Ad astra/К звёздам: заключение. Энигма Болеро остаётся
Это стартовая позиция перед исполнением произвольной программы на чемпионате России по фигурному катанию в 2020 году.
И это Камила Валиева.
Восхищающая многих любителей фигурного катания непередаваемой гармонией своего присутствия на льду. Критикуемая не меньшим количеством следящих за женским ФК России за нестабильность исполнения технических элементов, за нерешительность, робость и т.д. и т.п.
Она готовится прокатать, прожить, отпрыгать свою произвольную программу.
'Прокатать' означает, что она готовится сделать это после фантастически успешного выступления одной из прим прошлого сезона квадистки Александры Трусовой, которая только что установила неофициальный мировой рекорд.
'Прожить' означает, что она должна представить зрителю самую непростую для произвольной программы музыку -- "Болеро" Мориса Равеля, эту сумасшедшую, монотонную, убийственно ритмичную композицию с неумолимо нарастающим драматизмом и финальным "обвалом" исполнителя ли, всего мира ли.
'Отпрыгать' означает, что ей предстоит прыгнуть два 4х прыжка, может быть, не самых сложных с точки зрения пресытившихся российских зрителей. Но не будем забывать, что для всех других это - недостижимые 4ые прыжки, и один из них - в каскаде.
И вот её выступление.
В предыдущих постах о "Болеро" я писала о постепенном и вдохновенном восхождении на вершину горы и судьбы у Торвилл-Дин. И о меланхолически-отрешённой и зачарованной полуденной сказке Каролины Костнер. И о бравурно-внезапном, совсем не 'равелевском' триумфе у Плющенко. И о том, что в программе Камилы нет стремления отразить балетно-бежаровское нарастание страсти (М.Плисецкая) или нагнетание экстатического истощения чувств (Х.Донн).
При безошибочном исполнении программа Камилы должна была иметь затягивающий эффект неотвратимого вовлечения в поток танца змеи. И это был магнетический танец, тонко продуманный, почти математически просчитанный, как при настоящих атаках змей.
С первым звучанием флейты Камила набирает скорость, которая не меняется на протяжении всей программы, создавая тот самый эффект неизменности ритма и темпа. А внешние данные Камилы - длинные ноги, выразительные руки, грациозные очертания фигуры - дополняют эффект непрерывности, протяжённости, текучести, какой-то бесконечности этого танца и мелодической линии. В то же время движения Камилы стремительны, а позиции - чёткие, выдержанные, даже как-то нарочито эффектно контролируемые, что придаёт Болеро присущую ему выверенность.
Четверные прыжки - это прыжки и ввысь, и вдаль, при которых, как вспышки огня или змеиной пасти, проблескивают красные перчатки. К этим высоченным прыжкам при выездах добавляются положения рук, ног, даже пальцев, чётко фиксирующие позицию и продолжающие эту протяжённость ввысь, а выезды - движение вдаль.
С 1:10 при более сильном звучании духовых Камила продолжает нагнетать состояние текучести и непрерывности, которое не возмущают, а дополняют тройной ритбергер и, особенно, двойной аксель со сложным заходом и выездом, переходящим в фирменное вращение Камилы. В этом вращении она мне всегда кажется красивым образом непокорности и решительности. И на протяжении всей программы Камила следит за выражением лица, держит кисти рук, придавая им графическую чёткость.
Прекрасная, таинственная Камила неумолимо и искусно втягивает в свой, только ей известный, план, манит и не отпускает, проверяет и держит. С 1:50 начинается цепочка шагов, жестов, тягучих выпадов, спиралей, ведущих к каскаду 3Lz3T. Общее усиление хореографического языка и бОльшая драматизация движения при усилении звучания инструментов с 2:40 ведёт к комбинации 3F+Eu+3S и 3Lz со сложным выездом. Вся программа просто пульсирует интенсивностью, искрящимся магнетизмом Камилы. Невероятная энергетика - и опасно, и прекрасно, как будто бы искрит электрический провод, сыпя блёстками бенгальского огня.
С 3:20 вступают медные духовые. Под нарастающее звуковое напряжение Камила продолжает втягивать в завораживающий лабиринт дорожки шагов и вращений. По мере нагнетания крещендо, под звук и визг карминно-красных фанфар и тёмно-бордовых саксофонов она вьётся в вихре своих неописуемых вращений, пока всё не обрывается в финальной позиции, скрывающей лицо (для определённой части зрителей).
