«После драматичного «Русского вызова» в следующем году жду веселья». Идеи Лизы Туктамышевой для шоу-турнира
От редакции Sports.ru: вы в блоге Елизаветы Туктамышевой – чемпионки мира и Европы. Здесь появляются истории о ее жизни, о фигурном катании и не только. Лиза заняла второе место на турнире шоу-программ «Русский вызов» и теперь рассказывает, как это было.
Всем привет!
Этот сезон снова закончился интересным турниром показательных программ. Я с удовольствием поучаствовала в «Русском вызове» и получила море положительных эмоций.
Удалось показать мини-спектакль на льду: под стихи Марины Цветаевой и великолепное чтение Алисы Фрейндлих.
Боялась, что номер не пройдет по правилам
По регламенту, нам можно было брать произведения исключительно из русской культуры – музыку, кинофильмы. Когда мы узнали правила, круг сузился. Нашу команду это не напугало. Хореограф Елизавета Навиславская предлагала разнообразные идеи. Они были хорошие, но я понимала, что не сильно откликаются мне в сердце. Я как будто ждала чего-то еще более мощного.
Я задумалась: что же все-таки хочу катать? В голове возникла идея с поэзией. Подумала: может, есть уже готовые произведения – с музыкой и стихами. Мы обсудили это с Елизаветой, и в тот же день она прислала мне много вариантов. Один из них был в исполнении Алисы Фрейндлих, меня сразу зацепило – я поняла, что это оно, мне очень понравилось. Скинула музыку Алексею Николаевичу Мишину, он тоже был в восторге.
Был единственный нюанс в этой композиции: музыка на фоне была не русская. Я боялась, что из-за этого можем не пройти по регламенту. Мы даже были готовы записывать с композитором новый вариант этого стихотворения – с голосом Фрейндлих, но с другой музыкой.
Я написала главе дирекции спортивного вещания Первого канала Ольге Черносвитовой, спросила, можно ли оставить так. Хотелось точно знать, что нас не исключат в последний момент. Ольга подтвердила, что все нормально: есть и стихи Марины Цветаевой, и голос Алисы Фрейндлих – мы проходим по регламенту.
Мы обрадовались, потому что музыка Шопена прекрасно подходила, не хотелось ничего убирать. Мы лишь удлинили композицию, потому что в оригинале музыка начиналась одновременно со стихами, а хотелось сделать театральное начало. Так что мы добавили музыку и в начале, и в конце, чтобы получилось полное произведение, не только стих.
Трудности с реквизитом: фонарь был не так прост!
Елизавета уже рассказывала, что придумала идею номера в самолете. Мне она очень понравилась. Хотели сделать фонарь, который работает от датчика: по плану я ставлю свечу внутрь – и он загорается теплым красноватым светом.
Елизавета долго искала мастера, который согласился бы – удалось найти раза с пятого. Другие отказывались и говорили: то, что вы предлагаете, вряд ли реально воплотить. Нам сделали фонарь с кабелем. Первое, что я подумала: кабель слишком короткий, как же его подключить?
К сожалению, так и получилось – не смогли провести длинный кабель. Поэтому пришлось отрезать шнур и просто вешать фонарь, который стал обычным, без датчиков света. Но и это выглядело красиво. Хотя изначально была идея, что я ставлю свечу в фонарь, тот разгорается, поднимается, а потом опускается, я вынимаю свечу – и все гаснет. Но и так получилось хорошо за счет света, декораций.
Вообще, самый волнительный момент в номере тоже был связан с этим фонарем. Если его полностью закрыть, то не понять, где дверца – фонарь абсолютно одинаковый со всех сторон. Я предупредила организаторов, что нужно ее приоткрыть. Но боялась, что они забудут, и я буду ездить вокруг фонаря и искать, где же она открывается. Если ты не знаешь, где она, то найти ее с первого раза сложно. И я думала: боже, если сейчас эта дверца закрыта, то начинается стих – а я бегаю и ищу, где открывается фонарь.
В итоге ее оставили открытой, хотя дверца расшаталась, пока мы репетировали – и она полностью открылась. От этого в конце было не так идеально – дверца была нараспашку. Думаю, вживую на это мало кто обратил внимание.
На репетиции не решилась на прыжок в дыму – сделала впервые уже на выступлении
На постановку у нас было около недели. За один день раскидали номер, а потом отрабатывали хореографию. В конце приехал Артем Федорченко и помог подчистить ножки – потому что их ставила я сама: что шло, то и ставила. Там было не так много шагов, потому что я не привыкла сама ставить, мне нужен человек, который поможет. И вот Артем пришел практически на готовый номер и довел шаги. После этого я была уверена, что программа у нас готова.
