16 мин.

«Тутберидзе пришила головы так, чтобы они не сваливались». Как создают гала-номера в фигурке

Новогодние каникулы – пора ледовых шоу, причем не только в России.

Болонья, Колорадо, Вильнюс, Оберстдорф – география обширна, а на афишах можно встретить имена почти всех топовых фигуристов.

В шоу зовут не только чемпионов: приглашение могут получить и те, кто запомнились яркими показательными номерами на соревнованиях. Те, кто доказали: они способны привлечь публику не только прыжками или вращениями.

В гала на турнирах фигуристы много не зарабатывают. На чемпионатах Европы и мира призеры получают около тысячи долларов, другие участники и того меньше. В серии Гран-при за участие в гала вообще не платят (символические 200 долларов положены лишь тем, кто не попал в топ-5, оставшись без призовых).

Но главное в показательных на соревнованиях – привлечь внимание организаторов ледовых шоу: именно там фигуристов впоследствии ждут основные заработки. Поэтому гала по окончании турниров – больше не необязательный бонус для телеэфира, а трамплин к гастролям в межсезонье.

Если бы по показательным выступлениям проводили командный турнир, в лидерах этого сезона оказалась бы... сборная Грузии. Да, фигуристов в ней не так много, зато у каждого – яркий и запоминающийся шоу-номер.

Чем объяснить такое внимание к гала-программам в команде? И чьи номера ждать на стартующем в январе чемпионате Европы в Таллине?

Майя Багрянцева погрузилась в мир показательных и поговорила с лидерами грузинской сборной.

Дэвис и Смолкин – бурундуки с гигантскими головами. Чья это идея, и каково кататься в меховых костюмах?

У танцоров Дианы Дэвис и Глеба Смолкина – самый запоминающийся показательный номер сезона.

Такого на льду до них никто не делал: фигуристы выступают в костюмах ростовых кукол, причем полномасштабных, с огромными головами. Образ – смешные грызуны из американского мультфильма «Элвин и бурундуки».

Дочь Тутберидзе – бурундук! У Дэвис и Смолкина очаровательная показалка

Идея принадлежит Диане.

«В прошлом году я наткнулась в соцсетях на ролик с танцем в костюмах этих бурундуков – не на коньках, а на полу. И мы подумали, что было бы круто сделать что-то подобное на льду», – рассказала Дэвис Спортс’‘.

Партнер (и муж) идею поддержал.

«Я сказал Диане: давай закажем костюмы и посмотрим. Сайт был сомнительный, мы вообще не были уверены, что дождемся посылку. В итоге к нам приехали эти огромные головы – и сначала мы вообще не могли понять, как в них выступать.

Они постоянно съезжали и поворачивались, в них ничего не было видно – сейчас, впрочем, тоже не очень, но поначалу это был кошмар. Нам немного помогла мама Дианы (Этери Тутберидзе – Спортс’‘) – пришила эти головы так, чтоб они держались и не сваливались».

Следующей задачей было научиться в этих костюмах кататься. Смолкин рассказал, что номер ждал премьеры почти год:

«Мы все это надели и вышли на лед (тогда еще тренировались у Алексея Килякова). Всех повеселили и поняли, что раз всем смешно просто от нашего внешнего вида – это хороший знак, может получиться классный шуточный номер.

Взяли несколько движений из наших старых ритм-танцев, добавили пару новых штрихов и забросили эту идею на год. В прошлом сезоне мы на показательные не попадали».

Диана отдельно заказала цветные худи – не карнавальные, а обычные, просто самого большого размера. Дэвис достался зеленый цвет: она играет роль младшего брата из трио бурундуков, Теодора. Глебу – красный с буквой «А», он Элвин, главный персонаж истории.

Дэвис и Смолкин признались, что в поездках на соревнования костюмы занимают отдельный чемодан. Но главное – в них очень неудобно выступать.

«Мы катаемся почти наощупь – будто бы с закрытыми глазами. Так что приходится сильно полагаться на мышечную память и выученные связки. Это интересный опыт, для нас это определенный тест – как хорошо мы с Глебом чувствуем друг друга на льду», – объяснила Дэвис. 