Е.А.Чайковская говорила, что Камила - летящая, а музыка Болеро прибивает. На мой взгляд, Камила пролетела этот свой танец, затягивая в загадочный омут тайны и добиваясь освобождения, а может быть, победы под буйство музыки и движения.
В этой версии своей произвольной Камила преобразилась и благодаря её таланту, можно увидеть и затаённую, гипнотизирующую магию змеиного танца, и сильную, гибкую, стремительную пантеру, такую мягкую и такую грозную. И красные ладони рук в перчатках - это и раскрытая пасть змеи в атаке, и сверкающие в ночи красные глаза мультяшных пантер. Тайна осталась ... и это прекрасно.
Первое - Что меня восхищает в постановках для Алены (прошлые), Ани и особенно Камилы:
Ежесекундная отточенность движений и поз. Руки, ноги , изгибы тел и даже глаза - практически на любой секунде - можно сделать стоп-кадр и это будет ПРЕВОСХОДНО и БЕЗУПРЕЧНО.
Меня восхищает каждый пальчик на руках после приземления прыжка, который находится на своем месте.
Какие восхительные фотографии получаются с выступлений.
Второе
Камила - это Мощь и Сила в танце, которую я от нее не ожидала вообще
Болеро стала " симфонической попсой ", так как используется часто . но на ЧР величественная музыка гармонировала с каждым движением , с костюмом .. знаковая программа, шедевр.
Показалось, что Камила как-то резко повзрослела. То ли уровень турнира сказался, то ли тренеры внесли коррективы в постановку. Но на ЧР в "Болеро" Камила отличалась собранным и каким-то отрешённым взглядом. Она вышла биться. И очень понравился взгляд-огонь в конце программы перед финальной позой.
Думаю, "Болеро" будут и дальше оттачивать. Пока все 4 проката "Болеро" заметно отличались один от другого - и платьем, и деталями хореографии, и настроем. Ну, и главное - чистый прокат требуется однозначно для полноценного эффекта.
Высота четверных тулупов, особенно первого в каскаде, просто поразительна! Если смогут стабилизировать триксель и вставить его в программу, то конкурировать с Камилой в произвольной будет крайне затруднительно.
Если не ошибаюсь, то на данный момент именно Анна является обладателем самого "дорогого" элемента в женском фигурном катании - 4Lz3T. Там только базовая стоимость 15.70. На прошедшем ЧР Саша сделала этот каскад, получив с надбавками более 18 баллов. Но там явно судьи проморгали касание второй ногой при приземлении с тулупа. По идее, как понимаю, Анна в идеальной форме должна будет исполнять 4Lz3T. Плюс потенциально возможен и триксель, но в каком состоянии готовности у Ани он сейчас - понятия не имею. Возможно, отложен в долгий ящик. Плюс к этому, очевидно, Аня может исполнять не 2, а 3 квада в произвольной, как уже было в прошлом сезоне. При чистом исполнении всего этого набора должно хватать для первенства даже при исполнении Камилой 2-х трикселей - по одному в короткой и произвольной. Но всё-таки это только прикидки.Хотя, зная ТШТ, не сомневаюсь, что триксели у Камилы будут! Возможно, и другие квады будут. Но это уже совсем иной расклад получается. Мечтать не вредно! :)
Я обожаю и Камилу, и Анечку. Поэтому просто не могу одну из них ставить априори выше другой. Но набор уже шедевральных короткой "Шторм" и произвольной "Болеро" просто убийственный по эстетическому впечатлению. Да, на этом ЧР Аня смогла совершить практически чудо, но каждый раз так не будет. А Камила, если не будет травм, или не помешает пубертат, будет только прибавлять. Да, она не так стабильна, но чем дальше, тем больше за неё будет говорить репутация этих программ. Повторюсь, эстетически обе программы уже выносят вообще всё, что есть на данный момент в женском фигурном катании. А их явно будут улучшать и дорабатывать. Даже в этом скомканном сезоне самое большое удовольствие - это наблюдать, как ТШТ и Камила планомерно создают и дорабатывают эти шедевры. Это видно невооружённым глазом.