«Элементы надо не делать, а продавать. Причем дорого». Наивные вопросы, которые мы задали судье фигурного катания
Судья Международного союза конькобежцев (ISU) Алексей Белецкий поучаствовал в прямом эфире нашего инстаграма.
Алексей работал на чемпионатах Европы и мира, в его резюме более 50 международных турниров. Он рассказал Sports.ru о том, как фигуристу получить максимум от судей, зачем нужна техбригада и по каким критериям выставляют оценки.
Если вы не слишком внимательно следите за фигурным катанием, но хотели бы понять его чуть лучше – этот текст для вас. В связи с должностью у Белецкого были некоторые табу в разговоре – поэтому ниже вы не найдете ни одной фамилии.
Как судьи успевают оценивать все элементы во время поката?
Все мы люди, редко, но бывает, что мы можем что-то упустить. У нас в программе есть ревью, то есть запись. Когда спортсмен выступил, мы можем пересмотреть элементы – их специально нарезает человек с камерой. Но мы в принципе тренируемся – нас готовят на семинарах: мы должны не отводить глаз от спортсмена.
Тренируемся следить за фигуристом все время. Даже если делаем какие-то записи, то глаза все равно остаются на спортсмене. Иногда, конечно, на эти каракули посмотришь и ужаснешься.
Судьи и техбригада – в чем разница?
У технической бригады своя работа, у судей – своя. Техбригада занимается идентификацией элементов и выставлением уровней сложности – именно они говорят, что тулуп был двойной, тройной или четверной, они выставляют уровни на вращениях и дорожках. Судьи – или нижняя панель – оценивает качество исполнения. У нас есть шкала GOE, где есть позитивные буллеты и дедакшены.
Можно ли выиграть дешевыми элементами, откатав чисто?
Это математический процесс – все надо просчитывать: стоимость элемента и сколько максимально за него можно получить. Плюс надо адекватно оценить свои компоненты. Можно примерно понимать, в каком диапазоне тебя оценят.
У кого-то есть фишка, что он может прыгать четверные – он набирает технической частью, а компоненты могут страдать. Если фол – то теряешь баллы и в компонентах. Все надо просчитывать, думаю, что многие топовые тренеры хорошо с математикой дружат. Это стратегия.
Мне очень нравится слово «стоимость» элементов, потому что элемент надо не сделать, его надо продать. И продать за дорого – увеличивать стоимость элемента с помощью GOE.
Так что же такое GOE?
Это Grade of Execution – качество исполнения элемента. Что дает надбавка? Если судьи в среднем ставят +1, это добавляет 10% к стоимости элемента. И так далее: +2 – это 20%, +5 – 50%. Вместо 10 баллов, ты можешь получить 15, если все судьи поставили +5.
Если к технической оценке ты добавишь бонусы, то это даст большое преимущество. Я бы рекомендовал исполнять элементы качественно, стараться получать максимальные GOE. По нескольким причинам: во-первых, это дает бонусы за конкретный элемент, к тому же вызывает вау-эффект, что повлияет еще и на композицию программы.
Есть позитивные буллеты – то, за что судьи ставят плюсы. Например, у прыжка должны быть хорошие высота и длина. Существуют специальные формулировки: «очень хорошая высота» и «очень хорошая длина». Заметьте, используется слово «очень», то есть если длина будет просто хорошей, то буллет не засчитывается. Если два условия соблюдены, то судья поставит плюс.
Второй критерий «хороший отрыв и приземление» – здесь без «очень».
Третий буллет – «легкость исполнения от начала до конца». Это три золотых критерия, которые должны быть соблюдены, если спортсмен хочет получить GOE больше, чем +3.
Дальше идет накрутка: «шаги перед прыжком – неожиданные и креативные заходы», затем – «очень хорошая группировка от отрыва до приземления» и последний буллет – «элемент соответствует музыке».
Вот у нас есть шесть критериев. Первые три нужны, чтобы получить +4, а потом нужно выполнить одно из трех условий – прыгнуть в музыку или сделать шаги. Если у тебя хорошая техника, то будет и хорошая группировка. Условие «элемент соответствует музыке» очень легко подогнать: иногда делают программу, а потом просто накладывают на нее музыкальные акценты – так и в момент отрыва будет акцент, и в момент приземления.