Смолкин добавил, что такие костюмы сильно ограничивают в движениях, хотя в номере есть парный слайдинг и даже одна поддержка. Правда, в ней Диане приходится придерживать голову бурундука – чтобы не отлетела.

«Изнутри этих голов мы примерно видим, где бортики, – на этом все. Руки партнера уже не видны, и в хват на поддержках или в слайдингах приходится идти по наитию. Поэтому сложной хореографии там нет, мы делаем упор на внешний образ и веселье», – рассказал Смолкин.

Но лучше всего фигуристам удаются игривые движения хвостами и шутливые растанцовки. Диана выглядит на льду очень свободно – быть может, наиболее расслабленно за всю историю своих выступлений. Она признала, что костюм позволил ей раскрепоститься и не стесняться.

Кстати, костюмы оказались очень жаркими: внутри сауна – даже дышать сложно. На турнире в Загребе Диана с Глебом выступали без бутафорских голов, но обещают, что на следующие показательные выйдут в полном образе.

В ISU номером впечатлились: для заставки показательных финала Гран-при выбрали именно бурундуков Дэвис-Смолкина. При этом в Гренобль грузинская пара не отобралась, но это пиарщиков не смутило. Шуточная постановка отвечает последним установкам от руководства ISU – больше шоу и веселья для зрителей.

Фанатам компьютерных игр: впервые на льду Mortal Kombat

Грузинские парники Анастасия Метелкина и Лука Берулава с первого совместного сезона приучили: надо ждать яркие театрализованные программы.

Для прошлогоднего гала-номера они подготовили комичную программу «Казино», а в этом сезоне даже поставили короткую в шоу-стилистике – выбрав темой аэробику 80-х.

Новый показательный номер (видео – здесь) тоже получился нестандартным. Пара перенесла на лед... компьютерную игру.

Mortal Kombat – культовая игра 90-х и нулевых в жанре файтинг. Сначала она была доступна в игровых автоматах, а с появлением первых приставок переехала на картриджи и диски. Суть – жесткие драки в формате «один на один» с узнаваемой пластикой и персонажами.

Удивительно, но идея с номером принадлежит не партнеру, а партнерше.

«Я давно предлагала сделать этот номер. Мне казалось, что может получиться прикольно, но меня все отговаривали – вроде как это не зайдет публике, потому что зрители в возрасте не поймут нашу задумку.

Я из того поколения, которое фанатело от Mortal Kombat: в детстве постоянно играла на приставке. Не могу сказать, что у меня получалось супер, но мне ужасно нравилось лупить по всем кнопкам на джойстике. Это была очень популярная игра, а так как у меня старший брат, то сами понимаете – мы все время резались друг с другом», – рассказала Метелкина Спортс’‘. 

Берулава привык к комичным образам на льду, поэтому с партнершей не спорил: «Мне хотелось чего-то веселого и угарного, и когда Настя предложила эту идею, я сразу согласился. Конечно, я знаю эту игру, мне кажется в нее в детстве играли все».

Номер начинается с диалога фигуристов.

«Лука предлагает мне поиграть в компьютерную игру, а я сомневаюсь, потому что совсем не умею. Эти фразы мы взяли из КВН: там был номер про то, как парень обыгрывает свою девушку в Mortal Kombat, а она очень смешно на это реагирует. Озвучку сделали через нейросеть, в этом помог Ника Эгадзе, он взял всю техническую часть на себя», – объяснила Анастасия.

После энергичной первой части – с узнаваемыми движениями из игры – начинается вторая, романтичная.

«Наш хореограф Сергей Плишкин переживал, что музыка в игре довольно однообразная, под нее сложно поставить программу. Но потом он придумал добавить классическую песню про любовь, чтобы агрессивная драка закончилась дружбой. Так что в конце я сражаю Луку воздушным поцелуем».

Для фанатов игры в программе спрятано много культовых фраз – finish him и fatality звучали в Mortal Kombat в конце каждого раунда.

Настя с самого начала знала, какие образы выберет: ей хотелось аутентично передать внешний вид персонажей.

Берулаве достался один из главных героев игры – Sub-Zero. Забавно, что суперсила этого персонажа – управлять льдом. У Метелкиной – образ сексуальной воительницы Китаны. Оба костюма выдержаны в синей цветовой гамме.

