Финал фильма о Косторной: почему не получилось ни у Плющенко, ни у Тутберидзе, зачем пауза в два года
Вышла вторая серия документального фильма об Алене Косторной – здесь фигуристка рассказала о возвращении к Этери Тутберидзе и о втором уходе от нее, муже Георгии Кунице и паузе в карьере.
Фильм «Параллельное вращение», снятый компанией Stereotactic при поддержке Winline, можно посмотреть в VK.
Автор Спортс’’ Полина Крутихина стала сценаристом ленты, Майя Багрянцева – экспертом.
Ниже – самое интересное из второй серии.
«Мне дали свободу, к которой я была не готова». Что было не так у Плющенко?
Летом 2020-го Алена ушла от Этери Тутберидзе к Евгению Плющенко. Но сотрудничество с новым тренером ничего хорошего не принесло – Косторная заняла шестое место в финале Кубка России и не отобралась на чемпионат мира.
Косторная: Финал Кубка России не был неудачным. Это был мой второй целиковый прокат произвольной программы вообще. Это был выход после коронавируса, на фоне этого у меня была ангина, я пыталась кататься с температурой. Маме я об этом не говорила, от тренеров я это скрывала.
Мне было очень плохо. Они видели, что что-то не так, а я говорю: нет, все хорошо! А сама зеленая вообще, температура 40, на льду мотаюсь. Но понимаю, что нужно выходить и, как бы плохо ни было, идти и катать.
Мне дали свободу, к которой я была не готова. Мне дали свободу выбора, к которой я не привыкла. Я не умела отвечать за нее. Я привыкла – либо ты делаешь, либо тебе жопа.
Журанков: Была цель – вырваться от Тутберидзе. Ок, ты вырвалась. А другой цели-то у тебя нет!
Мама Косторной: Она просто позвонила и сказала – я перехожу к Этери Георгиевне. Все.
Я сказала: молодец, давно пора, ты приняла правильное решение. Меня она как спортсменка только у Этери Георгиевны интересовала.
Алена не воспринимает тренера-мужчину, потому что тут же включает женщину: ой, я не могу, я слабенькая, у меня голова болит. А у Этери Георгиевны: ничего страшного, это пройдет.
И снова переход – почему у Тутберидзе тоже не получилось?
Но и после возвращения все проблемы не закончились – Алена травмировалась.
Косторная: Мне говорят, что я не работаю, а я не могу сделать больше. И вот: ты хамка такая-сякая, почему эти делают, а ты не делаешь, и тому подобное.
Меня отправили тренировать тройной аксель, и на одной из последних попыток я очень неудачно на него зашла. Я падала, подставила руки и услышала даже не хруст, а щелчок. Мне было больно, я плакала. И я вот с такой ручищей поехала в травмпункт.
Там сразу говорят – перелом. Меня закатывают в гипс, я звоню тренерам и говорю, что так и так. И мне выдали очень интересную фразу: а почему ты не позвонила и не спросила разрешения, можно ли тебе гипс надевать?
В смысле? Как можно спросить у тренера, стоит ли надевать гипс – он же не врач!
В итоге меня сняли с чемпионата России. И я поняла, что мне не светит даже путевка закрывать, блин, бортик у льда на Олимпиаде.
Железняков: Большой спорт суров, он без травм не бывает. Я думаю, Этери виднее, она права. Если она сказала, что ты готова бороться – значит, готова.
Мама Косторной: А там без вариантов. Я даже сама пыталась завязывать ей коньки. С гипсом ты прыгать не можешь, потому что он перевешивает. Ну то есть ты ничего делать не можешь – смысла уже нет. А не тренируясь – куда ты попадешь?
Косторная: Через день Этери меня подозвала и сказала: у тебя возраст уже, куча травм, ты не маленькая, подстраиваться под нас ты не хочешь, работать ты не хочешь, а мы под тебя подстраиваться не будем. Ну и на этом наше сотрудничество закончилось.
«Я как в психиатрической клинике нахожусь». В паре выступать непросто
Мама Косторной: Когда она была маленькая, у нас был набор – пришло до 90 человек, четырехлеток. И тренер сказала: из всех будет кататься только Косторная, да и то в парах. Эту фразу я запомнила навсегда.
Нынешний тренер Сергей Росляков: Если ее давить-передавливать, то она пойдет в отказ и сломается. И скажет: да ну, в жопу. Так будет. Это Косторная.
Снова переносимся на тренировку Косторной и Куницы в группе Рослякова.
Алена злится на мужа и высказывает наставнику: «Мы едем еще раз, ну он типа берет и просто вот так ногу поднимает и стоит.
Просто, Сергей Сергеевич, вы-то с ним на льду работаете, а я-то не только! Я как в психиатрической клинике нахожусь».
А как познакомилась с Куницей? Любви с первого взгляда не было
Косторная: Мы познакомились, когда он пришел к Этери Георниевне. Он весь был в правильных брюках, защиту надел, волосы длинные были еще тогда. Вот он максимально по типажу выделялся, вообще. Любовь с первого взгляда? Нет, вообще, ни разу.
