Энигма: Болеро Камилы Валиевой (ч.3)
Часть 1: Болеро: энигма
Часть 2: Энигма Болеро: балет Бежара, Костнер и другие программы
Давайте начнём с костюма Камилы. Мне он очень нравится. Это самый замечательный костюм из всех, что я видела в последнее время. Я бы очень хотела думать, что придёт время и он войдёт в негласную копилку раритетов ФК, как красная пачка Алины. При всей своей разноцветности, он очень продуман и многозначен.
Часто говорят, что "Болеро" это пособие для школьников по изучению состава оркестра, так как в композиции участвуют все инструменты. А ведь у каждого музыкального инструмента в оркестре есть свой тембр и мелодия может восприниматься в определенной звуковой окраске.
Поскольку "Болеро" - это ритм и мелодическая линия, выводимая разными инструментами соло и вместе, то при смене инструмента меняется цветовая окраска восприятия звука. Например, по таблице В.Кандинского «Параллели цвета и звука»* синий светлого оттенка это флейта, зелёный - скрипка, а красный (яркий) - фанфары и т.д. В костюме Камилы, по-моему, есть отражение этой 'эстафеты' тембров, или звуковых красок.
Её костюм не банально-лаконичен, как мы привычно думали бы, помня о балете Бежара, а "болерично" красочен и, как я думаю, гармонирует со звуками и красками мелодии при переходе от инструмента к инструменту. Он, можно сказать, визуализирует 'течение' мелодической линии.
Костюм, к тому же, эстетически притягателен (автор Ольга Рябенко**), особенно в движении. А движения Камилы должны, как она сама сказала, "по пластике будто повторять движения змеи." И про костюм: "...если вы посмотрите на мой костюм, то сами всё поймете", т.е. другое значение костюма Камилы это - более однозначная отсылка к облику змеи, возможно, опасной, но очень-очень красивой змеи. Она может быть таинственной, даже роковой, но и неодолимо влекущей и гипнотизирующей. Даже в детских мультфильмах танцующие змеи часто являются чем-то самым таинственно-притягательным и пугающим одновременно (вспомните "Маугли" с музыкой Губайдулиной и буйством красок).
Если вы когда-либо трогали или гладили живую змею, то помните гладкую, шелковистую приятность прикосновения к мягкому и тёплому (они холоднокровны и потому быстро нагреваются от прикосновения). А если наблюдали их в природе, конечно, понимаете, насколько легки, бесшумны, текучи и стремительны они в движении, как быстро могут обволакивать и вовлекать в свой смертельный танец. И даже просто 'пряные' истории об экзотических странах с ароматом тропических цветов, тягучей музыкой флейты в руках факира, танцующими змеями с таинственными пятнами на коже могут повергнуть в гипнотический зачарованный сон, полный причудливых видений. А ведь такова музыка и магия "Болеро".
И вновь в двух словах о музыкальных особенностях "Болеро".
С одной стороны, это непрерывно отбиваемый барабаном ритм и постоянный, строго выдержанный умеренный темп. Ничто не ускоряется и для фигуристов-одиночников это - дополнительная проблема, нужно постоянно чувствовать этот ритм, жить в нём при всех технических сверхзадачах. Особенно в программе Камилы с 4ми прыжками, ведь до сих пор никто из одиночниц не катал "Болеро" с ультра-си. Чем не вызов? Чем не все прыжки во второй половине?
С другой стороны, это смена, добавление и объединение всё новых инструментов (от флейты к кларнету, затем к фаготу, к гобою и т.д.), т.е. драматичнейшее нагнетание напряжения с помощью оркестрового крещендо. Для фигуристов нарастание звука и мощи при включении всех инструментов означает постепенную смену и усиление хореографического языка, драматизацию движения (не мельтешение или "махание" руками).
При безошибочном исполнении эта программа будет иметь тот самый затягивающий эффект неотвратимого вовлечения в поток змеиного танца. Это не будет меланхолически-отрешённая и зачарованная полуденная сказка Каролины или постепенное и вдохновенное восхождение на вершину горы и судьбы, как у Торвилл-Дин. И, конечно, это не будет бравурно-внезапный, немузыкальный, совсем не 'равелевский' триумф, как у Плющенко. И мне нравится, что кроме некоторых реминисценций на хореографию Бежара, в программе Камилы нет стремления отразить балетно-бежаровское нарастание страсти (М.Плисецкая) или нагнетание экстатического истощения чувств (Х.Донн).
Это будет магнетический танец, тонко продуманный, почти математически просчитанный, как при настоящих атаках змей. Эта прекрасная, таинственная змея неумолимо и искусно втягивает в свой, только ей известный, план, манит и не отпускает, проверяет и держит. Это может быть завораживающий лабиринт из цепочек шагов, жестов, вращений в начале программы, которые постепенно, по мере нагнетания крещендо переходят в более широкие движения, дуги, тягучий кантилевер, махи ногами (не знаю, так ли это положено называть).
