9 мин.

Документалка о Косторной: зачем ушла от Этери, что разочаровало в фигурке и чем бесит Куница

Алена Косторная – одна из самых эмоциональных фигуристок. Она легко очаровывает на льду, но за его пределами может быть резкой и бескомпромиссной.

Как она оценивает свою одиночную карьеру и нравится ли ей в парном катании – рядом с мужем Георгием Куницей? Компания Stereotactic при поддержке Winline выпустила документальный фильм об Алене «Параллельное вращение» (смотреть VK).

Автор Спортс’’ Полина Крутихина стала сценаристом ленты, Майя Багрянцева – экспертом.

Ниже – самое интересное из первой серии.

«Она начала вопить: заберите меня обратно». Так Косторную заставили кататься

Мама Алены: «В детстве она была очень энергичная, все время бегала и очень сильно падала. Мы подумали, что надо отдать ее в вид спорта, который научит ее падать.

Сначала ей очень понравилось. Первые занятия, надели конечки, встали на лед – он оказался очень скользкий, ей сразу все перенравилось. Она начала вопить: заберите меня обратно!

Ну и я закрыла борт».

Косторная: «Мне это прям не нравилось, было холодно. При любой возможности свалить со льда я использовала ее».

Первый тренер Марина Черкасова: «Аленушка, когда была маленькая, была хулиганистая. И я маме сказала: ее нужно заставить немножко покататься, у ребенка есть талант».

Мама: «У нее не было кумиров, она не смотрела соревнования, ей это было неинтересно».

Косторная: «Большие нагрузки, организм растущий, это нельзя, туда нельзя. Все гуляют, а тебе нельзя, ты постоянно на тренировках – от этого очень устаешь. А потом происходит осознание: блин, без этого действительно скучно и отвратительно, я хочу на лед побыстрее».

Мама: «Тройной аксель мы начали учить с Еленой Вячеславовной Жгун. Начали с подводящих, а не так: иди прыгай.

Я вышла, когда была разминка, и какой-то ребенок там летел выше борта. Я думаю: господи, какой кошмар, это что? Потом поняла, что это моя Алена – и мне стало плохо».

Елена Жгун: «Мы с Аленой дошли до мастер спорта, когда ей было 12 лет».

Как перейти к Тутберидзе и освоить триксель моментально?

Косторная: «Настал момент, когда нужно было переводиться в более сильную группу, где я буду отстающей, прям капитально. Я и попала в такую среду».

Мама: «Алена была на соревнованиях и как-то раз попала в разминку с девочками Этери Георгиевны. Приехала и сказала: я хочу кататься у Этери Георгиевны. Мам, они за 6 минут разминки по несколько раз прошли короткую, то есть насколько у них скорость по элементам – делают быстро, не стоят, не ждут.

Это ее поразило».

Бывший хореограф Тутберидзе Алексей Железняков: «Как только Алена пришла, у нее быстро пошел прогресс. Там большая конкуренция, и когда ты видишь, что вокруг тебя эти стрекозы скачут четверные и тройные аксели, у тебя нет выбора: или до свидания за дверь, или хочешь дотянуться и стать выше. И у нее появилось дикое желание чего-то достичь».

Косторная: «И на меня все давили: а где? А почему ты не прыгаешь? Я очень не хотела, буквально сделала две попытки на удочке и сказала: нет, спасибо, до свидания. Но мне сказали: если не зайдешь сейчас, не попробуешь – будешь кататься тут до ночи.

Не прилагая зверских усилий, он получился чуть ли не с первого раза».

«Он жопой поворачивается и все». Изнанка работы в паре

Дальше переносимся на тренировочный лед, за несколько недель до контрольных прокатов-2024. У Алены и Куницы не ладится.

После неудачной подкрутки она недовольно спросила: «Что-о-о?»

А он сурово обрубил: «Не ори, неудобно было».

Снова ошибка, Алена в досаде шлепнула ладонью по руке Куницы и уехала жаловаться тренеру Сергею Рослякову:

«Он опять добавил перетяжку, у меня уже вот такая складка, мне неудобно, он опять идет не в темп, не набирает скорость. Я делаю беговой и просто втыкаюсь… Он меня не слушает, он жопой поворачивается и все. «Успокойся, не ори, че ты орешь?»

Хотя в целом тренер доволен Косторной (вот его комментарий уже из концовки серии).

Росляков: «Идеальная парница для меня – это Алена Косторная. Один раз попробовала – говорит: все, давайте наверх, я готова. Такая немножко – слабоумная и отважная».

Косторная: «Я быстро делаю все, и сразу мне надо быстрый результат. В принципе, я его добиваюсь – любыми целями, любыми методами. Гоша чуть-чуть в другом темпе двигается. У него получается, просто это происходит медленнее».

«Не могу общаться с этим человеком. Он не устраивает меня как спортсмен». Как усмирить Алену?

