Культура боления - «Vesti la Giubba» Толлера Крэнстона
Толлер Крэнстон из Канады так и не стал чемпионом мира и Олимпийских игр, но спросите о нем тех, кто смотрел фигурное катание в 70-х и они его моментально вспомнят и не просто вспомнят, а скажут, что второго такого одиночника не было на ледяной арене в то время...Он был один такой - артист, поэт и художник одновременно.
Да-да, я не оговорился - именно художник и это его картины сегодня украсят наш рассказ о талантливом человеке, который талантлив во всем. Тогда, в 1970 Толлер ко всему прочему закончил школу изящных искусств в Монреале, став профессиональным художником.
Его картины поражают так же, как и его катание - такие же яркие, необычные и изысканные...
Fantasy Fairy Music - Arctic Outpost
Посмотрим миниатюры и послушаем самого Толлера:
«Меня называют пионером художественного катания. И хотя мне не очень-то по душе подобного рода титулы, я понимаю, что люди подразумевают под «пионером». Но ведь настоящим первооткрывателем был отец современного фигурного катания — Джексон Хейнс. Он был на сто лет впереди своего времени. Великий фигурист! К сожалению, его понимали немногие. Странно, но в ночь перед смертью он писал: «Я предвижу, что пройдет еще сотня лет, и только тогда мои мечты о художественном катании станут явью». Он умер в Финляндии в 1879 году.
Между ним и мной так много общего... Мы родились в Канаде, нас не понимали, он тоже был художником...»
"Красная луна" (?)

"Мечта"

"Танцы под красной луной"

Просто сюр!

И везде она! Зима!

I Dreamed a Dream - Anne Hathaway
"Паяцы"

