Чужие танцы
Результат российской сборной в танцевальном турнире показал, что наша федерация сделала ставку на Екатерину Боброву и Дмитрия Соловьева. Конечно, еще рано говорить о смене лидеров, но, скорее всего, в будущем так и произойдет. Яна Хохлова и Сергей Новицкий проиграли второму номеру сборной в оригинальном танце, что само по себе нонсенс. Разница в классе катания пока заметна невооруженным глазом, и даже ошибки, которые допустили ученики Свинина и Жук, при другом раскладе не стали бы причиной такого результата. Однако данное решение кажется все-таки правильным. И вот почему.
Ванкувер показал направление, в котором будут развиваться танцы как минимум ближайшие четыре года. К сожалению, все российские дуэты оказались вне этого направления. И можно сколько угодно спорить о плюсах и минусах такой тенденции, обижаться, протестовать. Золотые и серебряные призеры Олимпиады оказались впереди, потому что действительно катаются лучше. С таким положением вещей нужно смириться и подумать, как можно конкурировать с заокеанскими парами.
Почему американцы и канадцы выигрывают? Во-первых, обе пары легкие, катаются на очень высокой скорости. В этом с ними никто не сравнится. Бронзовые призеры Турина итальянцы Файелла – Скали, по сравнению со своими соперниками, просто ходили по льду. Во-вторых, и это преимущество, в первую очередь, Тессы Виртью и Скотта Мойра, мировые лидеры катаются в очень близких позициях друг к другу. На льду должны находиться не два отдельных человека, а единый организм. Кстати, это не ново в танцах на льду. Так катались легендарные Торвилл – Дин (кстати, сегодня то, что делают на льду Тесса и Скотт, часто сравнивают с «Болеро» англичан) и Навка – Костомаров. В-третьих, танец в дуэте – это всегда мужчина и женщина, отношения между ними, диалог, общение глаза в глаза. Не соревнование в том, кто выше поднимет ногу, у кого лучше растяжка, кто гибче или кто включит в программу больше наворотов.
Тесса Виртью и Скотт Мойр даже в сложнейших поддержках умудряются вести диалог, смотреть друг другу в глаза, и потому мы им верим. Всего лишь друзья за бортиком, на льду они убеждают нас, что нежно (или страстно, как в оригинальном танце) любят друг друга. У американцев это тоже есть, но, конечно, в меньшей степени. Кстати, о поддержках. Российские фигуристы и тренеры жалуются на то, что новая система судейства привела танцы к пустому атлетизму, секундам. Но ведь олимпийские чемпионы Ванкувера доказали, что можно совместить сложные поддержки и танец, можно добиться синтеза сложности и душевности исполнения. Каждая поддержка четвертого уровня в их программах обусловлена музыкой, характером танца. Как раз российские спортсмены часто грешат «делай раз, делай два». У мировых лидеров все органично, они умеют намного больше, чем показывают, что и создает впечатление гармонии и огромного потенциала.
Россияне, кажется, напротив, включают в программу все, что умеют, одни и те же поддержки кочуют из одного танца в другой. Это наши фигуристы демонстрируют акробатику, канадцы и американцы же танцуют и получают от этого удовольствие. И в-четвертых, новое направление требует иного подхода к выбору музыкального сопровождения. Кататься под изъезженную двадцать пять раз музыку типа «Адажио» Альбинони стало просто-таки дурным тоном. Даже «Призрак оперы» американцев выглядел свежее, чем танец «обо всем и ни о чем» Бобровой и Соловьева. Другое дело, например, Симфония №5 Густава Малера... Это неожиданно, талантливо, глубоко. Конечно, легче выбрать музыку, которая сильнее твоего катания, которая вытянет тебя, если что-то пойдет не так. Но это легкий путь, а чтобы побеждать таких сильных соперников, как Виртью – Мойр и Дэвис – Уайт, легких путей искать нельзя.
Вернемся к российской сборной. Почему же все-таки ставка федерации на Боброву и Соловьева кажется правильным решением? Да просто потому, что они молоды, они являются тем мягким пластилином, из которого пока можно вылепить все, что угодно. Ну или, по крайней мере, многое.
