Почему в России умирают коньки
Дебют россиянки Ксении Коржовой на Играх-2026 получился серым: 12-е место на дистанции 3 000 метров.
Результат ожидаемый, но все равно грустный, хотя бы потому что прямо сейчас Коржова – наш лучший стайер. Она выкосила все длинные дистанции (1500, 3000 и 5 000 м) на последнем чемпионате России, с запасом забрала чемпионат по многоборью, неплохо стартовала в Кубке мира.

Выяснилось, что статуса главной силы страны пока хватает лишь для границы первой-второй десятки в мировой элите – достойно, но без медальных амбиций. Можно ссылаться на отсутствие международного опыта, слабую конкуренцию на внутренних турнирах, но зачем – вспышки в наших коньках и в лучшие годы получались редкими и хаотичными.
Пора признать, что конькобежный спорт в России окончательно превратился в нишевый зимний спорт для энтузиастов, проиграв конкуренцию смежным видам: лыжам в борьбе зимних активностей за массовость/доступность, фигурному катанию – за популярность и внимание публики.
В России действительно не привыкли просто бегать на коньках, и логично, что прикладные коньковые виды куда популярнее: хоккей – азартнее, зрелищнее и богаче, фигурка – перспективнее и ярче, да даже шорт-трек – доступнее и динамичнее.
Несколько подробностей, почему Россия неконькобежная страна.
1. В любой северной стране, где зимой много снега и льда, не избежать выбора – коньки или лыжи (в горных регионах добавляется сноуборд).
Приоритеты легко визуализировать через достижения, титулы и национальных героев. Хотя это лишь верхушка, которая держится на массовости, инфраструктуре, методике, истории.
Все привыкли, что лыжные гонки – это Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция. Горные лыжи (и тут логично) – Швейцария, Австрия, Италия, Франция. А коньки – Нидерланды, Северная Америка, Корея, Япония.
Россия – точно не в первом эшелоне коньковых стран, даже по цифрам и статистике.
● Конькобежный спорт – вторая дисциплина в олимпийской программе по количеству разыгрываемых медалей (после фристайла – там 14 комплектов). Но за всю историю лишь два российских конькобежца побеждали на Олимпийских играх – с разницей в 12 лет Александр Голубев в 1994-м и Светлана Журова в 2006-м.

Для сравнения в лыжах за тот же период у России случилось 18 побед (13 личных).
● Да, в советские годы наши побеждали чаще – 24 золотые медали, но 15 из них случились на трех Олимпиадах с 1956-го по 1964-й. В тот период мировые коньки состояли из трех-четырех стран – СССР, Швеции, Финляндии, Норвегии.
● Вернемся в новейшую историю – всего в коньках у России 13 олимпийских подиумов (с учетом смежного шорт-трека – 18). Слишком мало – в тех же лыжах наши выиграли 52 медали.
● В России нет ни одного конькобежца, бравшего личные медали хотя бы на двух Олимпиадах – все сверкали разово, и это тоже показатель качества и уровня топ-звезд. Мультимедалистов в индивидуальных гонках, кстати, всего двое – Сергей Клевченя и Иван Скобрев.
2. Показательно, что самый титулованный (и, вероятно, до сих самый известный) в России конькобежец – Виктор Ан. Который а) вырос и стал величиной не в России, а в Корее; б) выступал даже не в конькобежном спорте, а в шорт-треке.
Еще одна характеристика этого спорта (весьма спорная) – самый медийным человеком, за которого конькобежный спорт несет персональную ответственность, в последнее десятилетие стала депутат Светлана Журова. И ее медиа активность вообще не связана с родным спортом.
Или такой факт: по итогам большого проекта Спортса «100 лучших спортсменов в истории России» в сотне не обнаружилось ни одного конькобежца – лишь Виктор Ан скромно расположился на 91-м месте.
Иногда искривших на важных турнирах Ивана Скобрева, Дмитрия Дорофеева, Дениса Юскова, Ольгу Фаткулину, Павла Кулижникова, Евгения Лаленкова, Дмитрия Шепеля в том голосовании почти не вспоминали.