«Сначала мы заказали костюмы в интернете: это популярные герои, и нам казалось, мы сможем так сэкономить время на пошив. Но когда получили заказ, оказалось, что костюмы ужасного качества – классические маскарадные наряды на один раз. А нам-то надо было в них катать программу, причем весь сезон. В итоге все равно упросили наших швей помочь сделать все качественно», – рассказала Метелкина.

Успех номера удивил самих фигуристов.

«Первый раз мы показали Mortal Kombat на Гран-при Японии. В Азии эту игру хорошо знают, да и костюмы получились немного в стиле аниме. Нам устроили овацию, очень крутой была реакция публики, видео с выступлением сразу завирусилось в соцсетях», – вспомнила Метелкина.

Для каждого выступления Анастасия и Лука специально закупают много плюшевых сердец и раздают публике во время проката. По словам Метелкиной, о дополнительных расходах фигуристы не жалеют.

«Это того точно стоит, мы с удовольствием заморачиваемся такой подготовкой. Для нас это настоящая отдушина, ведь в показательных номерах ты не переживаешь за баллы и элементы. Ощущения сильно отличаются, они даже круче, чем на стартах – там мы больше сосредоточены на результате и на том, чтобы не ошибиться. А тут ты можешь расслабиться и показать артистичность.

Все уже привыкли, что у нас интересные и веселые показательные номера, поэтому нас часто зовут в шоу. Да и нам хочется выходить на лед с крутым показательным номером, а не катать переделанную старую программу. Да, ты можешь туда вставить выбросы и другие парные элементы, которые очень любит публика, – они же зрелищные. Но я заметила, что специально поставленные номера зрители принимают гораздо лучше. 

За счет классной постановки можно привлечь новую аудиторию, которая будет знать, что мы всегда их чем-то повеселим».

Берулава с партнершей согласен:

«Показательный номер – это как кино или театр. Ты на сцене, зрители в темноте, а ты выступаешь в луче света. Можно показать себя в тех образах, в которых хочется, и раскрыть в себе актера. Не надо сдерживаться и думать, а понравится ли это судьям. Тут главное – зрители, хочется им запомниться».

«Кто знал, что в нем столько индивидуальности и шоу-потенциала». Ученик Этери Тутберидзе в образе супергероя Marvel ломает стереотипы

Ника Эгадзе, первый (и единственный) номер мужской сборной Грузии, в этом сезоне удивил.

Его новый показательный номер в образе неидеального супергероя Дэдпула разошелся по соцсетям и бьет рекорды просмотров.

Такого Эгадзе мы еще не видели: невыразительная лирика и скромная хореография остались в соревновательных программах. Образ из вселенной Marvel позволил фигуристу спрятаться за маской... и раскрепоститься.

Эгадзе рассказал Спортс’‘, как решился сменить ледовый имидж.

«Я сразу хотел для показательного номера что-то веселое и яркое – и сказал об этом Даниилу Глейхенгаузу. Он подумал и предложил идею с Дэдпулом. Дело было летом, и танец из фильма вирусился по всем соцсетям. Мы посмотрели кино и начали ставить программу – вместе с Этери Георгиевной.

Костюм шили, как и всегда, у Ольги Рябенко – только маску купили в интернете. Правда, она оказалась неудачной: в ней невозможно нормально дышать, и поэтому приходится в самом начале номера ее снимать – а так теряется цельность образа. Так что к чемпионату Европы я хочу найти маску, в которой смогу прокатать всю программу».

Тот самый танец Дэдпула (который, кстати, в начале сезона исполнили и российские фигуристы – правда, на полу) поставили быстро – минут за 30. Тренеры добавили движений от себя, так что танец немного отличается от киноверсии.

В номере много акробатики: кольцо на одной руке, шпагат, необычные трюки и стойка на голове. Даже выход на лед оформлен по-хулигански: Эгадзе перепрыгивает через борт, имитируя супергеройскую пластику.

Вторая часть программы поставлена под лиричную Lady in Red (тоже из саундтрека к фильму). Казалось бы, вот оно: Эгадзе возвращается в привычный образ романтичных страданий, но вместо этого на льду – торжество комизма и самоиронии.