Хохлова и Новицкий – пара уже полностью сформировавшаяся и, к сожалению, находящаяся вне того направления, в котором развиваются танцы. В таком возрасте что-то кардинально поменять уже практически невозможно. Пример – Домнина и Шабалин, которые попытались, но ничего особенно хорошего из этого не вышло. Яна и Сергей катаются очень далеко друг от друга, на невысокой скорости, диалога между ними практически нет – два акробата, которые делают порой невероятные вещи, но от этого их выступления с натяжкой можно назвать танцами. Уберите из их программ бесконечные махи, демонстрацию шпагатов, другие, порой абсолютно лишние, противоречащие характеру танца, навороты – и что останется?
Почему их «Ночь на лысой горе» произвела такой фурор? Потому что это было что-то новое в фигурном катании, и, кстати, их акробатика туда очень хорошо вписывалась, все было органично. Нужно было двигаться дальше, развиваться. Хохлова и Новицкий же решили эксплуатировать то, что уже умеют, только из года в год выходило все хуже. Не хочется в это верить, но, похоже, Яна и Сергей – пара одного танца, как бывает актер одной роли.
Почти все то же самое касается и нашего третьего дуэта – Екатерины Рублевой и Ивана Шефера. Чем больше они прогрессируют, тем больше становятся похожими на своих более сильных одногруппников. Конечно, 16-я позиция после оригинального танца – вовсе не их место, однако это ничего не меняет. Они тоже вне направления.
Можно, конечно, говорить, что не следуют смотреть на других, нужно поддерживать и развивать традиции русской школы, но этот ура-патриотизм вряд ли к чему-то приведет. В фигурном катании, как и везде, одна тенденция сменяет другую. Так, лидирующую позицию в танцах на льду, принадлежавшую раньше российской школе, заняла школа Шпильбанда и Зуевой. Это нормально, с этим нужно смириться и совершенствоваться в существующем направлении, пока на российской земле не появится команда, способная, благодаря своему таланту, что-то изменить.
Но, все же...
Как ни крути, а танцевальные пары, расположившиеся сегодня на высших ступенях мирового и олимпийского пьедестала, все же североамериканские, представляют группу Ш-З, где, по непонятным, по крайней мере, причинам, российских учеников нет.
Ни для кого не секрет, что многолетнее доминирование российских фигуристов стоит у наших соперников костью в горле, особенно в горле североамериканском. Известно, что рейтинги заокеанских ледовых шоу давно уже низкие - так уж устроен тамошний зритель - подавай им «своих» чемпионов.
Азиатским спортсменам удалось научиться доминировать, соревнуясь по существующим приавилам.
Североамериканской федерации, в финансовом плане, кстати, очень влиятельной в ИСУ, пришлось пойти другим путем - чтобы побеждать, надо было просто изменить систему судейства и технические критерии.
Приведу слова из вышеуказанной статьи: «Ванкувер показал направление. в котором будут развиваться танцы, как минимум, ближайшие 4 года. К сожалению, все российские дуэты оказались вне этого направления».
Ольга точно оценила ситуацию. Новые критерии судейства требуют новой техники катания, которой не владеют ни российские, ни европейские пары, заслуженно, как казалось, претендовавшие на мировое лидерство в нынешнем олимпийском сезоне.
Самыми продвинутыми и хорошо схватившими суть перемен, оказались тренеры, как ни странно, работавшие только с заокеанскими спортсменами. Не удивлюсь, что станет известно когда-нибудь о том, что тренерский дуэт Шпильбант-Зуева стоял у истоков не только нового направления в танцах на льду, но и новой системы судейства.
Этот тренерский дуэт действительно талантлив, и молодые спортсмены этой группы, взлетевшие на олимийский пьедестал, взрощены на новых правилах и новых технических критериях буквально с детства. А у наших ребят с хорошо поставленной старой техникой, «летят» колени.
Тандем Шпильбанд-Зуева привил молодым североамериканским танцорам буквально все, отвечающее нынешним правилам судейства. Такая техника накатывается только с детства. Поэтому нынешнему поколению любимых нами фигуристов кроме травм и разочарований, к сожалению, ничего не видать.
Конкурировать с группой Ш-З смогут только очень молодые российские спортсмены, некоторые из которых, кстати, не уступают по технике, а некоторые уже и обыгрывают учеников Шпильбанда.
