Анечка, Массне, скрипка Страдивари в руках Белла и жёсткий лёд (КП)
О doux printemps d'autrefois - O, sweet spring of yesteryear - О, сладкая весна прошлых лет...
Грациозная грусть, рассказанная языком невесомого конька...
Светлая печаль, переданная завораживающими движениями рук...
Изящная меланхолия, переложенная на язык филигранных вращений...
Кто в данный момент в российском женском катании может конгениально передать завораживающую изысканность музыки Массне?
На мой взгляд, только Анечка Щербакова. Дюймовочка выросла и стала прекраснее своего милого разноцветного бутона из детства, который распустился полностью, явив нам не хорошенького стойкого солдатика юниорских yesteryear, а юную чудесную красавицу. Здравствуй, Анна, прелестная звезда фигурного катания России!
И браво, Этери, браво, Даниил! Как же хорошо они знают своих учениц, как чутко раскрывают на каждом этапе их взросления новые черты! Если Алинино детство в фигурном катании было ярким, дерзким, солнечным, то Анины программы в своей подчёркнутой детскости часто несли ощущение недосказанности, затаённости, обещание большего. Сегодня они все вместе это обещание выполнили. КП Ани, которая будет дальше оттачиваться и совершенствоваться, открывает новый этап её жизни в ФК. Алинины пост-олимпийские программы (Кристина и Кармен) вывели её в мир не менее яркий, полный сомнений и страстей; Анины программы этого сезона ведут её в сложный мир новых чувств и отношений, которые она передаёт с неповторимым изяществом и изысканностью.
Эта программа наполнена редкой гармонией совпадения музыки, её исполнителя, музыкального инструмента, костюма и, конечно, самой фигуристки. Final touch/последнее прикосновение Этери придало законченность меланхолично-прекрасному образу в платье лирико-драматических оттенков - от полуночно-синего к кобальтово-васильковому и небесно-лунному. Даже вышедший из моды градиент выполняет роль в создании летучести и какой-то зыбкой мари вокруг плывущей по льду прекрасной девушки.
Элегия Массне исполняется разными инструментами, для Ани выбран один из самых певучих - скрипка. И не просто скрипка, а скрипка Страдивари, называемая Гибсон экс-Губерман по именам выдающихся музыкантов, игравших на ней, и которая сейчас в руках Джошуа Белла. Под его смычком скрипка Страдивари плачет и скорбит "о горестях вечной разлуки, о горечи прошлых обид" (из Руми). В "певучей её глубине" соединены и яд, и противоядие от горечи и горести. И 16-летняя Анечка с непостижимой для её возраста тонкостью и глубиной передаёт эти оттенки на остром лезвии своего легчайшего конька.
В этой короткой программе Анна не имеет пока элемента ультра-си, а сложнейший каскад 3L3Lo она выполнила с помаркой. Это одно из первых выступлений в сезоне и она, безусловно, продолжит совершенствовать его. Что, на мой взгляд, важнее безошибочного исполнения каскада на данном этапе, это - выполненные на бонусные очки вращения. Оба вращения удивительно красивы: в первом Аня исполняет уникальное включение/позицию, в котором мне на какой-то миг видится абрис виолончели, а в последнем - стройный корпус скрипки.
Аня хорошо справилась с первой частью выступления в Сызрани, но была недовольна каскадом. Завтра нас, возможно, ждёт уже известный "эффект АА" (Алины/Ани), когда произвольная искупает все ошибки короткой и приносит заслуженное удовлетворение и победу.
О музыке: "Элегия" Ж.Массне в исполнении Д.Белла. Первоначально была написана для фортепиано, затем переложена для чело и т.д. Исполнялась как грустная песня героини в пьесе "Эриннии". Слова были написаны позже Л.Галле, существует русский вариант. Вокальная версия исполнялась как мужским, так и женским голосом. Среди исполнителей Э.Карузо, П.Доминго, Ф.Шаляпин, М.Кабалье и другие.