Ника без видимых усилий заигрывает с публикой, кокетничает с китайской фигуристкой за бортиком и выглядит непривычно раскованным.

Новый образ оценили и комментаторы. Канадец Тед Бартон даже не выдержал: «Кто знал, что в этом молодом человеке столько индивидуальности и шоу-потенциала. Хотя бы толику этого драйва в его произвольную программу – и насколько по-другому Ника бы смотрелся на льду».

Ника и правда после «Дэдпула» задумался о том, чтобы и на соревнованиях катать что-то зажигательное.

«Удивительно, но мне оказалось легче катать энергичную программу, а не лирику. Я отвлекаюсь на музыку и характер персонажа, поэтому меньше переживаю из-за элементов».

На Гран-при Китая в конце номера на лед вышли коллеги Эгадзе по сборной – Анастасия Губанова, Диана Дэвис и Глеб Смолкин, а также казахстанец Михаил Шайдоров (который явно не против вписаться в любую ледовую авантюру).

Скриншот трансляции ISU

Ника заверил, что это был экспромт – и пообещал поработать над групповой хореографией.

«Чтобы исполнять этот танец с кем-то в паре или группе, надо всем хорошо отрепетировать – тут важна абсолютная синхронность. Может, сможем подготовить что-то к чемпионату Европы, думаю, получится здорово.

Публика ведь приходит на показательные, чтобы развлечься. Им хочется веселых номеров с какими-то узнаваемыми персонажами – и мне очень понравилось такое катать».

Шоппинг на льду и кукла Барби: Анастасия Губанова в сексуальных образах

Благодаря яркому показательному номеру можно попасть в гала, даже провалив соревнования. Именно так получается в этом году у чемпионки Европы Анастасии Губановой. Сезон у нее пока складывается не очень удачно, но два 8-х места на этапах Гран-при не помешали оба раза попасть в финальное шоу.

Губанова выезжает на лед с пакетами в руках – обыгрывая знаменитую сцену из «Красотки», в которой героиня Джулии Робертс отправляется на шоппинг.

Скриншот трансляции ISU

В новой показалке Анастасия использует 4 образа: начинает в алом брючном костюме – под Pretty woman Роя Орбисона, а к концу программы остается в смелом золотом топе – уже под зажигательный трек Шакиры. 

Два предыдущих сезона она катала другой яркий номер – Barbie girl. Программу поставили еще до выхода фильма, предвосхитив тренд на барбикор.

На лед Настю в образе куклы каждый раз вывозили разные фигуристы – одиночники Маттео Риццо и Лукас Бричги, танцор Тим Дик и парник Гектор Гиотопулос.

А с чего все начиналось? Морис Квителашвили: от зеленой «Маски» к синему Аладдину

Кажется, идейным вдохновителем ярких шоу-номеров сборной Грузии был Морис Квителашвили. Бронзовый призер чемпионата Европы (главное достижение в карьере) запомнился, скорее, яркими показательными, а не спортивными программами.

Образ Джима Керри из фильма «Маска» стал визитной карточкой Мориса. Его начали часто приглашать в шоу – кстати, с этим номером он выступает до сих пор.

Идею с краской для лица Квителашвили использовал и в следующей показательной программе – по мотивам мультфильма «Аладдин». Образ джинна для Мориса уже знаковый: кажется, не было турнира, на котором бы его не пригласили выступить в гала.

На лед вместе с Квителашвили часто выезжали девушки из группы Этери Тутберидзе. С волшебной лампой на разных турнирах Морису ассистировали Камила Валиева, Анна Щербакова и Александра Трусова.

***

Все новые показательные номера грузинской сборной можно увидеть уже через 3 недели на чемпионате Европы в Таллине. Организаторы точно не упустят такой шанс развлечь публику.

Фото: автора; Gettyimages/Jurij Kodrun – International Skating Union / Contributor, David Ramos / Staff; Yohei Osada/AFLO, Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press; East News/Andrea Martini / NurPhoto / NurPhoto via AFP; РИА Новости/Александр Вильф; instagram.com; imdb.com; isu.org