Насчет Вирту-Мойра. Если танец лирический в нескольких сезонах - это не значит, что пара не развивается. Шербургские зонтики - известная музыка и их катание еще было не совершенно. Кататься под Малера -
это ого-го! Я даже не знаю, кто еще брал хоть раз эту музыку себе в программу. И если говорить об их прогрессе - то их поддержки с тысячей смен позиций партнерши в сложном положении партнера выглядят гораздо эффектней и сложней, чем шпагата и кольца Хохловой. А в прошлом сезоне они действительно «опробовали» некоторые элементы и правильно сделали! Во-первых, они уже точно знали, к чему и как отнесутся судьи. Это вам не танец аборигенов Д/Ш или Полюшко-поле Х/Н. Нельзя так рисковать в олимпийский сезон. А во-вторых, они именно опробовали, а НЕ повторили их. Все элементы были усложнены, поэтому тут очевидный прогресс.
И наконец про Керров...У них похожая проблема, что и у Х/Н. В прошлом году их произвольный вошел в историю! Это был потрясающий танец! В идеале это должен был быть олимпийский танец. Но превзойти планку прошлого года было очень трудно. Но все-таки британцы каждый год экспирементировали и удивляли чем-то новым. Поэтому я бы не стал их сравнивать с Х/Н. Они - это что-то другое. Совершенно неоцененная пара, которая навсегда всем запомнится. И тем более нельзя сравнивать мощь российской федерации (хотя в последнее время она серьзно пошатнулась) и британской. Ну кто у них уроме Керров есть? Жена Кевина ван дер Перрена? И все.
Поэтому не думаю, что это политика двойных стандартов, при всем уважении к Вам.
А вообще - какая разница где выигрывать? Почему все прицепились именно к Сочи? Я, например, вообще боюсь, что каждая победа русских в Сочи будет сопровождаться скандалами и выкриками проигравших вроде «они себе подсудили!».
Тренерам нужно развиваться. Свинина и Жук только начали свою тренерскую работу. Хохлова и Новицкий - одни из первых из выходцев в свет. Они (тренеры) должны получать реальную практику. Что же будет, если у них будут забирать всех преспективных учеников со словами «Им нельзя тратить время»?. В России не останется тренеров. И это будет действительно провал. Не на 4-8 лет. На долгие, долгие годы, потому что воспитать новых тренеров - очень сложно, вы это и сами знаете.
Тесса Виртью и Скотт Мойр даже в сложнейших поддержках умудряются вести диалог, смотреть друг другу в глаза, и потому мы им верим. Всего лишь друзья за бортиком, на льду они убеждают нас, что нежно (или страстно, как в оригинальном танце) любят друг друга.»
А как быть тем танцорам, которые являются братом и сестрой (Керры, Зарецкие)?))))
Боброва и Соловьев - очень перспективные. У них сейчас стартовая позиция гораздо лучше, чем у Д/Ш в 2006 году. Самое главное, что у них есть - это техника. Посмотрите протоколы! В произвольном танце по базовой технической оценке они выиграли у ВСЕХ!!! Никто не получил 4 уровни за все элементы. И при этом им еще учиться и учиться техническому мастерству. В принципе это относится и нашим юниорам! Технически все очень сильны в рамках существующих правил. А если есть техническая база, то можно и взяться за компоненты. Поэтому сейчас все в руках ребят, их тренеров и федерации. Главное не загубить такой талант! Я верю, что к Сочи мы прорвемся! Спорт так непредсказуем через 4 года. Все еще впереди!!!))
Боюсь,что смысла им оставаться нет никакого.Никто их никуда не пустит,да и сами они уже не смогут.
А вот Ильиных-Кацалапова жду во взрослых с нетерпением - очень интересно будет посмотреть на них. Потенциал видиться очень даже неплохой.(тьфу-тьфу-тьфу).
Не надо обманывать себя - то,что потенциал Вёрчу-Мойр много больше,чем юношеская любовь,они вполне доказали в своём фламенко.И у Тессы там всё более чем в порядке - у неё выразительные говорящие руки и отличная мимическая пластика. Тёмная страсть танго им и впрямь была рановата,но это вопрос пары лет.