12 мин.

Шоу «Gift» Юзуру Ханю: кино-рефлексия

Предупреждение: много гифок. 26 февраля на арене Tokyo Dome состоялось шоу Юзуру Ханю «Gift». Оно собрало 35 тысяч зрителей, его показывали более чем в 80 кинотеатрах Японии и более чем в 10 за границей (Тайвань, Гонконг, Южная Корея), а также в трансляциях: для японцев на канале Disney+, для иностранцев на стриминговой платформе Globe Coding (с английскими субтитрами). Позже в интернете появились записи, поэтому при желании можно скачать шоу с гугл-диска: https://drive.google.com/drive/folders/1_XEURDcNCKhMnaCMxJfq0VUjFysl7YY1 или посмотреть его вк:

Мой обзор будет довольно грубым и поверхностным: пересказать все, о чем говорится в шоу, сложно. Во-первых, история (к слову, озвучивал ее сам Юзуру) рассказывается образно, и пересказ (с учетом искажения личным восприятием) слабо отражает первоначальный текст, а во-вторых, для полного изложения пришлось бы слишком много написать. Поэтому отмечу лишь некоторые моменты, а остальное вы можете посмотреть сами. Да, поскольку я воспринимала историю несколько абстрактно, то главное действующее лицо истории я буду называть «Персонаж».

Вступительный номер под музыку «Жар-птица» Стравинского - это отсылка (даже цвета костюма похожи) к детской произвольной программе Ханю сезона 2007-2008.

Жар-птица

После видеоролика, повествующего о начале пути Персонажа, о поиске своего места, дела, ценностей, мечты (и разговора с луной), идет прокат Hope and Legacy.

Фрагмент видеоролика между программами "Жар-птица" и "Hope and Legacy"
Hope and Legacy

Затем Персонаж рассказывает, что вокруг него все вдруг рассыпалось, что он напуган и думает, что потерял все важное для него, но потом свет с неба показывает ему, что ничего не исчезло. Мне показалось, что этот фрагмент отсылает к повлиявшему на Юзуру Великому восточно-японскому землетрясению, произошедшему 11 марта 2011 года. Тогда он сомневался в том, стоит ли продолжать кататься, есть ли от его катания какая-то польза для других людей и что вообще он может сделать. Ханю говорил, что в ночь после землетрясения звезды (к слову говоря, они упоминаются в начале следующего видеоролика) на небе были видны особенно ярко, и это звездное небо вселило в него надежду.

Фрагмент видеоролика между «Hope and Legacy» и One Summer's Day

Далее Юзуру катает новый номер, поставленный под саундтрек «One Summer's Day» из аниме-фильма «Унесенные призраками». Есть ли связь между духом реки Хаку (персонаж аниме) и «водными» световыми эффектами? Является ли это намеком на произошедшее 11.03.11 цунами? Кто знает, самого Ханю об этом номере еще не спрашивали.

One Summer's Day

После видеоролика, где рассказывается о преодолении трудностей, выборе нелегкого пути, который олицетворяет сильный ветер и разговоре с ветром, Юзуру катает Балладу №1. Далее рассказ плавно подводит нас к воспоминаниям об ОИ22 в Пекине.

Фрагмент видеоролика между Балладой №1 и Рондо
Фрагмент видеоролика между Балладой №1 и Рондо

Объявляется шестиминутная разминка (такая фишка у Юзуру была еще в шоу «Пролог», только там он катал Сеймея), и Юзуру выходит раскатываться перед Рондо. Тут я хочу сказать, что выйти катать программу с таким болезненным прошлым, да в полной раскладке со всеми элементами, да перед 35 тысячами зрителей... Это нужно иметь определенную смелость. Как бы ты не тренировался и не выкатывал программу на тренировках, в прокате все что угодно может пойти не так, и цель не будет достигнута, и осадок останется. Но, к счастью, Юзуру смог откатать Рондо без грубых ошибок и был этому рад, как и зрители.

Рондо

После перерыва на заливку льда (кстати, во время антракта Ханю сменил укладку волос) играет песня «Let's Go Crazy», а затем Юзуру катает «Let me entertain you».

Let me entertain you

Дальнейшая беседа Персонажа с роботом намекает на то, что люди (в частности спортсмены), бодро говорящие «Все в порядке!», «Я смогу это сделать!», «Буду стараться изо всех сил!», не всегда так на самом деле думают, зачастую это просто стандартные официальные фразы, маска. Они сомневаются, не уверены в том, что у них получится или даже в том, что им нравится их дело. Порой люди даже пытаются убедить сами себя в том, что «все нормально», но не всегда это получается. Мало кто понимает (а может быть даже никто), что они на самом деле чувствуют.

Начинается прокат новой программы-бунта под песню Ado «Ashura-chan».

Фрагмент видеоролика между программами "Let me entertain you" и "Ashura-chan"
Ashura-chan

В следующей части повествования «темная сторона» Персонажа говорит о том, что он не может двигаться дальше: он устал и уже сделал все, что мог, он бесполезен, а «светлая» убеждает не сдаваться: он все сможет и у него все получится. Вслед за этим Юзуру катает «Призрак Оперы».