А как думаете, узнают ли конькобежцев последнего поколения на улицах? И много ли фамилий из сборной России вы назовете хотя бы по итогам пары последних Олимпиад?
3. Конькобежный спорт находится на задворках спортивной подготовки в России – его развивают плохо и по остаточному принципу.
Проблема проста – он ограничен совсем не отсутствием больших побед, прямых трансляций и ярких ролевых моделей, а базовыми вещами, которые необходимы для занятий: доступность, инфраструктура, инвентарь, методики.
● Так, по данным Минспорта, в 2024 году конькобежным спортом в России занимались 47 тысяч человек – это с учетом шорт-трека.
Смешные цифры – больше, например, у бадминтона, лапты, флорбола и, конечно, компьютерного спорта. И снова привычное сравнение с лыжными гонками – там занимающихся больше в 23 раза.
● Во всех спортивных учреждениях Минспорт насчитал лишь 125 отделений по конькобежному спорту (лыжных – в 8 раз больше), в которых централизованно занимаются 15 625 человек. Остальные 30 тысяч, видимо, делают это стихийно вне спортивных групп.
Для сравнения недавние цифры из Нидерландов: 2,5 миллиона человек (14% населения) каждую зиму выходят кататься на естественном льду, 55 000 человек занимаются чаще 12 раз в год, около 250 000 детей ежегодно занимаются коньками в школах.

● Купить современные беговые коньки – отдельный квест. В спортивных гипермаркетах их нет (потому что нет спроса), а на маркетплейсах невероятный разброс по цене и качеству. Надо ли говорить, что производства беговых коньков с системой клап-скейт в стране не существует?
● В России всего 26 конькобежных объектов с искусственным льдом – на почти сотню регионов.
При этом недавний приказ Минспорта сохранил конькобежный спорт базовым видом лишь в 17 субъектах страны (а это развитие, внимание и дополнительное финансирование).
А вывел его из списка в 18 регионах, среди которых Москва и Московская область – территории, на которых расположены две главные конькобежные арены (Крылатское и Коломна) страны.

Решение странное, но показательное.
Наверное, в последний раз чиновники так отчетливо показывали свое отношение к конькобежцам после провала на мужском ЧМ-1948. Тогда заседание Политбюро закончилось знаменитой цитатой Сталина: «За границу никто из конькобежцев больше не поедет, пока не научатся кататься на коньках и не побьют все мировые рекорды».
Интересно, какие задачи ставят новому поколению конькобежцев.
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Виталий Белоусов; Gettyimages.ru/Vladimir Rys, Elsa, Leah Hennel










Всё логично: в стране действительно мало льда. Возможностей нет. Популяризацией никто не занимается, потому что Зачем и Кто? А госпожа Журова, кстати, помимо своих речей про Олимпиаду , что говорит о своём спорте?
По поводу как развивать коньки. Нужно просто строить катки для них. Простой пример - в Астане построили каток Алау в 2011 году. В пяти минутах сейчас от него живу. И уже в 12м году туда пришла 12летеяя Морозова. Хотя в Казахстане вообще минимум традиций конкобежного спорта хотя и есть самый высокогорный каток Медеу. А сейчас она нм равных бьётся с голландками в которых огромные традиции. Вчера пол стадиона были в оранжевом, приехали смотреть свою очередную победу, а в итоге даже медали не взяли, на них страшно было смотреть, такие траурные лица были. Но конкуренция в коньках растёт и там все больше стран борется и теперь в том числе и Казахстан.
В статье правильно написано, зачем идти в коньки, если есть хоккей или ФК? Как по мне основная проблема
несравнимо по численности населения? ну давайте Нидерланды с Финляндией сравним, финны тоже все на коньках с детства поголовно, но там наоборот шайбу гоняют, а что у них с бегом на коньках? зеро. народу в России много живет, а в крикет почему не играем? Индия же вот вся играет! а мы нет. ну неинтересно. нет такой традиции. на аркане ж не затащишь.