Плющенко 3.0
Зачем вернулся Плющенко и откатался еще лучше, чем на Олимпиаде в Ванкувере? Когда Ильиных с Кацалаповым повзрослеют и станут лучшим танцевальным дуэтом Европы? Что делать Леоновой и Макаровой, проигравших юной, но не самой талантливой Коробейниковой, – безропотно уступить школьницам или вспомнить пример Бутырской? Алексей Авдохин подводит итоги Евро-2012 в Шеффилде.
Иногда они возвращаются
Не хочется показаться банальным, но третий камбэк Плющенко в возрасте для фигурного катания, прямо говоря, ветеранском, иначе как ставкой «ва-банк» не назовешь. Плющенко имел шанс остаться в истории непревзойденным 23-летним гением Турина, альтернативным чемпионом Ванкувера с серебряной медалью на шее, но выбрал другой путь – кататься до конца. Победного или нет – покажет время.
Мир знает немало спортсменов, не успевших или не захотевших уйти вовремя. Лучше всех о чем-то подобном сказал Владислав Третьяк: «Не хочу перечеркивать великие годы одним матчем, в котором шайбу в мои ворота сможет забросить любой желающий».
Но Плющенко не испугался поставить на карту свою репутацию, хотя прекрасно понимал – в 29 лет совершать чудеса на льду сложнее, чем в 17, и даже, чем в 27. Другие спокойно вешали коньки на гвоздь после олимпийской победы – мотивации для возвращения не нашлось ни у Ильи Кулика после Нагано, ни у Алексея Ягудина после Солт-Лейка, вряд ли найдется и у Эвана Лайсачека.
Какие мотивы придумал Плющенко, чтобы начать сначала – знает, наверное, только он. Выбор был неограниченный – от теплого депутатского кресла питерского Заксобрания до непыльной роли телеведущего одного из многочисленных ледовых шоу. Возвращение в любительский спорт из всех вариантов представлялось наиболее сложным, и что заставило Женю остановиться на нем – загадка.
Разочарование несправедливыми итогами Ванкувера? Возможно, но в расчете на сочинский реванш, когда Евгению стукнет 31, а соперники только помолодеют, можно потерять гораздо большее.
Желание войти в историю почти вечным фигуристом? Тоже может быть – последним, кому удавалось стать олимпийским призером, перешагнув тридцатилетие, стал некий Гиллис Графстрем. В далеком 1932 году – каким тогда было мужское катание, можно только догадываться.
Но сейчас не о нем, а о Плющенко, который, как ни удивительно, смотрится едва ли не сильнее самого себя ванкуверского образца. Не по оценкам – те вообще на каком-то космическом уровне, а по незаметным, почти неуловимым деталям – выражению лица, частоте дыхания во второй половине программы, высоте прыжков. Для победы в Шеффилде Евгению хватило бы только тройных прыжков, но без скрученного в начале произвольной четверного обойтись было нельзя ни в коем случае. Его исполнение выглядело делом чести, репутационной необходимостью, которая перевешивала любые медицинские риски.
Если бы Плющенко стал чемпионом Европы без единого четверного, то навредил бы самому себе. Вся философия Евгения, его гениального тренера Алексея Мишина в один миг рухнула бы, как карточный домик. На аксиоме, что побеждать без четверных нельзя, зиждился весь Плющенко последних лет, вся его ванкуверская адвокатура, во многом логичная, а в чем-то наивная, и именно в ней были спрятаны те немногие козыри, припасенные Плющенко к четвертой Олимпиаде.
Если он на самом деле собирается в Сочи, а, кажется, ради этого затевалась вся эпопея с его третьим пришествием на лед – не ради Шеффилда уж точно – то отдает себе отчет: там придется прыгать четверной. И скорее всего, не один. И даже это не гарантирует золота. Поэтому сейчас, когда до Игр еще два года, Плющенко, напомнив о себе миру, имеет право, а главное – время на новую паузу. И пусть абсолютно здоровым ему не быть уже никогда, все операции нужно делать именно сейчас – дальше отдыхать будет некогда.
Ну а за Артура Гачинского можно только порадоваться. И за российское мужское катание тоже – теперь оно зависит не только от состояния правого колена Евгения Плющенко.
Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами
После Шеффилда сомнений в том, что Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев с мифическим статусом первой пары страны расстанутся совсем скоро, у меня почти не осталось. Сравнивать художественную ценность их произвольной «Вальпургиевой ночи» (по мне, так пронзительные «Мелодии белой ночи» прошлого года превзойти не получилось), например, со звенящей «Аве Марией» Ильиных с Кацалапова можно бесконечно долго. Но дело совсем не в художественном замысле, его ледовом воплощении или технических особенностях.
При всем уважении и даже некоторой любви к Бобровой и Соловьеву, пара, на которую ставит федерация (а в танцах прелести новой судейской системы не отменили принцип национального протежирования), не имеет права валить программы три года подряд. И даже не потому, что кулуарные усилия федерации уходят в песок, просто российские танцоры прежних лет задрали планку на такие облака, что регулярно срываемые, например, твизлы для дуэта из России – почти диагноз.