Напряжение будет неуклонно расти. Помните, змея нагревается от прикосновения? Так и зрителю будет передаваться это цвето-звуковое усиление, когда звучат карминно-красные фанфары и тёмно-бордовые саксафоны. А Камила вьётся в вихре цветов костюма и её неописуемых вращений и дорожек.
Красивая и искусная змея, знающая свою силу, ценящая искусство выдерживать долгие напряжённые противостояния, умеющая гипнотизировать и ввергать в транс. Прекрасная ворожба - и странная, и упоительная.
"Болеро" Камилы и ТШТ ещё будет оттачиваться - и технически, и хореографически. Но уже сейчас, даже со всеми огрехами, программа заставляет фантазировать, пересматривать и любоваться.
Конечно, это - не трактир и потому не совсем понятен комментарий Урманова: «Сложная программа, музыкальное сопровождение к ней выбрано сложное. Может, это рановато для Камилы, не знаю. Я пока не уверен, что она понимает, о чем катается». Если он имел в виду взрослую танцовщицу в трактире, то "Болеро" это не только балет Бежара, но и излюбленное дирижёрами оркестровое произведение, интерпретаций которого может быть множество, не обязательно взросло-страстных.
Существуют и мультфильмы (спасибо комментаторам за ссылки)
Гарри Бардина https://www.youtube.com/watch?v=HDT5QTP57MM
Ивана Максимова https://www.youtube.com/watch?v=L6DFGSY05IQ.
Многоуважаемая Е.А.Чайковская также сказала о том, что Камила - летящая, а музыка Болеро прибивает. В моём восприятии, это не совсем так, поскольку Болеро - о достижении кульминации, которая может пониматься по-разному: может постепенно (там-там-там) "прибивать", но может и вести и к полному опустошению или освобождению, и к возвышению, и к затягиванию в таинственный омут тайны.
*Таблица Василия Кандинского: жёлтый — высокое громкое звучание трубы синий светлого оттенка — флейта синий тёмного оттенка — виолончель тёмные цвета — контрабас, орган (низкие тона) зелёный — спокойные, растянутые звуки скрипки зелёный в жёлтое — повышающиеся тона скрипки зелёный в синее — альт с сурдинкой красный (яркий) — сильный звук фанфары красный холодного оттенка — средние и низкие звуки виолончели красный розового оттенка — свирель оранжевый — альт, средний колокол фиолетовый — английский рожок фиолетовый насыщенного оттенка — гобой, низкие звуки фагота
**«После «Девочки на шаре» Камиле приходится заново покорять зрителей чем-то новым. Идея выступления в образе змеи под музыку Равеля возникла у тренера Этери Тутберидзе. В движении рука Камилы напоминает змею, поэтому на рукаве я изобразила образ змеи, ползущей к запястью. Глаза расположены прямо на кисти», - приводит слова Рябенко японская версия издания Sputnik. (Большое спасибо комментатору за ссылку!)
Все ссылки и фотографии взяты из открытых источников только в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.
А пока - да, посмотрю без музыки, я представляю, что программа Саши останется, какой и была. В Камилиной будут видны все огрехи, несовпадения, но её программа имеет огромный потенциал (творческий и технический) улучшиться, а Сашина только станет технически чище и всё. Понимаете, она - банальная, как стёртый пятак (это не в обиду, я программу от Розанова/Плющенко так оцениваю). А Сашу жалко.
Солнечную девочку Камилу с её колокольчиковым смехом совместить с образом даже неопасной змеи сложно, но уход от себя у неё уже получается, взгляд совсем другой. Как зритель я (и не только я) относимся к ним уже как к артисткам, обсуждаем подходит ли образ, а тренеры возможно для этого возраста ставят просто программы на развитие и показ пластики фигуристки, потому как выбор образов птицы и змеи как-то не соотносится с молвой, что Камила уже фаворитка ТШ на Пекин. Хотя после написания слова "Пекин", тут же пришла мысль, что для китайцев с их стилями ушу эти образы ближе и понятнее.
Если кто не в курсе, сообщаю в прокате у Камилы порвалась шнуровка, поэтому ждем премьеру в декабре и пусть это будет единственная неприятность, а не как у Алины в сезоне 18-19 гг.
Автору спасибо, мне не видно стих, можно ссылку.
В фильме (в книге не помню) про Гарри Поттера есть диалог:
Рон: - Но ведь невозможно чувствовать столько сразу - разорвёшься!
Гермиона: - Это у тебя эмоциональный диапазон как у зубочистки.
После прочтения я чувствую, что мой культурный, словесный и музыкальный уровень сильно ниже уровня зубочистки.
Сильно.
Образ Камилы похож на версию создания болеро.
По существующей легенде, Равеля вдохновило посещение литейного цеха, где он долго смотрел на медленно вытекающую раскаленную сталь.
Также дизайнер уточнила, что пока это лишь первый вариант платья, и далее оно будет совершенствоваться."