Но на тренировках Алена легко закипает – в фильме показано несколько эпизодов, когда она срывается на партнера. Георгий пытается реагировать спокойно.

Куница: «Вместе тренироваться сложно, это понятно. Иногда надоедаете друг другу – просто все бесит, абсолютно все. Сложно. Ну а кто сказал, что легко будет? Мы понимали это. Сразу понимали все риски. И очень часто то, что происходит на тренировках – это 100% на эмоциях».

Косторная: «Видимо, я в какой-то момент не подрасчитала свои силы, а сейчас уже поздно что-то менять. Поэтому происходят ссоры и конфликты».

Косторная (на льду): «Выбесил меня. Я два года терпела! Я два ###### года терпела. Я не могу больше общаться с этим человеком. Он не устраивает меня на льду как спортсмен».

Куница: «В такие моменты я стараюсь просто вообще не слушать, что происходит. Потому что она может говорить… Стараюсь быть спокойнее, потому что если еще я начинаю что-то говорить, обычно происходит просто бух (показывает взрыв)».

Косторная: «Поначалу проходят торг, депрессию, принятие и так далее. Но пока до стадии принятия мы не дошли. Пока у нас стадия разочарования происходит».

Росляков: «Попробовав поработать с Аленой в разных ключах, (я понял, что) такой формат тренировок является наиболее эффективным с точки зрения достижения результата. Она фонтанирует, проходит минута-две – и они оба здорово исполняют элементы. Это самое главное».

Косторная: «Я знаю, что мои слова его иногда обижают. Но он в свою очередь знает, что я говорю их не потому, что хочу его обидеть, а потому что я действительно хочу лучшего. Но мы стараемся все-таки дом – это дом, лед – это лед. Дома льда нет».

Какие Алена и Гоша дома? Тут она куда спокойнее

Косторная действительно пытается разделять лед и дом. Вот повседневность фигуристов: Алена готовит, Гоша рядом. И даже небольшой инцидент (почти) не выводит Косторную из себя.

Куница: «Может, торт в холодильник убрать?»

Косторная: «Убери, пожалуйста»

Открывает холодильник, в который Алена только что положила контейнер с яйцами, все яйца падают и разбиваются. Георгий улыбается.

Косторная: «Что?! Не трогай ничего, уйди, пожалуйста!»

Куница: «Я просто открыл дверь. Как это получилось?»

Косторная: «Сначала левая, потом правая закрывается».

Куница: «Открывается сначала какая дверь?»

Косторная: «Правая!»

Куница: «Я ее и открыл».

Косторная: «Ну тогда я не знаю, ну это не ко мне вопросы, Гош».

Ого, нынешний тренер Косторной считает ошибкой ее переход к Плющенко

Еще одна важная тема – переходы Алены. Она рассказывает, почему ушла от Этери Тутберидзе после успешного сезона-2019/20.

Косторная: «Просто так же не уходят никогда. Не бывает такого. Значит, есть какой-то конфликт, который не получается решить путем переговоров или найти какую-то точку соприкосновения».

Железняков: «Я это называю немножечко звездной болезнью. Плюс этот возраст, гормоны скачут, настроение скачет: все не так, все не это, хочу вот так. Работает полный дух противоречия. Ты скажешь: надо делать так, человек сделает все наоборот. Это касается не только Алены, в основном это проходят все подростки, а тем более если такие эмоциональные».

Косторная: «Я-то чуть-чуть повзрослее стала, хотела, чтобы меня слушали, ко мне прислушивались. А ко мне продолжали относиться как к ребенку. Работа происходила не на каких-то взаимодоверительных отношениях, на каком-то диалоге, работа строилась исключительно с дубинкой.

Еще раз все взвесив, я решила, что остаюсь при своем мнении. Позвонила Этери Георгиевне, сказала: я бы хотела попробовать работать по-другому, другими методами. Она сказала: ну раз так, вот иди и пробуй».

Мама: «Я как могла пыталась ее отговорить от перехода к Евгению Викторовичу. Ничего против Евгения Викторовича не имею – прекрасный человек, прекрасный тренер, прекрасный спортсмен. Но для Алены лучший тренер – это Этери Георгиевна».

Железняков: «Я не против уходов спортсменов, все спортсмены переходят и ищут свое. Но когда ты добился таких результатов, в тебя вложили столько всего. И тебе так – раз, по башке пыльным мешком. Я всегда против этого».

Росляков: «После того, как она получила титул чемпионки Европы, ее уход от Этери Георгиевны был очень большой ошибкой».

Косторная: «Я знала, на что я иду, знала риски. Понимала, как примерно все будет. Получится или нет – это другой вопрос».

***

Первый эпизод заканчивается подготовкой Косторной и Куницы к контрольным прокатам этого сезона. Вторая серия выйдет 24 декабря.