Не исключено, что Ильиных с Кацалаповым обставят учеников Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой уже на чемпионате мира в Ницце. Метания в оценках судейской бригады, ведомой серым кардиналом наших танцев Аллой Шеховцовой, неопределенности только добавляют – после короткого танца Лену и Никиту спрятали даже за Рязанову-Ткаченко с безжалостно зарезанными уровнями, а в произвольном, словно извиняясь, подали руку. Похоже, даже российская федерация в раздумьях.
Вообще удивительно, что Ильиных и Кацалапов до сих пор маялись на одном месте, ведь для танцев у них есть все и даже чуточку больше. Они идеально подходят друг другу, с безумно красивыми линиями, изящным скольжением и крепкой технической базой. В конце концов, вся их ледовая жизнь течет на глазах тренеров-победителей – сначала Александра Жулина, теперь Николая Морозова.
Мешает Никите с Леной, пожалуй, одно – они все еще большие дети, со свойственным юности бесшабашностью, бравадой, если хотите, нигилизмом. Стоит обоим чуточку повзрослеть, чтобы понять – на льду нужно жить, как в последнем танце под чудесное голосовое сопровождение Томаса Спенсера-Уортли. И тогда до поцелованных богом североамериканцев останется подать рукой.
Берегите женщин
Выступления российских девчонок на чемпионате оставили какую-то недосказанность – в который раз за последние годы. Алена Леонова и Ксения Макарова меняют тренеров, окружение, костюмы, программы, но воз с ворохом проблем все на том же месте, что и в год дебюта обеих на ЧЕ.
Когда лучшей из россиянок оказывается 15-летняя Полина Коробейникова, ставшая на чемпионате России только седьмой, причем оказывается заслуженно, благодаря феноменальной произвольной программе, уступив только Каролине Костнер и только по временно низкой оценке за компоненты, мысли о будущем Макаровой и Леоновой набегают сами собой.
Ведь Коробейникова – далеко не самая талантливая фигуристка своего поколения, следом уже через год придут Туктамышева и Сотникова, за ними Липницкая с Радионовой. Как устоять? Как не поставить на себе крест, проигрывая молодым не только потому, что они моложе и талантливее, но и потому, что когда-то ты упустила собственный шанс?
Самое страшное для Леоновой и Макаровой сейчас – смириться с привычными неудачами и сдаться под натиском молодых. Например, Мария Бутырская раскрылась к 25 годам, а последнее европейское золото выиграла уже под 30, но то в отсутствии внутренней конкуренции. А у Ксении и Алены, впереди, по сути, всего один гарантированный турнир – чемпионат мира в Ницце, а дальше пугающая неизвестность. И вероятность никогда не стать теми, кем могли быть когда-то.
Похищение Европы
Российский подиум в соревновании спортивных пар не должен ни удивлять, ни вводить в заблуждение – Европа редко балует по-настоящему большими парами. Когда-то давно главными соперниками россиян были немцы Манди Ветцель и Инго Штойер, позже к ним присоединились французы Сара Абитболь и Стефан Бернади. И это был расцвет европейского парного катания – около пьедестала катались сразу пять пар.
Нынешний турнир сжался до безобразия – без Алены Савченко и Робина Шолковы спортивная составляющая решительно исчезла, а художественная материализовалась в последней разминке. Наблюдать за мучениями остальных порой было труднее, чем тем кататься.
Даже чемпионат России среди спортивных пар выглядит заметно любопытнее и насыщеннее. Если бы не правила ISU, Россия могла бы привезти в Шеффилд столько пар, сколько необходимо для оккупации, например, первой шестерки.
Сложно судить, как сложилась бы судьба золота, не откажись на флажке Савченко с Шолковы от выхода на лед, или успей Александр Смирнов вернуться в строй после операции. А так вышло, что Татьяна Волосожар с Максимом Траньковым словно катали показательные выступления – без намека на напряжение и натянутые нервы, не придавая значения ошибкам. Две другие российские пары, диаметрально непохожие друг на друга, похоже прошли стадию становления и взросления. Через пару лет им предстоит толкать фигурное катание вперед, но только осилив море работы и наступающих на пятки соперников.
Статья - «типа все по делу».
Но пнуть умудрились каждого.
Но Коробейникова все же очень талантлива в плане катания (скольжение, реберность, ход), музыкальности и так называемой «культуры движения».
Ягудин хотел вернуться, но не позволило здоровье - это один момент, второй, что режет глаза, как уже отметили выражение «не самая талантливая» имеет довольно пренебрежительный оттенок; по музыкальности, скольжению Полина сравнима с сегодняшними «эталонами» как Туктамышева, Сотникова, но просто не так распиарена. А ставить крест на взрослых рано еще - та же Сотникова только за счет имени взяла бронзу в Москве, а по уму еще одна «не самая талантливая» Бирюкова ее перекатала, Леонова обыграла, как и туктамышеву на ФГП. Про Лпиницкую пока очень рано говорить, многие отмечают у нее «американские» прыжки, что совсем не обнадеживает в плане роста и взросления
_______________________________________________________________________
Ксения уже очень прилично похудела. Представляю, как эта «крупная дама» выглядит не по телевизору. У неё просто телосложение иное, чем у Веры, более коренастенькая, что ли, а не тростинка, как Базарова. Менять партнёрами скатанные пары, показывающие очень хорошие результаты, надеюсь, больше никому не придёт в голову.