Шоу «Gift» Юзуру Ханю: кино-рефлексия
Предупреждение: много гифок. 26 февраля на арене Tokyo Dome состоялось шоу Юзуру Ханю «Gift». Оно собрало 35 тысяч зрителей, его показывали более чем в 80 кинотеатрах Японии и более чем в 10 за границей (Тайвань, Гонконг, Южная Корея), а также в трансляциях: для японцев на канале Disney+, для иностранцев на стриминговой платформе Globe Coding (с английскими субтитрами). Позже в интернете появились записи, поэтому при желании можно скачать шоу с гугл-диска: https://drive.google.com/drive/folders/1_XEURDcNCKhMnaCMxJfq0VUjFysl7YY1 или посмотреть его вк:
Мой обзор будет довольно грубым и поверхностным: пересказать все, о чем говорится в шоу, сложно. Во-первых, история (к слову, озвучивал ее сам Юзуру) рассказывается образно, и пересказ (с учетом искажения личным восприятием) слабо отражает первоначальный текст, а во-вторых, для полного изложения пришлось бы слишком много написать. Поэтому отмечу лишь некоторые моменты, а остальное вы можете посмотреть сами. Да, поскольку я воспринимала историю несколько абстрактно, то главное действующее лицо истории я буду называть «Персонаж».
Вступительный номер под музыку «Жар-птица» Стравинского - это отсылка (даже цвета костюма похожи) к детской произвольной программе Ханю сезона 2007-2008.
После видеоролика, повествующего о начале пути Персонажа, о поиске своего места, дела, ценностей, мечты (и разговора с луной), идет прокат Hope and Legacy.
Затем Персонаж рассказывает, что вокруг него все вдруг рассыпалось, что он напуган и думает, что потерял все важное для него, но потом свет с неба показывает ему, что ничего не исчезло. Мне показалось, что этот фрагмент отсылает к повлиявшему на Юзуру Великому восточно-японскому землетрясению, произошедшему 11 марта 2011 года. Тогда он сомневался в том, стоит ли продолжать кататься, есть ли от его катания какая-то польза для других людей и что вообще он может сделать. Ханю говорил, что в ночь после землетрясения звезды (к слову говоря, они упоминаются в начале следующего видеоролика) на небе были видны особенно ярко, и это звездное небо вселило в него надежду.
Далее Юзуру катает новый номер, поставленный под саундтрек «One Summer's Day» из аниме-фильма «Унесенные призраками». Есть ли связь между духом реки Хаку (персонаж аниме) и «водными» световыми эффектами? Является ли это намеком на произошедшее 11.03.11 цунами? Кто знает, самого Ханю об этом номере еще не спрашивали.
После видеоролика, где рассказывается о преодолении трудностей, выборе нелегкого пути, который олицетворяет сильный ветер и разговоре с ветром, Юзуру катает Балладу №1. Далее рассказ плавно подводит нас к воспоминаниям об ОИ22 в Пекине.
Объявляется шестиминутная разминка (такая фишка у Юзуру была еще в шоу «Пролог», только там он катал Сеймея), и Юзуру выходит раскатываться перед Рондо. Тут я хочу сказать, что выйти катать программу с таким болезненным прошлым, да в полной раскладке со всеми элементами, да перед 35 тысячами зрителей... Это нужно иметь определенную смелость. Как бы ты не тренировался и не выкатывал программу на тренировках, в прокате все что угодно может пойти не так, и цель не будет достигнута, и осадок останется. Но, к счастью, Юзуру смог откатать Рондо без грубых ошибок и был этому рад, как и зрители.
После перерыва на заливку льда (кстати, во время антракта Ханю сменил укладку волос) играет песня «Let's Go Crazy», а затем Юзуру катает «Let me entertain you».
Дальнейшая беседа Персонажа с роботом намекает на то, что люди (в частности спортсмены), бодро говорящие «Все в порядке!», «Я смогу это сделать!», «Буду стараться изо всех сил!», не всегда так на самом деле думают, зачастую это просто стандартные официальные фразы, маска. Они сомневаются, не уверены в том, что у них получится или даже в том, что им нравится их дело. Порой люди даже пытаются убедить сами себя в том, что «все нормально», но не всегда это получается. Мало кто понимает (а может быть даже никто), что они на самом деле чувствуют.
