ПП Майи Хромых: о чем расскажет красная скрипка
О короткой программе Майи Хромых "Бархатный блюз" я писала здесь https://www.sports.ru/tribuna/blogs/taniaseren/2855669.html
О чём же расскажет красная скрипка?
Вы обратили внимание на платье Майи Хромых для произвольной программы? Нет? Мы об этом ещё поговорим, а сейчас о красной скрипке Николо Буссоти. Она путешествовала через столетия, проходила через талантливые и корыстные руки и вот добралась до наших дней...
Красная скрипка
Старинная скрипка. Была создана великим мастером. Звучала идеально. Имела необычный красноватый оттенок.
1681 год. В старинном городе Кремоне Мастер доделывает очередной шедевр, осталось только покрыть лаком и новая скрипка начнёт путь всех других великих творений Мастера. В это время гадалка на картах Таро предсказывает будущее его беременной жене Анне. Выпадает карта долгой жизни... Смерть жены и младенца повергает мастера в отчаяние, но он заканчивает работу, покрывая скрипку необычным красным лаком.
1793 год. Город музыкантов Вена. В сиротском приюте при монастыре уже сто лет играют на прекрасной скрипке маленькие музыканты и вот появляется чудо-дитя, вдохновенный гений смычка. Венский маэстро, изобретатель метронома, учит юного виртуоза, чтобы представить ко двору Принца Мэнсфелда. Слабое сердце чудо-музыканта не выдерживает... Вместе с ним хоронят и любимую скрипку.
Конец 1890х годов. Оксфорд. Где-то в лесной глуши в руках девушки-цыганки звучит скрипка. Лорд Фредерик Поуп получает уникальную скрипку, а вместе с ней вдохновение и признание, хотя бОльшим вдохновением для него служит его земная муза. Но ревнивая муза стреляет, пытаясь поразить плотские цели, а попадает в скрипку... Изувеченную скрипку увозит с собою слуга-китаец. Он продаёт её владельцу антикварной лавки, от которого, уже починенная, скрипка попадает к девочке по имени Шан Пей.
Конец 1960х годов. Шанхай. В дыму и хаосе культурной революции уничтожается всё «буржуазное». Учителя и любителя западной классической музыки могут заставить бросить в огонь и скрипку, но её удаётся спасти и учитель ещё раз любуется инструментом, когда-то подаренным матерью... Спустя годы в комнате, похожей на мавзолей застывшей музыки, находят труп учителя в окружении прекрасных инструментов. Китайские чиновники хотят послать скрипку в Монреаль для оценки и продажи на аукционе.
1997 год. Монреаль. Загадочная скрипка находит нового хозяина, который обнаруживает, что она покрыта лаком с примесью человеческой крови... Это и есть последняя легендарная Красная скрипка Николо Бусотти с примесью крови его жены (и всех, кто имел честь и счастье прикасаться к ней позже)...
История, кратко рассказанная мной, происходит в фильме "Красная скрипка" (Le Violon Rouge, 1998) канадского режиссёра Франсуа Жирара. Все события, персонажи и их имена — вымышленные, но в какой-то степени относят к именам и фамилиям людей, живших в соответствующую эпоху.
В 1720 году Антонио Страдивари создал скрипку с красной полосой в правом верхнем углу, называемую "Красный Мендельсон (1720)", или "Красная скрипка". Она была лакирована уникальным бордовым (конечно, не кровавым) лаком и относилась к "золотому периоду" мастера. В течение двух столетий считалась утерянной, также переходила из рук в руки, в настоящее время на ней играет внучка миллионера Элизабет Питкерн. Она получила её в подарок на 16-летие и в течение 30 лет никто не знал, что она играет на знаменитой скрипке. Питкерн не открывала секрет, пока не достигла мастерства, достойного игры на этом инструменте.
В фильме исполнителем соло является Джошуа Белл (о нем я упоминала в эссе о короткой программе Ани Щербаковой "Анечка, Массне, скрипка Страдивари в руках Белла и жёсткий лёд" https://www.sports.ru/tribuna/blogs/taniaseren/2832839.html). В 2003 году музыкант сам приобрёл знаменитую скрипку Страдивари "Gibson-ex-Huberman" и тем самым спас её от попадания в руки ещё одного богатого коллекционера.
Музыка написана американским композитором Джоном Корильяно.
В фильме использованы пять языков в зависимости от места действия.