«Самый важный шаг, который я когда-либо сделал в фигурном катании,— это когда я создал «Паяцев». Трагический образ, созданный Леонкавалло, очень человечен. И когда я перенес оперу на лед, началась новая эра в моем фигурном катании, во всей моей жизни. Дверь была открыта...
Помню вечер, когда были созданы «Паяцы». Это было странное ощущение, когда чувствуешь, что находишься на пороге прекрасного. Обычно я обращаю внимание на других фигуристов нашего клуба, которые тренируются вместе со мной. Но в тот вечер я просто выбросил их из головы. И хотя программа только рождалась, все они ушли со льда. Они, наверное, понимали, что со мной происходит. И вдруг я увидел: за окном катка на меня смотрели молодожены и их друзья. Потом они — человек шестьдесят — вошли на каток. Они долго стояли. И у многих были слезы на глазах...
Дебютом «Паяцев» был Мюнхенский чемпионат мира. Я ужасно откатал «школу», но в произвольной программе был первым и занял общее третье место. Перед показательными выступлениями я на тренировке повторял «Паяцев». И был потрясен: в зале собралось более двух тысяч человек. Все ждали.
Наконец, пришло время выступления. «Олимпия-хал-ле» был переполнен. Аудитория — спокойная, внимательная, оценивающая. Как только я начал программу, то почувствовал: словно электрический разряд пробежал по публике. Они поняли! Мы открыли дверь в завтра... Мы вошли в четвертое измерение, и все здесь было возможно. И тогда я понял, что могу все...»
Толлер Крэнстон и Леонкавалло
Наконец он обрел авторитет у публики. Даже консервативные судьи смирились с его манерой выступления, и за произвольные программы Толлер стал получать на чемпионатах мира высшие баллы.
"Выпускной бал"
"Tosca"
Чемпионом ему, однако, стать никак не удавалось. Парадокс: фигурист, ставший на какое-то время законодателем мод в фигурном катании, лидером его так и не стал. И пожалуй, дело не только в «школе», в которой Крэнстон зарекомендовал себя отъявленным двоечником. Было и еще кое-что.
Они пришли в фигурное катание почти одновременно — Хоффман, Ковалев, Карри, Волков.
1976 год, как известно, был годом Карри. Крэнстон, во время выступлений которого лед был усыпан цветами, был в 1974 году, как мы уже знаем, третьим, год спустя — четвертым, на Олимпиаде в Инсбруке завоевал бронзу, а на чемпионате мира-76 был вновь четвертым.
Может быть, виной всему то, что соперники Толлера Крэнстона оказались талантливыми учениками. Они перенимали у Крэнстона все лучшее, все его находки и шли дальше собственными путями. Такой спор фигуристов способствовал развитию фигурного катания, но превращал Крэнстона в вечного неудачника.
Потому что никогда бы Джон Карри не стал чемпионом мира, если бы внутренне он не пытался доказать Крэнстону, что он ничуть не менее артистичен, чем канадец. Именно желание доказать это заставило Карри искать новые пути в спорте, да и нашел он их, тоже споря с Кранстоном, противопоставив современному балету Крэнстона классический балет.
И Ковалеву без внутренней дискуссии с Крэнстоном не создать своего «Тореодора». Потому что именно канадский фигурист первым почувствовал вкус к жесту в фигурном катании, к жесту, который помогал в создании художественного образа.
Запись здесь не очень и "Тореадора" я не нашел, но сравнить можно:
Vladimir Kovalev - 1976 Olympics
John Curry, 1976, Innsbruck
Так или иначе Толлер Крэнстон оказал огромное влияние на развитие фигурного катания. И теперь вслед за ним уже и другие фигуристы идут в своих программах прежде всего от музыки, создавая па льду образ. И, думается, именно в этом будущее фигурного катания.
Сам Толлер только один раз в жизни отошел от своих принципов — и, к своему несчастью, на главном, возможно, турнире своей жизни — на Олимпиаде в Инсбруке. Поклонники фигурного катания вероятно помнят, что от того выступления канадского фигуриста осталось какое-то странное чувство. Казалось бы, все было на месте: блестящие прыжки, необыкновенные дорожки, удивительные вращения. Но не было Крэнстона, того Крэнстона, о котором говорили, что в его катании есть что-то «дьявольское», за что в средние века он не избежал бы костра инквизиции. Был обыкновенный классный фигурист, но для того чтобы добиться успеха ныне, благодаря стараниям самого Толлера, одного класса уже недостаточно.
Расстроенный своими неудачами в олимпийском году, он после окончания чемпионата мира-76 в Гетеборге утопил в канале свои коньки...
И тем не менее, какой "Танец с саблями"!
Они очень близки друг другу — Крэнстон-фигурист и Крэнстон-художник. В обеих областях своей деятельности он пытается выразить себя. Это способы его самовыражения. Но, как сам он считает, духовное выражение личности гораздо более глубокое, чем физическое. Реализовать духовную сторону человека полностью невозможно. Нет предела. Можно продвигать и продвигаться вперед.
В спорте предел этот есть. Пока есть — считает Крэнстон. «В конце концов изобразительное искусство существует и развивается в течение многих тысячелетий. А спорту, фигурному катанию в частности, чуть больше столетия...»
Vesti la Giubba!
А подробнее здесь
Я её послушал на нескольких роликах - на одном другая певица пела на концерте и тот ролик больше всего подходил - по-настроению, а в другом ещё и русские субтитры были - так что теперь совсем в курсе, об чем она поет.
"Паяцы" - печальная опера, а судьба Толлера - все-таки не такая лучезарная, если въехать поглубже.
Так что по-музыке вполне.
Но из-за тебя поставил эту - просто не нужно визуальный ряд смотреть, а только слушать.
Поет она об одиночестве и страдает.
Канио тоже страдал.
Ну такой ассоциативный ряд довольно сложный, но мне самому понятный.
Я уже давно привык, что музыку тут мало кто слушает, хотя я её всегда долго выбираю.
Мне пост наваять - полчаса надо, а вот музыку подобрать всем понятную и чтобы не грузить, но и чтобы подходила - сложно.
Я вообще довольно часто представляю людей какой-нибудь музыкой, или инструментом, или вином - по-настроению.Что кому подходит.
Вот Оби Микел из Челси мне видится Тубой и ничем другим, а Марин (когда был) - флейтой -пикколо, а сеу Жозе - портвейном :))
И Толлер - мечтатель.
То и выходит ))
Тебе хотел приятное сделать :))
Они стОят того - хотя бы просто вспомнить, как все начиналось )
За пост спасибо.....узнал кстати много нового..
http://www.youtube.com/watch?v=b7ZxYR1Kz-I
И тогда легендарный канадец Толлер Крэнстон специально приедет в Советский Союз посмотреть на выступление Юрия Овчинникова.
Ну, ты тогда тоже была маленькой, наверное.
Но "Танец с саблями" я как раз и запомнил - я его ансамблем потом сколько играл.
Я вообще Арама люблю )
Мне Бобрин - отдельно, но они с Крэнстоном не похожи.
Но в те времена даже игра в Кубке Чемпионов не давала возможности так засветиться в миру, как сейчас ( технологиии, сэр, технологии ). Оставались ЧЕ и ЧМ, но тут Федору перекрывал кислород Лобановский и его видение футбола.
Первая завораживающая композиция - Fantasy Fairy Music - Arctic Outpost - прямо совсем в стиле ярких и тонких спектаклей на льду Крэнстона... а вторая... ((
... вторая - это душераздирающая драма его творческой неповторимой личности... которая так и не ощутила того единственного и такого желанного для всех ) леденящего кровь и одновременно сжигающего в пепел всплеска яркой, озаряющей всю оставшуюся жизнь спортсмена славы...
ну и конечно же - "Танец с саблями" - просто чудо! ))
... зря-таки он коньки утопил... неблагодарный... хорошую службу ему сослужили... ;)
В одном уверенна на все 100% - кто видел Крэнстона на льду... уже не в силах этого забыть )) то был не просто танец...то была сама жизнь... яркая и драматичная...