Начинается прокат новой программы-бунта под песню Ado «Ashura-chan».
В следующей части повествования «темная сторона» Персонажа говорит о том, что он не может двигаться дальше: он устал и уже сделал все, что мог, он бесполезен, а «светлая» убеждает не сдаваться: он все сможет и у него все получится. Вслед за этим Юзуру катает «Призрак Оперы».
После разговора Персонажа с ускользающей, уходящей мечтой, которую он не хочет отпускать, следует прокат программы «Someday the Dream Will End». Она была впервые показана на шоу «Пролог» и отсылает к мечте Юзуру о четверном акселе.
В последней части истории Персонаж понимает, что то, чем он дорожил, никуда не исчезло, и пожалуй... В итоге принимает себя, все свои стороны?
Затем Юзуру катает «Notte Stellata», а нам предлагают возвращаться к этой истории, если когда-нибудь возникнет желание.
На экране показывают новую программу (и титры поверх нее), записанную на родном катке Юзуру, под песню Mrs. Green Apple «Boku No Koto» («Обо мне»). Песня довольно философская и жизнеутверждающая.
Всего версий записи программы существуют три: две по-разному смонтированные - одна показана на Gift, другая на ютуб-канале Ханю в общем доступе:
третья - неотредактированная версия с одной камеры, доступная спонсорам канала (то есть тем, у кого есть платная подписка). Хобби у него такое - записывать прокаты и монтировать их. Но шоу не закончилось, шоу продолжается! Юзуру выходит и просит аудиторию поблагодарить музыкантов и танцоров (Elevenplay), а руководитель специальной группы Gift Сатоши Такебе в свою очередь просит публику поблагодарить Ханю. Далее музыканты играют новую композицию «Gift», написанную Сатоши Такебе специально по этому случаю. После Юзуру катает программу «Haru yo koi» (Приди, весна).
Затем музыканты играют «Сеймей», а Юзуру выходит в конце, перед хореографической последовательностью. До его выхода на экране показывается видеоролик, где мелькают сцены подготовки шоу: в будущем хотелось бы увидеть документалку или хотя бы побольше «закулисья».
В финале Юзуру благодарит зрителей и людей, работавших над шоу, говорит о том, что подготовка шоу далась очень непросто. В конце кричит свое традиционное «Arigatou gozaimashita!».
Это шоу из тех, что нужно смотреть целиком, чтобы получить полный эффект от восприятия «истории». Я смотрела его как эдакое кино-рефлексию о внутренних переживаниях, метаниях и сложностях, поиске себя и своего пути, что, наверное, знакомо каждому из нас. Шоу «Gift» своей образностью в некоторой степени напоминает сказку, особенно если вспомнить разговоры Персонажа с луной, ветром, мечтой, между светлой стороной и темной, и благодаря этой образности каждый человек может воспринимать эту историю по-своему.
Приведу фрагмент перевода интервью Юзуру после шоу (источник https://vk.com/@yuzus_hearts-intervu-s-udzuru-posle-podarka): Вопрос: Можно ли это назвать путешествием по вашей душе?