И в фильме, и в жизни скрипка путешествует из страны в страну, через моря и океаны, её проносят через века, передают из рук в руки, на ней играют трепетно и вдохновенно дети и взрослые. Удивительные переплетения судеб, времён, скрещения любви, самоотверженности и вдохновения. И всё это время поёт и плачет скрипка...
Вот такая сложная и загадочная история вложена в первую часть произвольной программы Майи Хромых. Конечно, в спортивной программе, которая длится около 4х минут, невозможно передать всё многообразие смыслов и оттенков. По-моему, мягкое и выразительное катание фигуристки в алом платье с бордово-чёрными всполохами цвета способно оттенить и драматизм, и высокую поэзию, и мистическую загадочность судьбы Красной скрипки. Мне бы очень хотелось увидеть идеально-откатанный вариант этой программы с 4м прыжком, безупречно вписанным в её начало.
В произвольной программе Майи кроме "Темы Анны" из музыки к фильму "Красная скрипка" использовано танго Альфреда Шнитке к фильму Элема Климова "Агония" (это танго известно как третья часть так называемой "Agony suite" дирижёра Ф.Штробеля, официального аранжировщика и редактора произведений А. Шнитке). В фильме рассказывается о последних месяцах Российской империи и о "проклятии" царской семьи - загадочном бородатом старце.
Этот музыкальный фрагмент достаточно популярен среди фигуристов. Его исполняла когда-то Ким Ё-На. Вряд ли кому-либо из фигуристов приходится задумываться о русской истории периода гибели империи или уникальности музыкального языка А.Шнитке. Я думаю, в первую очередь их привлекает танцевальность самой мелодии.
И если Ё-На танцевала танго, то Майя, на мой взгляд, привносит какую-то нотку интеллектуального размышления о перипетиях судьбы, проходящей через падения и взлёты, драмы и трагедии. Сдержанностью и скрытой страстностью она вносит изысканную рефлексию о судьбе скрипки в эту часть своей программы, в которой также торжествует, тоскует, поёт и плачет скрипка...
Вторая часть, я думаю, будет дорабатываться хореографически и технически. По крайней мере сейчас она ещё не производит впечатления полностью завершённой, не говоря уже о полной отшлифованности. Но во второй части уже есть впечатляюще вписанный в музыку ойлерный каскад 3F+1Eu+3S. А когда 4S будет исполнен, выезд с него выгодно подчеркнёт вокальный акцент (см.1:04). И это без учёта музыкальных вращений и превосходных позиций (один волчок многого стоит).
Опять и снова, я, действительно, с нетерпением жду новых выступлений Майи - её бархатный блюз и загадочную Красную скрипку. Успехов, Майя!
Майю лично я заприметила еще в прошлом году, в первую очередь из-за ее телосложения и роста. Уже тогда она привлекала работой рук во время выступления. Тоненькая, выше среднего роста, она притягивала внимание своим изяществом. Как мотылек. Я её все время ставила в пример свой дочке, которая такого же телосложения и возраста, и которая начала комплексовать на льду как раз по причине высокого роста и относительной худобы. Мы просматривали выступления Майи, и я убеждала дочь, что и рост, и длинные ноги могут смотреться выигрышно по сравнению с маленькими коренастенькими девочками (не в обиду последним). Балетность, дотягивание рук и ног, контроль за своим телом - всему этому мы учимся у Майи. А в этот сезон Майя расцвела, причем сдержанно, без внешней яркости и фанфар. Даже в блюзе, раскрываясь на льду, она остается загадкой. Моя дочь, болельщица Саши Трусовой, стала поклонницей и Майи.
-
Опять очень классный текст!!💔💔💔
Возможно, в ПП Майе не так комфортно, как в короткой. Хотя музыка замечательная. Правда, ощущение, что Красная скрипка и танго Шнитке совсем из разных миров.
Под эту музыку Шнитке я помню в ФК только программу Мао Асады, Юну Ким, если честно, не видел. Пойду искать :)
Большое спасибо за статью!
" Произвольная не так эффектна" - так наверное сказали бы многие. Зато в ней есть история.
Интересный и информативный текст. Спасибо что выделили этим обзором то, что другие не заметили или не захотели.
Красный цвет платья - именно этот оттенок - мне кажется немного дешевым. Но раз история диктует такие правила, то... вот интересно, поменяют ли они что-либо еще к следующему старту?🤫🤨