Куница: Она красивая была. Какая она есть, такая и была. Заводная, симпатичная. Внимание привлекала, но я понимал, что не того поля ягода. Даже не пытался проявить какую-то инициативу.
Когда она позвала меня в пару – я не ожидал. Когда поехали на репетицию – тогда пообщались, друг о друге побольше узнали. Погуляли. Сначала за ручку, потом в щечку поцеловали, потом уже не в щечку.
Косторная: Он именно галантный. Это основное его качество. Ну и, желательно, чтобы было чувство юмора. А оно удивительно похоже на чувство юмора моего отца.
У меня до этого были уже отношения, мне делали дорогие подарки. Но вот этой галантности никогда не было. Мне хотелось такого отношения, как к принцессе.
Куница: Мерседесы не дарил. Айфоны тоже. Какие-то мелочи. Алена ухаживала за мной, готовила мне. Тоже какую-то ласку проявляла.
В Алене мне нравится, что она настоящий человек, что она искренняя, активная, обаятельная.
«Не надо мне глазки строить». Алена тренирует детей – как получается?
Мама Косторной: Раньше мне казалось, что она не очень любит детей. Сейчас она находит с ними общий язык. И дети ее тоже понимают. Может, вот как раз то, что они на одной волне, поможет ей быть хорошим тренером. Но не знаю, как она будет общаться с родителями. Вот тут, мне кажется, у нее будут сложности с нее бескомпромиссностью. Но если быть тренером, то только как Этери Георгиевна – не меньше.
Росляков: Хотелось бы просто пожелать ей терпения. Потому что за тренировку ты можешь одному и тому же спортсмену 150 раз сказать: левая рука, левая рука, левая рука. Ну вот так это рабоает.
Куница: Раньше она говорила, что ей тяжело быть тренером. Но теперь она говорит: прикинь, мне даже нравится, что дети что-то новое учат.
Косторная: Я очень люблю, когда у детей что-то получается. И у них неподдельная радость и у меня, что я смогла объяснить человеку, что нужно сделать, и у него реально получилось. Вот. Но искренне расстраиваюсь, когда у них не получается.
Ведь как говорят: не бывает тупых спортсменов, бывает тренер, который не умеет объяснять. И ты расстраиваешься, что ты не настолько знающий тренер, чтобы объяснить человеку, чтобы он справился.
Тут же показывают общение Алены с маленькой ученицей: «Не надо мне глазки строить, ты просто не стараешься. Ну ты правда не стараешься. Иди, Аня, давай. Иначе я сейчас поеду и тебе помогу».
Эмоциональный монолог о паузе в карьере
И финал – монолог Алены про двухлетнюю паузу в карьере.
«Мы не будем катать два сезона, все – тему мусолить я больше не буду. Да, это связано со здоровьем.
Это связано с физическим и психоэмоциональном состоянием, которые сейчас не в лучшей форме. А вы задаете такие вопросы, которые начинают меня подтрясывать, потому что я отвечаю довольно развернуто – извините, пожалуйста!
Если я выхожу делать работу, то я делаю ее качественно. Чтобы делать ее качественно, нужно на тренировках работать. Нельзя, ничего не делая, выйти, и чтобы все получилось. Такого не бывает. Нельзя, не отработав, получить какой-то хороший результат, который бы мне понравился. Понравился зрителю. Хотя если мне понравится, то и зрителю, наверное, тоже, потому что мне ничего никогда не нравится.
И я не говорила, что мы заканчиваем. Я сказала, что мне нужна пауза. Я еще раз хочу, наверное… Ну, не извиниться, но я сочувствую, что так получилось. Но я уже сказала, что мы находились на распутье двух дорог. И одна составляющая все-таки пересилила наше решение, что мы пока не будем соревноваться.
Но ничего серьезного и страшного от этого не произойдет и мы снова выйдем и будем сильнее. Намного сильнее, чем сейчас».
Документалка о Косторной: зачем ушла от Этери, что разочаровало в фигурке и чем бесит Куница
Вещи надо своими именами называть. Не "ну вот такая вот она свободолюбивая, дерзкая, зато что думает, то и говорит", а конкретно: развязная, хамоватая, распущенная, неблагодарная, бестактная, с неадекватной самооценкой. Лейте дальше ей в уши про некий талант, который остался далеко в прошлом и реализован уже не будет. До сих пор выезжает на воспоминаниях пятилетней давности и, как ни странно, на имени Тутберидзе, хотя ничем лучшим, чем хамством, своему педагогу ответить не смогла.
Никакое тренерство именно высших достижений ей не светит, там характер другой нужен. Будет ходить по шоу и за сто рублей вью раздавать про плохую ЭГ.
Спасибо создателям фильма, показали Косторную как она есть, на ютубе с англ.субтитрами, иностранцы в шоке, как она с партнером разговаривает.
Косторная своей ученице как тренер: «…ты просто не стараешься. Ну ты правда не стараешься. Иди, Аня, давай»