Ответ: Ну, как сказать... Это, скорее, не душа, а моя личность. Задумайтесь о маске, которую вы используете, находясь в обществе. Я думаю, что даже когда я вот так разговариваю, я показываю того Юдзуру Ханю, которого хочу показать. Но наверное, даже сейчас, пока я разговариваю, в моем сердце тлеет [настоящий] Юдзуру Ханю. Наверное, так не только у меня, а у всех вас. Вот почему я надеюсь, что за это время [шоу] вы смогли увидеть мою и ваши истинные личности, что я смог помочь вам их увидеть. Общее количество людей, в той или иной мере работавших над шоу составляет более 500 (если судить по титрам) человек. Шоу выглядит дорогим и трудоемким: прекрасно исполненный живой звук, завораживающие световые эффекты, продуманная, интересно сформулированная и приятно озвученная история, танцоры, стильные видеоролики. Tokyo Dome - это очень дорогая площадка, и, к слову, каток там раньше не заливали. По слухам из-за особенностей стадиона в Tokyo Dome бывают проблемы со звуком, но на шоу (по отзывам зрителей) их не было - ответственная за звук команда хорошо поработала. Это шоу было спродюсировано и поставлено Юзуру в сотрудничестве c Mikiko (она работала с ним и над шоу «Пролог»). Юзуру занимался организацией, создавал и озвучивал историю, снимался для видеороликов, поставил два новых номера (вернее три, если учесть тот, что был записан на катке), а еще много и тяжело тренировался. Во время шоу он прокатал (целиком или частично) 12 программ, прыгал квады, триксели и тройные. Отдельный вопрос: как фигуристы успевают переодеться, расшнуровать-зашнуровать коньки - и это все за 3-6 минут (примерно столько времени было от «ушел с текущего номера» до «пришел на следующий»)? К концу шоу Юзуру подустал (на некоторых элементах его мотало), но катал от души и с настроением. Не знаю какие у него там в конце дыхания открывались, что он даже в финале понесся несколько элементов исполнять. По его голосу было слышно, что он то ли расчувствовался, то ли отдышаться не мог, то ли и то, и другое.
Увидим ли мы когда-нибудь столь же грандиозное шоу? Кто знает.
Кто-то писал, что вся эта сказка, его монологи/диалоги с собой - это неинтересно для фанатов фигурного катания, которые хотят смотреть на катание, а не слушать про Солнце, Луну, Ветер и тд.
А я прочувствовала всё шоу именно из-за нити повествования, эта сказка-чувства Юдзуру, зачитанная его голосом, и соединяющая все выступления - это что-то особенное.
Без сюжета это было бы просто выступление Юдзуру с его программами, обычное шоу в обыкновенном понимании этого слова. А так получилось нечто уникальное, масштабное, то, что очень западает в душу! Спасибо Юдзуру и его команде за такое событие в мире фк!
Дождитесь уже SoI что ли, будут вам там и Шекспир с Данте, и кофе с какавой.)
Это второе сольное шоу Юзуру, и оно оказалось столь непохожим на PROLOGUE, я невольно задумалась, что готов Юзу предложить зрителям на следующее свое шоу.
О создании GIFT было так мало информации от него самого и от Микико, чему сейчас я очень рада, поскольку это было шоу – подарок, шоу - сюрприз, шоу – откровенье. Я наблюдаю за карьерой Юзуру больше 12 лет и, смотря его шоу, понимаю, насколько повезло, что в фигурном катании есть такой Гений, и как же много о нем неизвестно и скрыто.
Просмотр в прямом эфире дал такую мощную энергию от каждого действия во время шоу, что невольно забылось, что это не соревнование. Адреналин такой же, внимание на него одного, ответственность наивысочайшая. Только не для него, Юзуру по-прежнему соревнуется, это другая форма, но суть не изменилась – есть регламент, «судьи», элементы и образ. Только его программа теперь – это 2 с лишним часа, его образ – это его личные мысли, которые он много лет записывал и анализировал, его катание – это история выбора программ и музыки. Юзуру всегда внимательно относился к любой составляющей фигурного катания, смотря GIFT, я радовалась, что он верен себе: он всё так же бесстрашен, не сдается, отдается льду на 200 % и живет атмосферой соревнования. Про красоту и силу визуализации не буду говорить, самое важное, что это было необыкновенное шоу от Мастера Юзуру.
Муж мой, далёкий от фк, любитель оперы и покатать по Европам на концерты, три (!!!) раза посмотрел со мной Гифт.
Прецедентов с международной трансой не было, японцы очень консервативные (мягко скажу), а тут еще и сабы.
Юзуру сделал нереальное.
Это было красиво, очень красиво и потрясающе красиво, а главное, небывало.
Он умеет удивлять. И ещё много раз нас удивит. Он король фк. Не было такого и не будет. Он Юзуру Ханю.
Истории лично от Ханю - то, что удивило больше всего и связало многие элементы и события его спортивной карьеры в единое целое. Что особенно важно - GIFT как личный спектакль от Ханю - неповторяющееся шоу, останется единственным в своем роде.