Фрагмент видео между программами "Ashura-chan" и "Призрак Оперы"
Перед прокатом программы "Призрак Оперы"

После разговора Персонажа с ускользающей, уходящей мечтой, которую он не хочет отпускать, следует прокат программы «Someday the Dream Will End». Она была впервые показана на шоу «Пролог» и отсылает к мечте Юзуру о четверном акселе.

Фрагмент видеоролика между "Призраком оперы" и "Someday the Dream Will End"
Someday the Dream Will End

В последней части истории Персонаж понимает, что то, чем он дорожил, никуда не исчезло, и пожалуй... В итоге принимает себя, все свои стороны?

Затем Юзуру катает «Notte Stellata», а нам предлагают возвращаться к этой истории, если когда-нибудь возникнет желание.

Фрагмент видеоролика между "A Fleeting dream" и "Notte Stellata"
Notte Stellata
Конец истории

На экране показывают новую программу (и титры поверх нее), записанную на родном катке Юзуру, под песню Mrs. Green Apple «Boku No Koto» («Обо мне»). Песня довольно философская и жизнеутверждающая.

Boku No Koto

Всего версий записи программы существуют три: две по-разному смонтированные - одна показана на Gift, другая на ютуб-канале Ханю в общем доступе:

третья - неотредактированная версия с одной камеры, доступная спонсорам канала (то есть тем, у кого есть платная подписка). Хобби у него такое - записывать прокаты и монтировать их. Но шоу не закончилось, шоу продолжается! Юзуру выходит и просит аудиторию поблагодарить музыкантов и танцоров (Elevenplay), а руководитель специальной группы Gift Сатоши Такебе в свою очередь просит публику поблагодарить Ханю. Далее музыканты играют новую композицию «Gift», написанную Сатоши Такебе специально по этому случаю. После Юзуру катает программу «Haru yo koi» (Приди, весна).

Токийский филармонический оркестр
Специальная группа Gift под руководством Такебе Сатоши
Elevenplay
Haru yo koi

Затем музыканты играют «Сеймей», а Юзуру выходит в конце, перед хореографической последовательностью. До его выхода на экране показывается видеоролик, где мелькают сцены подготовки шоу: в будущем хотелось бы увидеть документалку или хотя бы побольше «закулисья».

Фрагмент последнего видеоролика
Сеймей

В финале Юзуру благодарит зрителей и людей, работавших над шоу, говорит о том, что подготовка шоу далась очень непросто. В конце кричит свое традиционное «Arigatou gozaimashita!».

Фрагмент финала
Arigatou gozaimashita!

Это шоу из тех, что нужно смотреть целиком, чтобы получить полный эффект от восприятия «истории». Я смотрела его как эдакое кино-рефлексию о внутренних переживаниях, метаниях и сложностях, поиске себя и своего пути, что, наверное, знакомо каждому из нас. Шоу «Gift» своей образностью в некоторой степени напоминает сказку, особенно если вспомнить разговоры Персонажа с луной, ветром, мечтой, между светлой стороной и темной, и благодаря этой образности каждый человек может воспринимать эту историю по-своему.

Приведу фрагмент перевода интервью Юзуру после шоу (источник https://vk.com/@yuzus_hearts-intervu-s-udzuru-posle-podarka): Вопрос: Можно ли это назвать путешествием по вашей душе?

Ответ: Ну, как сказать... Это, скорее, не душа, а моя личность. Задумайтесь о маске, которую вы используете, находясь в обществе. Я думаю, что даже когда я вот так разговариваю, я показываю того Юдзуру Ханю, которого хочу показать. Но наверное, даже сейчас, пока я разговариваю, в моем сердце тлеет [настоящий] Юдзуру Ханю. Наверное, так не только у меня, а у всех вас. Вот почему я надеюсь, что за это время [шоу] вы смогли увидеть мою и ваши истинные личности, что я смог помочь вам их увидеть. Общее количество людей, в той или иной мере работавших над шоу составляет более 500 (если судить по титрам) человек. Шоу выглядит дорогим и трудоемким: прекрасно исполненный живой звук, завораживающие световые эффекты, продуманная, интересно сформулированная и приятно озвученная история, танцоры, стильные видеоролики. Tokyo Dome - это очень дорогая площадка, и, к слову, каток там раньше не заливали. По слухам из-за особенностей стадиона в Tokyo Dome бывают проблемы со звуком, но на шоу (по отзывам зрителей) их не было - ответственная за звук команда хорошо поработала. Это шоу было спродюсировано и поставлено Юзуру в сотрудничестве c Mikiko (она работала с ним и над шоу «Пролог»). Юзуру занимался организацией, создавал и озвучивал историю, снимался для видеороликов, поставил два новых номера (вернее три, если учесть тот, что был записан на катке), а еще много и тяжело тренировался. Во время шоу он прокатал (целиком или частично) 12 программ, прыгал квады, триксели и тройные. Отдельный вопрос: как фигуристы успевают переодеться, расшнуровать-зашнуровать коньки - и это все за 3-6 минут (примерно столько времени было от «ушел с текущего номера» до «пришел на следующий»)? К концу шоу Юзуру подустал (на некоторых элементах его мотало), но катал от души и с настроением. Не знаю какие у него там в конце дыхания открывались, что он даже в финале понесся несколько элементов исполнять. По его голосу было слышно, что он то ли расчувствовался, то ли отдышаться не мог, то ли и то, и другое.

Увидим ли мы когда-нибудь столь же грандиозное шоу? Кто знает.