Так что +1 – это как домашнее задание, можно практически всегда получать такую надбавку за элемент.
Почему за четверные GOE выше, чем за тройные?
Для того чтобы исполнить четверной прыжок, нужно иметь хорошую высоту и пролетность. Без хорошей группировки его тоже очень сложно исполнить. И, как правило, люди, которые исполняют четверные, подготовлены таким образом, что исполняют в музыку – вот и получается уже +3.
Реально ли автоматизировать судейство?
Вспомните, каким было фигурное катание 10-15 лет назад – до того, как пришла эта система судейства. Спорт шагнул далеко вперед. Наверное, именно благодаря этой системе.
Сейчас каждое движение, каждый вздох судейство поощряет – как в компонентах, так и в технике. Никто не прыгал 3-4 четверных, женщины не исполняли тройной аксель – а сейчас начали. Все повально вращаются в разных позициях, программы стали намного зрелищнее, сложнее. Фигурист сегодняшнего дня и фигурист 10-15-летней давности находятся на разных уровнях. Прогресс не стоит на месте – появляются какие-то технологии, идет глобальная диджитализация.
Новая технология в фигурном катании: теперь вы сразу узнаете высоту и скорость прыжков
Пока что я не знаю, как это можно применить в судействе, но в будущем все может быть. Мы все идем вперед. Думаю, это внедрят, если покажется объективным параметром для оценивания фигурного катания. Но в то же время это еще и искусство. Датчики на искусство мы повесить не можем. На фигурное катание люди приходят как в театр – посмотреть, зарядиться, получить заряд энергии и позитивных эмоций.
Зачем выкладывают протоколы после соревнований?
Эта бумага – срез домашней работы спортсмена, тренера, команды. Это обратная связь. Судей учат, что ты должен показать оценки спортсмену, тренеру, объяснить, что получилось хорошо, а что плохо.
К протоколу надо относиться серьезно, разбирать буквально каждую оценку – почему тут +2, а тут – 0. Кто-то с одного ракурса увидел одно, а с другого – другое. Это знак, что нужно что-то доработать. Это касается и компонентов – там тоже куча разных критериев. Если где-то не дотягиваешь, то нужно посмотреть. Все они расписаны – может, на одной ноге не достаточно много катался, может, не показывал ребра.
Многие могут и умеют кататься, но программа не всегда это демонстрирует. Если программа это не показывает, то как мы об этом узнаем?
Фигурист может кататься на крутых ребрах, но в программе их нет – и он просто катается вперед-назад, где-то попозировал – и все. Можно ведь и по-другому сделать. Так что, пожалуйста, старайтесь демонстрировать свои умения, тогда будете получать высокие компоненты.
Что делать, чтобы получать максимальные оценки?
Надо грамотно использовать правила. Иногда я вижу, что у спортсмена есть потенциал, но музыка подобрана неподходящая, композиция и хореография не подходят. Может, сам фигурист что-то не докатал, не настроился или не умеет соревноваться, нервничает, поэтому он недопоказывает себя. А ведь это все – домашняя работа.
Тренируйтесь на тренировках как будто вы выступаете на соревнованиях, а на соревнованиях катайтесь как на тренировках.
Как судьи относятся к современным постановкам и музыке?
Если это сделано хорошо и качественно, то положительно. Мне нравятся новаторские, креативные программы. Спортсмены должны уметь передавать музыку, образ, композицию. Если что-то будет проседать, тогда музыка окажется сильнее спортсмена, это отразится на оценках. Композиция, умения фигуриста и музыка должны усиливать друг друга. Тогда это будет взрыв и разрыв шаблона. Есть ли табу в композициях? Думаю, только если используются нецензурные слова. Это нехорошо.
Фото: youtube.com/Alexey Beletsky; facebook.com/alexey.beletsky; Gettyimages.ru/Maja Hitij; РИА Новости/Александр Вильф
-- По какой причине фигуристу выравнивают оценки в компонентах? Ведь там много позиций и они могут реально отличатся в качестве. Например скольжение может быть на 9, насыщенность программы на 6, а музыкальные акценты на 7.5 ...
Но так не ставят!
Если бы судили компоненты более четно, было бы меньше разговоров о грибах и возрасте.