Оставалось только нигде не споткнуться и сделать в дыму двойной аксель. Это было невероятно страшно – на финальном прогоне я так и не осмелилась прыгнуть. Хотела попробовать, но мне было так страшно прыгать в дыму, что я подумала: ладно, попробуем уже на выступлении, там как пойдет. Я прыгала чисто на ощущениях, и аксель получился очень ровным, без единого колыхания в воздухе.
Было страшно – ты не видишь лед, это вызывало неуверенность. Не видишь, где заканчивается площадка, начинаешь себя дополнительно контролировать – не знаешь же, что там может попасться. Это как идти в темноте – вроде знаешь, что впереди ничего нет, все ровно, но в то же время страшновато.
Мы нашли красивую позицию в ласточке на согнутой ноге. Думаю, буду и дальше использовать ее.
А вообще, думала, что в этом году выступаю на «Русском вызове» уже второй раз – все понятно. Но все равно волнение было колоссальное. Не знаю почему. Я почувствовала себя на больших соревнованиях, не могла найти себе место – волновалась. Мне кажется, не только у меня было такое ощущение, хотя, возможно, только я переживала так сильно. Эти эмоции не сравнить с теми, что получаешь на обычных шоу.
Сшили идеальное платье – готова носить его не только на льду
Когда мы определились с музыкой, я сразу поняла, что платье нужно шить из черного бархата. Хотела сделать элегантное и более вечернее платье. Я представила, что под такую музыку нужно что-то длинное, красивое и не перегруженное деталями.
И как всегда обратилась к своим замечательным швеям. Пришла в мастерскую, на меня просто накинули черный бархат, как-то закрепили там, подрезали тут, я смотрю – уже неплохо. И за две примерки мы сделали это платье. Мне безумно нравится длинная юбка. Возможно, в дальнейшем я еще буду надевать это платье в других номерах. В нем можно пойти и на какой-нибудь прием, вечер. Так что буду его использовать максимально.
Мне понравилось, как на мне выглядит длинная юбка, она совсем не мешала. Хотя я думала, что бархат будет тяжелым и прыгать будет сложнее. Но двойной аксель я могу прыгнуть в любом костюме – мне ничего не будет мешать, если я в нормальной форме.
Когда платье было готово, в голове уже был образ с красивой и элегантной прической. Не в моем стиле, ха-ха. Я поняла, что сама точно не справлюсь – если до этого у меня не получалось, вряд ли произойдет что-то волшебное. Позвонила знакомому стилисту-визажисту.
Она смогла приехать на часик в «Юбилейный» и сделать эту замечательную прическу. Макияж я уже делала сама. А сережки, кстати, взяла у Елизаветы – крупные, но не массивные, они идеально вписались в образ.
Чем уникален этот турнир?
Я мало кого видела на репетициях, да и они очень отличаются от выступлений. Пока нет света, костюмов, сложно понять, кто что катает. Я слышала музыку, видела часть нарядов, но я даже про свой номер не могла понять – выйдет ли он хорошим, как он впишется. Знала только, что он мне нравится. Так что я не думала о местах.
Во-первых, мы не знали, кто будет в жюри. Во-вторых, на что судьи будут обращать внимание. У меня, например, было не так много элементов фигурного катания, да и музыка была не на первом плане. Мы делали акцент на драматургию, мини-театр, получилась камерная постановка. Я не понимала, подходит ли она. Но я так чувствовала.
Я воспринимаю «Русский вызов» как возможность попробовать что-то новое, выйти из рамок, сделать что-то интересное. Такого шанса нет ни на одном шоу – сделать номер с такими декорациями. Круто использовать эту возможность, показать театральную постановку.
В обычных показательных ты можешь кататься без реквизита, интересного света, а сделать просто хорошую программу. А тут столько возможностей, что хочется показывать что-то иное, совсем новое. Поэтому в этом сезоне мы поиграли с акцентами: стол, свеча, письма, фонарь, дым.
На этом турнире можно и нужно раскрывать себя с разных сторон, а сложные прыжки, вращения на максимальный уровень – уже показывать на соревнованиях.
Нужен ли человек из фигурного катания в жюри?
Когда увидела в «Юбилейном» Татьяну Анатольевну Тарасову, была уверена, что в этом году она окажется в жюри. Мне кажется, это бы тоже поспособствовало интересу к турниру. Если среди судей будет человек из фигурного катания, то это может пойти на пользу.
Будет стимул делать больше сложных элементов, ведь этот судья поймет, как это круто.
Когда в жюри люди не из фигурного катания, то тебе как будто бы не нужно делать что-то очень сложное. Быстрый и классный винт назад создает вау-эффект, хотя это почти ничего не стоит. Когда мы были в Китае, зрители полюбили этот элемент – и мы с Мишей Колядой просто разрывали зал, когда делали быстрый винт назад. Вращения, поддержки, прыжки – ничто так не радовало зрителей, как обыкновенный винт.
И если судьи не из фигурного катания, будто бы нет смысла заходить на рискованные элементы. Ты упадешь – и сразу впечатление будет смазано. А вот если будет специалист, то, возможно, это будет стимулом еще больше соединить сложное фигурное катание с театральными задумками.
