Девушки в красном: Майя Хромых
Фигуристки часто выступают в платьях всевозможных оттенков красного. Но, пожалуй, алый, или червонный, цвет - самый яркий оттенок красного - стал чуть ли не символом фигурного катания в 2014 и 2018 годах, когда всё ещё проводились Олимпиады. В платьях именно этого цвета выступали ученицы Этери Тутберидзе Юлия Липницкая
и Алина Загитова
Я думаю, теперь можно сказать, что эти произвольные программы вошли в "золотой фонд" мирового фигурного катания. Дело было не только в эффекте самого действа на льду: юные девушки сражали драматичной красотой образа, отточенностью исполнения, технической дерзостью. На мой взгляд, в первую очередь, это были программы-манифесты их создателей. Таким сногсшибательным образом появились на ледовой арене и заявили о себе во весь голос фигуристки невиданной ранее плеяды победительниц одного тренера. Тренера, школа которой, начиная с первого проката Юлии на соревнованиях взрослых, представляет одну за одной программы, стоящие особняком в женском ФК.
О Юлии, Алине и их программах написано немало. И на этом канале вы можете найти некоторые эссе о девочке в красном пальто и о красной балерине. Я бы хотела написать сегодня о другой девушке в красном.
О первом впечатлении от короткой программы Майи Хромых можно прочитать в эссе "Бархатный блюз".
Цвет алого пламени может быть и благородным, прекрасным, символизируя радость, любовь и полноту жизни, и тревожащим, опасным, революционным. Какое бы значение мы ни вкладывали в символику костюмов фигуристок (или не придавали этому значения совсем), красный цвет их платьев уже неотделим от общего восприятия их программ.
В отличие от чистого, ясного цвета балетной пачки Алины с победным золотым орнаментом, платье Майи более "драматично", и сочетание цветов вызывает смутное ощущение тревоги. Переходы от ярко-алого к карминно-красному и почти кровавому начинают особенно выделяться с первыми звуками скрипки, рассказывающими о рождении и смерти (см. "О чём расскажет Красная скрипка"). Тревожащие всполохи и бездонная полоса чёрного в некоторой степени смягчаются движением, позициями, жестами изящных рук в чёрных перчатках, когда во второй части программы Майя плывёт в ритме танго.
Как часто указывают, блюз можно рассматривать как "личное, приватное выражение тоски, печали, боли". Если смотреть под таким углом, то КП и ПП Майи может связывать некое состояние очень интимного повествования о затаённом. И если это повествование в короткой программе вызывает чувство "мурашек по коже", когда слышишь и видишь слияние искреннего, девичьего волнения и глубокого понимания чего-то недосказанного, то в ПП это уже более драматичный рассказ о путешествии во времени.
Было бы заманчиво пофантазировать о том, почему выбрана эта мощнейшая метафора пути, одинокого странствия сквозь века и судьбы. Но, пожалуй, это было бы чересчур сложно для программы всё ещё юниорки. Хотя эта юниорка, самым странным образом захватила воображение многих, её программы вызвали неожиданный отклик, а сама Майя видится загадкой - дева в пелене грёз смотрящего.
Хореографически "Красная скрипка" Майи, как и "Бархатный блюз", рассчитана на амплитудное, свободное катание. Под заунывную (по-словам одного критика), а на самом деле, проникновенную и странно нежную мелодию начинается ледовый путь длиною в 4,5 минуты. Он пройдёт через 4ой прыжок (до сих пор неудачный, к сожалению) и каскады (3F2T, 3Lz3T, 3Feu3S), мягкую вязь шагов, плавное течение спиралей, красно-чёрное 'смятение' вращений, и каждый раз вы будете замечать эти великолепные руки, выразительные жесты, грациозные выезды и удерживаемые (иногда с трудом) позиции.
Рождённая в страдании (творческом и физическом) в старинном городе Кремоне, Красная скрипка исчезает, появляется вновь, продолжает свой путь через венские улочки, лондонские салоны, проходит сквозь угар и безумие культурной революции и оказывается на стенде современного аукциона. Этот путь скрипки раскрывается метафорой танго как смешения музыкальных традиций, как танцевальной смеси любви, страстей, ревности. Всё это - и переплетение судеб, и любовь, и страсть, и предательство - есть в истории Красной скрипки, и во второй половине программы Майя старается передать это с какой-то трогательной сдержанностью и деликатностью.
Говоря о влиянии тренера на программы фигуристок, я бы предположила, что в ПП Майи присутствует некая 'интеллигентская' рефлексия, размышление об одиноком пути и страстях человеческих. И, пожалуй, Майя с её грациозной сдержанностью и затаённостью подходит более всех.
И последнее. Я склонна согласиться, что упорные попытки Майи усложнить свою программу и прыгнуть 4й прыжок - это не только их общее стремление быть на самом острие технической сложности, но и желание 'поставить' 4й прыжок фигуристке высокого роста. Я буду рада, когда Майя откатает свои программы на самые высокие оценки от своих тренеров.
Возможно, не случайно ПП Майи заканчивается музыкальным фрагментом "Тема Анны" из начала программы. Жизнь зарождается вновь. Скрипка продолжит свой путь уже в другом времени, среди новых страстей, стремлений, потерь и достижений.
ПП Майи на ЧР-2021 здесь.
Это эссе опубликовано перед выступлением Майи на командном турнире-2021. Я, как и многие, жду от Майи исполнения четверных прыжков.
Все фотографии взяты из открытых источников в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.
Вытянутая в струнку, она сама напоминает струну, способную передавать тонкие вибрации))
Майя именно деликатно прикасается к образу, сокрытому в музыке и заложенному в программу))
И да, Вам я готова благодарно "слагать оды и петь дифирамбы" за столь изящный текст поста)) Спасибо!!