Женя катался на замерзшем льду лесного озера. Там он забил членам комиссии стрелку. Ну в смысле – пригласил их на закрытый показ.  

Футбольные болельщики обожают заламывать руки: как грязен футбол, сколько в нем абсурда, особенно в русском футболе. Для тех терпеливых людей, кого привлек шум дела Плющенко-Ковтуна, но кто до сих пор не понимает, в чем же здесь дело, я подытожу.

Заявление РФС: «В связи с финансовыми трудностями «Анжи» в этом году Россию в Лиге Европы будет представлять «Динамо».

Заявление УЕФА: «На чемпионате мира в Бразилии вместо Греции Европу будет представлять Швеция. Так как она имеет лучшие шансы достойно представлять на чемпионате мира величайший футбольный континент».

А? Вы говорите в футболе много нелепого и несправедливого? Добро пожаловать, в Царство Тьмы!

Пусть с жутким хрипом, но фигурное катание еще дышит мощью огромной зрелищной культуры. Это единственный вид спорта, где рабочими инструментами являются музыка, хореография и даже грим. Есть большие индустрии, переживающие сейчас кризис системы продвижения товаров. Фигурное катание могло бы стать для них настоящей «Формулой-1». Но куда там – нам милее Египетская тьма.

«А почему чемпионат страны выиграл один, а на чемпионат мира едет другой? – Видите ли, он не всегда удачно исполняет тройной аксель. Есть тревога».

«А почему вот эта пара после короткой программы снялась с турнира? – Потому что они хотят лучше подготовиться к следующему турниру, более важному».

Все здоровое, сколько-нибудь сильное и амбициозное, открыв дверь в этот затхлый, гриппозный, сопливый мирок с его трехгрошевыми интригами, тут же ее захлопывает. Не деньги и не наклейки с надписями на майках попирают прах Кубертена. Этот прах оскорбляет фигурное катание, поставившее себя вне законов спорта.

Как зрелищная культура фигурное катание медленно подходит к концу. Ничего страшного. Мы все равно будем кататься на коньках под музыку в парке. Мы все равно будем показывать нашим детям «Щелкунчика» на льду и записывать их в кружки фигурного катания. К счастью, уже без тщеславной родительской мечты об олимпийской медали.

Просто скажи «нет»

И все же то, что сегодня должно случиться,  - это страшно, если ты понимаешь, что четверной тулуп и тройной аксель с дорожки шагов или сама дорожка шагов, если ее делает Чан и Такахаси – это много круче, чем махать ракеткой в районе конца первой сотни мирового рейтинга, или пять раз за год попадать мячом в створ ворот.

И это еще страшнее, если ты отдал фигурному катанию всю жизнь, как члены исполкома Федерации фигурного катания России. Это просто – остановить сползание нашего любимого вида спорта к катастрофе. Нужно найти точку опоры и, оттолкнувшись от нее, прорвать эту сеть зла. Этой точкой опоры может быть последний чемпионат Европы в Будапеште. Тогда Россию в Сочи должен представлять Сергей Воронов.

Но есть платформа помощнее. Настоящая патриотическая платформа. На чемпионате России поднимают один флаг. Это флаг нашей страны. До сих пор под эгидой этого флага в фигурном катании творились страшные непотребства. Надо очистить флаг. Надо отправить в Сочи победителя первенства страны – Максима Ковтуна. Надо вернуть фигурное катание под эгиду спорта и утвердить национальное первенство в качестве самого важного, священного для спортсменов мероприятия, пересмотр итогов которого рассматривается как преступление против спорта. Если весь мир фигурного катания погряз в грехах, то почему бы моей стране не стать сверхдержавой в области борьбы за нравственность.

Г-н Горшков, у меня для вас есть подсказка, в том случае, если вам позвонит какой-нибудь оголтелый госслужащий по поводу Плющенко. Вы скажите, что решение принято в соответствии с курсом прозрачности, который взят нашим государством и лично президентом РФ. На это нечего будет возразить. Ничего вашей жизни не угрожает. Вначале будет очень неприятно – страшный свист, топот. Может быть, фанаты бросят в ваше окошко пару камней. Но в конце февраля все стихнет и наступит прекрасное утро. И, быть может, в этом солнечном завтра вырастет ледовая арена, со стены которой, как из скалы Рашмор – Джефферсон, Вашингтон, Рузвельт и Линкольн – будут смотреть на нас спасители фигурного катания, члены исполкома ФФКР. Я готов смириться даже с тем, что на этом Рашморе окажется лицо Валентина Писеева. Просто поступите по совести и мы будем вами гордиться.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф