Этери и Миэ: глядящие в будущее
Два дня назад была опубликована статья, которую можно прочитать здесь: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/netsil/2849718.html
Безусловно, сравнивать "на полном серьёзе" тренера высшей категории, заслуженного тренера России Этери Тутберидзе с начинающим тренером Евгением Плющенко всё равно, что сравнивать мастера спорта СССР с олимпийским чемпионом, неоднократным чемпионом мира, многократным чемпионом Европы и России, заслуженным мастером спорта России. У каждого свои выдающиеся достижения и пытаться ставить на одну доску с помощью манипулятивных PR-технологий несопоставимые категории не просто нелепо, а опасно. Об этом и предупреждает автор вышеупомянутой статьи.
Если говорить о результатах тренерской работы, то самое большое (впрочем, опосредованное) достижение представителей академии Плющенко - это недавняя победа тренирующегося у А.Волкова Артёма Ковалёва, выходца из Самбо-70. Он победил на двух этапах Кубка России 2020 и вышел в финал.
О достижениях Этери Тутберидзе я уже писала в раннем посте "Спортсмены и тренеры":
"Её называют снежной королевой, холодной феей, железной леди Хрустального. Стоит у бортика, держит чехлы, провожает, встречает, надевает курточки, сидит в КИКе. Всё как у людей. Всё, да не всё.
Надо ещё знать, что в последние годы именно эта красивая женщина стоит у бортика с самой выдающейся тренерской командой мира, держала и держит чехлы олимпийских чемпионок, серебряного призёра олимпийских игр, чемпионок мира, серебряного призёра чемпионата мира, чемпионок и призёров первенства Европы, победителей и призёров этапов и финалов Гран При, чемпионок и призёров первенства России и прочее, и прочее.
Она встречает не просто хорошо откатавших свою программу, а взявших весь пьедестал этих чемпионатов, начиная от юниоров вплоть до пятого места различных соревнований."
Так кто же может стоять, если не рядом, то хотя бы близко к таким достижениям и такому ореолу непобедимости?
Я думаю, здесь нужно говорить совсем не о скороспелых тренерских именах (тренирующих, к тому же, Этериных же вчерашних учениц), а о зарубежном, высоко-профессиональном сообществе тренеров. Кто в последние годы на равных пытается бороться с представительницами нового, невиданного ранее поколения победительниц - фигуристок Этери?
Это фигуристки страны восходящего солнца, фигуристки Миэ Хамады.
Миэ Хамада также привычно сидит в Кике с чемпионами и призёрами всевозможных турниров высочайшего ранга, также встречает победителей и занявших призовые места.
Имена её учениц - Марин Хонда, Юна Шираива, Мана Кавабэ - известны не только в Японии. С детства с ней фигуристка №1 в рейтинге ИСУ Рика Кихира (двукратная чемпионка четырёх континентов, победительница финала Гран-при, чемпионка Японии, серебряный призёр командного чемпионата мира). С шести лет занималась у Миэ Хамады призёр чемпионатов мира и международных турниров Сатоко Мияхара. К ней приезжают не только родители с маленькими детьми, но и уже известные спортсмены - четырехкратная чемпионка Кореи Ю Ён, бронзовый призёр ЧМ-2019 Винсент Чжоу.
Миэ Хамада, как и Этери, на острие технических усложнений. Именно она сумела подхватить прорыв в женском ФК, начатый Этери.
В год, когда юниорка Алина Загитова начала изумлять всех техническими новшествами и усложнениями, я прочитала, что превзойти её сможет только такая же юниорка из Японии. На тот момент только у неё техническая база была выше, чем у Алины. Я тогда посмотрела видео-отрывок, где крошка Рика отважно прыгала сложнейшие каскады. Единственная разница была в том, что Рика родилась 21 июля, а Алина - 18 мая. Спортивная судьба этих смелых девочек складывается по-разному. Алина стала олимпийской чемпионкой и чемпионкой всего, а Рика сейчас самая грозная соперница нового поколения фигуристок Этери.
С сезона 2016-17 Рика прыгает тройной аксель. Она первой в истории исполнила каскад 3А3Т на соревнованиях ИСУ, в финале юниорского Гран-при (сезон 2017-18). Она же первой преодолела отметку в 83 балла в короткой программе. В этом сезоне Рика тренирует четверной тулуп, а также четверной сальхов.
В этом же сезоне юные ученицы Миэ Хамады 11- летняя Мао Шимада и 12- летняя Аюма Шибаяма прыгнули тройной аксель на национальном чемпионате новисов-2020. Известно, что они также готовят 4Т, 4Л и 4С.
В своих интервью, говоря о работе с фигуристами, Хамада подчёркивает, что при обязательном учёте индивидуальности спортсменов, необходимо работать с их эгоцентричностью. И, как и Этери, ценит дисциплину. Её методы вызывают вопросы и критику. Особенно горячими были обсуждения в 2019 году, когда Нобунари Ода подал иск, обвинив Хамаду в грубом обращении и нежелании учитывать мнение коллег. Иск был отвергнут, поскольку университет Кансай, проведя служебное расследование, не выявил подтверждения обвинений. Тем не менее, в западной прессе достаточно долго циркулировали обсуждения методов тренера.
Все годы Миэ Хамада работала в клубе при университете Кансай, а с апреля этого года она является генеральным менеджером не так давно открывшейся Академии фигурного катания Киношита. https://inoprosport.ru уже сравнил Академию Киношита с Самбо-70, назвав её аналогом российской "фабрики чемпионов". Работа Академии направлена на повышение конкурентоспособности японских фигуристов на международной арене и, естественно, подразумевает соперничество с Хрустальным.
Это, в первую очередь, работа команды тренеров-единомышленников. В неё входят как испытанные, так и молодые коллеги Миэ Хамады. Есть там и приглашённые зарубежные мастера. Уже сейчас их коллективная работа даёт хорошие результаты: 5 юных воспитанниц владеют или на подходе к усвоению тройного акселя и прыжков ультра-си.
Начавшая тренерскую деятельность десятки лет назад и приведшая к своих учениц к большим победам Миэ Хамада глядит в будущее. Это будущее уже невозможно представить без тех революционных новшеств, что привнесли в фигурное катание Этери Тутберидзе и её команда.
Все фотографии взяты из открытых источников в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.
Хамада и Липецки - одни из немногих за границей, кто двигает фигурное катание вперед.
---
Аюма Шибаяма тройной аксель не прыгала, его прыгнула Ами Накаи (с недокрутом на четверть и падением).
Сказать, что Мао Шимада прыгнула тройной аксель будет тоже преувеличением, т.к. прыжок получился с понижением (недокручен на 2 галки) и падением.
https://www.jsfresults.com/National/2020-2021/fs_e/national_nv/data0205.pdf