С другой стороны, жюри из профессиональных артистов позволяет сместить акцент на артистизм и креативность. А именно это отличает «Русский вызов» от других турниров. Честно говоря, я готова к любому составу жюри, потому что для меня главное, чтобы программы получались интересными и цепляли зрителя.
Много призов – это круто, но хотелось бы более спортивные номинации
Когда вручали призы, фигуристы вообще не понимали, что происходит. Когда я прочитала номинации, почти сразу забыла. Помнила, что есть приз за юмор – я бы вручила его Роме Савосину.
Я понимаю логику Первого канала: они хотели, чтобы практически каждый получил награду, сделать максимально дружеский вечер. Но они не учли момент, что судьи – люди непростые и мало кто может удержать их в рамках. Получилась такая неразбериха.
Если бы я была судьей, мне бы тоже не очень хотелось, чтобы меня ставили в рамки: если мне кто-то понравился, я бы хотела этого человека и наградить. Конечно, всегда лучше, когда призы раздают от души, а не по остаточному принципу: тебе нельзя, кто там следующий?
И сами фигуристы понимали в таких ситуациях, что они были не в первых номерах. Так что судей, на мой взгляд, не стоит ставить в такие жесткие рамки – если кто-то понравился, пусть их и награждают. Тогда будет более понятно и более справедливо.
Если есть возможность давать много призов – конечно, давайте. Спортсмены будут только рады, если есть больше возможностей получить приз, заработать деньги. Кто же будет против?
Номинации хотелось бы видеть более спортивные. Мы все-таки не уходим совсем уже в шоу-бизнес или в кино. Фигурное катание – это спорт. И чтобы было понятнее, можно сделать более спортивные призы.
За интерпретацию музыки, за лучший костюм, за лучшую хореографию, за сложную технику. В таком случае судья из фигурного катания хорошо бы вписался – он бы отмечал спортивные аспекты. Это добавило бы интереса и мотивации делать сложную программу.
Номера, которые понравились больше всего: постановка Ягудина в их числе
Я видела не все программы. Мне понравились Женя Тарасова с Вовой Морозовым. У Саши Галлямова и Насти Мишиной получился очень веселый и артистичный номер. Понравился Петя Гуменник, хотя у него не было никакого реквизита, но он нашел интересную хореографию, музыку, костюм. У Саши Степановой и Вани Букина тоже получился классный номер. Ну и Ромка Савосин здорово откатал!
Добавлю и Лешу Ягудина. Он вышел и сам читал стихи – это очень круто. Я не представляю, как можно и кататься, и читать с чувством, с толком, с расстановкой.
Кто никогда не катался и не говорил при этом что-то, тот, наверное, не очень понимает. Понимаю, что у него много опыта, он работает в театре, но соединить спорт и искусство так концентрированно – это невероятно.
В следующем году хочется позитива на «Русском вызове»
Ограничения в тематике заставляют тебя искать там, где ты никогда бы не искал. А это всегда хорошо, когда тебе надо выходить из зоны комфорта и делать то, что ты никогда не планировал. К тому же, когда передо мной слишком большой выбор, я теряюсь. А когда есть хоть какие-то границы, мне это помогает.
Мне кажется, дальше тоже будут объявлять разные темы. В следующем году я бы сделала более юмористичную, позитивную. Чтобы было много веселых номеров. Не знаю, какую конкретно тему можно придумать, но хотелось бы, чтобы программы были примерно в одном ключе. Потому что когда слишком много разных номеров, их сложно сравнивать.
Почему в этот раз было много драмы? Потому что она цепляет больше. Я бы с удовольствием откатала и что-то веселое, но понимала, что драма чаще попадает в цель. В следующем году я бы сделала акцент только на веселых номерах – тогда все получили бы огромное удовольствие.
Такие номера делать сложнее, чем ставить лирику. С этим будет намного больше трудностей. Даже если сравнить моего Шопена и юмористическую программу, то, мне кажется, вторая сложнее бы мне далась.
После такого драматичного «Русского вызова» этого года можно сделать на контрасте что-то легкое и веселое, подарить всем хорошее настроение и улыбки. Я бы с удовольствием посмотрела на креативность наших фигуристов. Многие не так часто, а может, и никогда не катали веселые номера.
Если брать темы по годам или эпохам, то всегда можно уйти в грусть. А вот сделать уклон на характер исполнения было бы интересно. Я бы тоже, конечно, поучаствовала – с удовольствием!
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Соглашусь. Из своего кармана пусть награждают кого хотят, сколько хотят. А призовой фонд турнира должен распределяться согласно регламенту.
Я раньше занималась танцами, и однажды нам на юбилейном концерте нашего коллектива пустили дым на сцену. От него так резали глаза и першило в горле, что мы еле дотанцевали)