4 мин.

Хрустальный замок: «Strange, I've seen that face before ...» (Часть 1)

Если впечатление от новых программ Александры Трусовой можно передать словами "like a hawk searching for the pray... / как ястреб в поисках добычи...", то к новому танго Майи Хромых больше подходят слова "like the night waiting for the day... / как ночь в ожидании дня..."

Adriana Gibello. Summer Night, 2009. Artnet.

Призрачное время зависания над вечностью

В начале прошлого сезона Майя виделась манящей загадкой, этакой девой в пелене грёз смотрящего. И было так заманчиво писать об обволакивающей "кинестетичности" её бархатного блюза под мохнатыми южными звёздами. Отовсюду сыпались, искрились, разбегались колюче-велюровые звуки, цвета, запахи, всполохи зарниц. Бежали легчайшие ноги, вились певучие руки и звучал наждачно-интимный голос, исповедовавшийся о чём-то так и недосказанном...

Ещё интереснее было писать об её прекрасной Красной скрипке, программе, пронизанной мощнейшей метафорой пути, одинокого странствия сквозь время, века, судьбы. Путь от мастерской Мастера через венские улочки, лондонские салоны, сквозь угар и безумие культурной революции в программе Майи причудливо переплетался и растворялся в танго - сплаве музыкальных культур, танцевальной смеси интеллекта и любви, дум и страстей. И хотя танговая часть программы ещё не прозвучала тогда объёмно и ярко, мне всё же немного жаль, что Красную скрипку не перенесли в сезон нынешний.

Но... В этом сезоне у Майи есть новое танго. И какое! Buenos Aires Hora Cero. La hora cero, час зеро. Нулевой час, время без названия. Призрачное время зависания над вечностью...

Adriana Gibello. Behind the door hidden, 2013. Artnet.

Это танго в сезоне 2016-2017 было частью программы, с которой Шома Уно стал серебряным призёром на сумасшедшем по накалу и составу участников предолимпийском чемпионате мира в Хельсинки. И Майя с этим танго, я надеюсь, сможет попасть на олимпийские игры-2022.

В программе Шомы "La Hora Cero" было прелюдией к "Балладе для безумца" (А.Пьяццолла, О.Феррер). В хореографии Михoко Хигучи Шома превосходно передавал тревожно-загадочное ожидание, ведущее к безумному накалу второй части под ранящий вокал Милвы. В программе Майи "La Hora Cero" это прелюдия ко второй части - танго Роксэн под пронзительно-страдающий вокал МакГрегора (брутально звучащее "Роооксэээн" исполнено Я.Команом).

Майина программа - это "sheer class and grace" / воплощение класса и изящества. Надо было суметь выкатать танго так, как будто бы вы уже вдохнули этот воздух ночного, опасно-влекущего Буэнос-Айреса или протанцевали по улицам города богемного, дышащего портовыми запахами пота, слёз, соли, города жарких объятий, лёгкого предательства и бездушного одиночества. Майя это сделала и красиво, и эстетически выразительно, и юношески сдержано.

Что меня привлекало в Майе уже в прошлом году - это умение выдерживать зашкаливающие 'музыкальные' эмоции (и в Бархатном блюзе, и в Красной скрипке, и в танго "Роксэн") на острие балансирования между чрезмерной стилистической эмоциональностью и эстетически-тонкой выразительностью (я бы даже сказала, безупречностью). Она танцует и чувствует "нерв" музыки, а не рассказывает подтекстные истории дамы с камелиями или звезды кабаре Сатин. Это придаёт её катанию налёт элегантной созерцательности, что мне так нравится в Майе.

А эта Майя может ещё и прыгать ультра-си, и скользить, и вращаться, сохраняя свой особый стиль и шик. Как заметил один прекрасный автор, следует "обратить внимание на амплитуду некоторых вращений, изменяемых специально с помощью наклонов головы и на таящую угрозу паучью гидроспираль". Сегодня Майе удался каскад с четверным прыжком. Удался на дебютном выступлении, после неудачных попыток на тренировках, в борьбе с чемпионкой мира, а это значит, что Майя ещё и как спортсменка - крепкий орешек.

Вот с такой фигуристкой сегодня соревновалась Анечка Щербакова, но о ней в следующем эссе.

А теперь воплощение стиля и магии, sheer class and grace - Грейс Джонс: